На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

МОЯ СТРАНА

7 079 подписчиков

Свежие комментарии

  • Лев Добрый
    Тупорылые ЕСсовцы так и не поняли, что весь их шик был за счёт дешёвых российских ресурсов и денег, которые оставалис...Проделки хитрого ...
  • Лев Добрый
    Вот до чего доводит не сменяемость чиновников во власти! Но самое главное, откуда всё знает лошадиная морда "СООБЩАК"...Арестованный Иван...
  • Леонид Ла Рошель
    Бидон - просто ширма, говорящая голова, слова для которой пишут специально обученные люди. Это очень удобная ширма, з...«Умрет прямо на п...

Дурные предчувствия Удастся ли решить главную проблему отечественной оборонки

ВМС РФ

Дурные предчувствия

Удастся ли решить главную проблему отечественной оборонки

Одним из ключевых назначений в новом правительстве станет приход на пост вице-премьера, курирующего оборонно-промышленный комплекс, Юрия Борисова, который до недавнего времени занимал пост заместителя министра обороны России. С какими проблемами предстоит столкнуться новому куратору «оборонки» — в материале портала iz.ru.

Остаться без флота

ВМФ России до 2027 года получит подводные атомные беспилотники «Посейдон»

Исполнение госпрограммы вооружений 2018–2027 года еще толком не началось, и даже контракты, которые предстоит выполнять в ее рамках, детально не разработаны и не поданы на подпись, но некоторые итоги предсказать уже можно. Если всё останется «как сейчас», к 2030 году Россия по сути лишится флота. Нет, конечно, вид вооруженных сил, называемый военно-морским флотом Российской Федерации останется, но максимум, на который он будет способен, — это защита собственных баз и отдельных участков побережья с редкими демонстрационными акциями за пределами близлежащих морей. Более того, под сомнение может быть поставлена и способность флота выполнить важнейшую задачу — обеспечение боевой устойчивости морского компонента стратегических ядерных сил.

Это, пожалуй, главная проблема новой программы, доставшаяся ей по наследству от завершающейся ГПВ-2020, выполнение который было отягощено как политическим кризисом, приведшим к разрыву исторически сложившейся российско-украинской кооперации, в том числе и в военном судостроении, так и наследием общего постсоветского кризиса отечественной промышленности.

Российская атомная подводная лодка стратегического назначения проекта 955

Фото: РИА Новости/Ильдус Гилязутдинов
«Рабочие лошадки» флота обновили вооружение
Самые многочисленные крупные надводные корабли ВМФ оснащают «Калибрами»

Итоги ГПВ-2020 в кораблестроительной части не внушают никакого оптимизма на сей счет. Более-менее удовлетворительные оценки можно поставить только строительству подводных лодок, в первую очередь стратегических ракетоносцев проекта 955 «Борей» и многоцелевых АПЛ проекта 885 «Ясень». При этом в обоих случаях сроки сдачи серий сдвинулись вправо — по «Бореям» примерно на один год, по «Ясеням» — на 2–3.

Без срывов была реализована программа строительства шести дизельных субмарин проекта 636 для Черноморского флота и начато строительство такой же серии для Тихоокеанского флота, однако сама по себе эта программа является паллиативом, появившимся на свет из-за проблем со строительством субмарин более современного проекта 677 и проектированием дизельной подлодки нового поколения.

В области военного судоремонта можно отметить также хорошие результаты программы поддержания готовности стратегических ракетоносцев советской постройки — проектов 667БДРМ и 667БДР, что обеспечило сохранение морского компонента стратегических ядерных сил в целом и позволяет говорить о перспективах его дальнейшего развития.

Большой десантный корабль проекта 11711

Фото: РИА Новости/Игорь Зарембо
Корветы-невидимки оснастят флотилией роботов
Отряды дронов сделают стелс-корабли многофункциональными

Все остальные программы военного кораблестроения были сорваны. Из 35–40 кораблей классов корвет/фрегат, которые должны были войти в состав флота до 2020 года, в настоящее время заказчику переданы лишь восемь единиц, и к концу 2020 года их будет максимум 14. Полностью сорваны планы обновления десантных сил флота — из шести запланированных БДК проекта 11711 флот пока не получил ни одного и максимум получит две единицы, а строительство отечественных универсальных десантных кораблей взамен не полученных в связи с украинским кризисом «Мистралей» перенесено на новую программу. При этом, учитывая нагрузку, которую несут остающиеся в строю корабли советской постройки в рамках «Сирийского экспресса», данный провал чреват быстрым сокращением и без того небольших десантных возможностей флота в ближайшие годы.

Планы строительства крупных боевых единиц — эсминцев проекта «Лидер» — также отложены в долгий ящик, неясна и ситуация с возможной постройкой авианосца.

Авианосец «Адмирал Кузнецов» получит новое вооружение

Без ремонта

Как крайне неудовлетворительные можно оценить итоги завершающейся ГПВ в части модернизации боевых единиц советской постройки. С опозданием на несколько лет начат ремонт единственного российского авианосца «Адмирал Кузнецов», при этом состояние отечественной судостроительной промышленности заставляет опасаться серьезного срыва сроков, подобно тому, как это произошло с атомным ракетным крейсером «Адмирал Нахимов», который первоначально предполагалось вернуть флоту в 2012 году, но в итоге работы по факту были начаты лишь в 2015-м и возможная дата завершения ремонта уехала вправо на 2021 год.

Авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов»

Фото: ТАСС/Федосеев Лев
«Нахимову» сделают пластическую операцию
Тяжелый атомный крейсер перестроят, чтобы разместить новое вооружение и электронику

По факту из крупных кораблей флота в этом десятилетии средний ремонт с модернизацией успешно прошел только ракетный крейсер «Маршал Устинов», при этом исходно планировавшийся на три года процесс растянулся на пять с лишним лет, а модернизация, если не считать радиоэлектронного оборудования, оказалась довольно ограниченной — ПКР П-500 «Базальт» заменили на усовершенствованные (но тоже еще советской разработки) П-1000 «Вулкан», в то время как другие системы вооружения крейсера остались прежними.

На следующее десятилетие сдвинулась и программа модернизации больших противолодочных кораблей проекта 1155, а от планов хотя бы частичного восстановления группировки эсминцев проекта 956 военное ведомство в итоге отказалось в принципе.

Схожие проблемы можно отметить и в программе модернизации многоцелевых АПЛ: из шести субмарин проекта 971, которые предполагалось провести через ремонт и модернизацию в рамках новой ГПВ, этот процесс пока не завершился ни на одной из лодок, также как и на атомных подводных крейсерах — носителях крылатых ракет проекта 949А «Антей». При этом на усовершенствование «Антеев» возлагаются особые надежды — после модернизации эти лодки будут нести по 72 крылатые ракеты комплексов «Оникс»/«Калибр», что резко повысит их возможности и расширит круг выполняемых задач по сравнению с исходным арсеналом из 24 тяжелых противокорабельных ракет П-700 комплекса «Гранит».

Боевые корабли починят в «Заливе»
Крым становится одной из главных ремонтных площадок для ВМФ России

Планомерный срыв сроков не только заставляет усомниться в перспективах восстановления готовности ранее построенных кораблей, но и внушает беспокойство за судьбу строящихся новых боевых единиц, когда ремонт и модернизация потребуются уже для них.

В целом ситуацию в отечественном кораблестроении можно считать наиболее критичной в оборонке вообще. По количеству сорванных программ с ней может соперничать разве что космическая отрасль, имея в виду как ее военную, так и гражданскую часть. К сожалению, обстановка в промышленности не внушает оптимизма — за исключением отдельных производств кооперация находится в кризисе, что приводит к затягиванию сроков в подавляющем большинстве программ, от строительства новых кораблей противоминной обороны до атомных ледоколов.

Цех судостроительного завода

Фото: РИА Новости/Сергей Мамонтов
Российские атомные субмарины исчезнут с радаров противника
«Бореи» и «Ясени» оснастят бесшумными «стелс»-насосами нового поколения

За свою часть проблем ответственна и «сторона заказчика» — зачастую неадекватные формулировки технических заданий, порочная практика пересмотра ТЗ уже в ходе строительства, недостаточное внимание к состоянию кооперации с перекладыванием ответственности на головного исполнителя приводят к проблемам на каждом этапе работ — от подготовки контракта до сдачи нового/отремонтированного корабля флоту.

Говорить о готовых решениях здесь не приходится, но очевидно, что они должны быть комплексными, затрагивать как планирование, так и реализацию. В первом случае очевидно необходимо уменьшение числа заказываемых/строящихся проектов, с упором на строительство оставшихся возможно более крупными сериями, во втором — ускоренная модернизация основных судостроительных промышленных центров, темпы и объемы которой также заметно отстают от анонсировавшихся.

В конечном счете проблема упирается в оценку роли ВМФ в российской военной машине в целом уже руководством страны. Прошлогодний указ Владимира Путина «Об утверждении основ государственной политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности на период до 2030 года» внушает определенный оптимизм в этом отношении, но времени для его воплощения остается не так много.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх