В 1941 году Советскому союзу понадобилась вся промышленная мощь страны, чтобы начать массовое производство военной техники.
Огромное количество производств в этот год было запущено в Горьком — современном Нижнем Новгороде.
И именно военная техника, выпуск которой смогли оперативно наладить производившие прежде гражданскую продукцию заводы, сыграла решающую роль в обороне Москвы в 1941-1942 годах.
О том, как разворачивались новые производства, «Ъ-Приволжье» вспоминает в специальном проекте 22 июня — в день начала Великой отечественной войны, в День памяти и скорби.
Танк Т-34

Завод «Красное Сормово», который выпускал суда, с 1 июля 1941 года обязали строить танки. На верфь пришло постановление №1 Государственного комитета обороны СССР, согласно которому предприятие должно было наладить производство танков Т-34. Перед заводом поставили задачу выпустить до 750 танков за оставшиеся полгода, а в 1942-м отправить на фронт 3 тыс. машин.
На перестройку производства под руководством директора Ефима Рубинчика ушло полтора месяца. Испытателем военных машин был его 16-летний сын Александр Рубинчик.
Первые Т-34 «Красного Сормова» отправились оборонять Москву в октябре 1941 года. За годы войны в Горьком было выпущено более 12 тыс. танков Т-34. Машина была признана лучшим танком Второй мировой войны.
Дивизионная пушка ЗИС-3

До 1934 года Союзный машиностроительный завод «Новое Сормово» №92 выпускал запчасти для тракторов, оси для вагонов, паровозов и трамваев, валы бурового оборудования.
В 1934 году на предприятие прибыл конструктор Василий Грабин с 12 другими конструкторами, которым было поручено разработать новую дивизионную 76-мм пушку на замену «трехдюймовке» образца 1900 года. В 1940 году началась работа над новой пушкой ЗИС-3, и весной 1941 года был готов опытный образец.Вскоре предприятие, которое переименовали в Горьковский машиностроительный завод №92 имени И. В. Сталина (сейчас — Нижегородский завод 70-летия Победы), начало серийное производство 76-мм дивизионной пушки ЗИС-3, которая стала самым массовым советским артиллерийским орудием и одним из самых узнаваемых символов Великой Отечественной войны.
Народ расшифровывал название ЗИСа как «Залп имени Сталина», на фронте ее звали «Зосей» за простоту и послушность, немецкие солдаты — Ratsch-Bum: снаряд летел со сверхзвуковой скоростью, и сначала слышался взрыв («ратш»), а потом звук выстрела («бум»).
Истребитель ЛаГГ-3

В 1940 году на Горьковском авиастроительном заводе №21 им. С. Орджоникидзе (сейчас авиазавод «Сокол») начали осваивать производство истребителя ЛаГГ-3 конструкции С. А. Лавочкина, В. П. Горбунова и М. И. Гудкова. Для этого пришлось существенно перестроить производственный процесс.
Первый истребитель ЛаГГ-3 встал на крыло в январе 1941 года. В августе-сентябре 1941-го ЛаГГ-3 воевали на всех фронтах, в том числе участвовали в воздушной обороне Москвы. К концу 1941 года доля Горьковского авиазавода в совокупном производстве истребителей в СССР составляла 34-38% — завод выпускал до 24 самолетов в сутки.
Танк Т-60

Выпуск легких танков Горьковский автомобильный завод Т-60 начал в сентябре 1941 года. Конструкция танков была разработана на Московском заводе №37 конструктором Николаем Астровым, который позже получил за создание Т-60 и Т-40 Сталинскую премию. Завод №37 эвакуировали из Москвы в Свердловск, но в октябре 1941 года он прекратил производство Т-60.
В итоге ГАЗ остался единственным поставщиком в стране. Чтобы полностью покрыть потребности фронда, на заводе впервые в СССР наладили конвейерную сборку танков. Предприятие перешло на круглосуточную работу.
Однако в октябре 1941 года на завод пришло письмо от Иосифа Сталина: «Нужды обороны страны и Москвы требуют, чтобы ваш завод резко увеличил выпуск танков Т-60 и в ближайшие два-три дня начал выпускать по десять танков в день, а к концу октября — по 15 танков в день». К концу ноября 1941 года ГАЗ перевыполнил план и начала производить по 20 танков в сутки.
Внедорожник ГАЗ-64

В феврале 1941 года на ГАЗе начали разрабатывать первую в СССР серийную машину повышенной проходимости ГАЗ-64. Работу завершили в рекордно короткие сроки — за полтора месяца. В апреле 1941 года автомобиль проходил испытания на полигоне в Кубинке.
По замыслу конструкторов внедорожник с открытой кабиной и вырезами вместо дверей предназначался для командного состава, но в результате использовался как транспорт для пехоты и легкий тягач для артиллерии.
В августе 1941 года вышла первая партия для военных — 42 машины, которые участвовали в боях за Москву. К концу года ГАЗ выпустил 601 машину. За легкость и маневренность бойцы прозвали автомобиль «козлик».
«Кошкина смесь»

Чернореченскому химическому заводу в Дзержинске (сейчас — группа «Корунд») Государственный комитет обороны в первые дни войны поручил срочно организовать выпуск самовоспламеняющейся жидкости с нуля.
Установку запустили 10 июля 1941 года. Через несколько дней произошел взрыв, из реактора выбросило жидкость — трое сотрудников погибли.
Химики изменили технологию, однако выбросы продолжились. На территории цеха установили ванны со слабым раствором медного купороса. Туда сотрудники должны были окунаться, если на них попадала жидкость и спецовка загоралась. Рабочие вспоминают, что «в панике горящие люди бежали мимо ванн, их ловили и силой окунали в воду».
Название жидкости КС фронтовики расшифровывали как «Кошкина смесь» по фамилии изобретателя Н. В. Кошкина. Чтобы поджечь танк с помощью КС, под него нужно было лечь, пропустить под собой, а затем бросить бутылку со смесью в мотор, располагавшийся в задней части. В битве под Москвой из 1700 танков с помощью КС было уничтожено 1300.
Радиостанция 12-РП

В 1941 году Горьковский завод №326 имени М. В. Фрунзе (сейчас АО ННПО имени М. В. Фрунзе) должен был начать массовое производство переносных малогабаритных радиостанций для «низовой» связи. В результате появилась самая популярная радиостанция Красной Армии — 12-РП. Она обеспечивала связь на расстоянии 30 км, использовалась в партизанских отрядах.
Для сборки радиостанции использовались электрорадиоэлементы бытовых радиоприемников, которые изымались у населения на нужды военных производств.
С 1941-го по 1945 год завод им. М. В. Фрунзе изготовил около 30 тыс. радиостанций 12-РП и танковых 12-РТ.
Боевые аэросани

В первые месяцы войны в Горьком создали конструкторское бюро Наркомата речного флота. Его задачей стала разработка боевых самоходных саней, на которые устанавливались авиамотор и пулемет. Конструкторами руководил инженер М. В. Веселовский, который до этого работал на горьковском заводе «Красный металлист», выпускавшем аэросани с 1930-х годы.
Для производства аэросаней была налажена кооперация десятка местных предприятий, опытный образец изготовили в сентябре 1941 года.
Наибольшее применение аэросани НКЛ-26 получили зимой 1942–1943 года. Их высокая прочность и хорошие ходовые качества сослужили хорошую службу на заснеженных поверхностях озер Ладожское, Ильмень, Селигер, рек, в прибрежных районах моря и в Финском заливе. Экипажи саней участвовали в обороне Москвы и Сталинграда, освобождали Новгород.
Мотоцикл М-72

Горьковский мотоциклетный завод «Серп и молот», основанный на базе предприятия «Красная Этна», в годы войны был единственным предприятием в стране, выпускавшим армейские мотоциклы М-72 с прицепной коляской.
Прототипом М-72 стал германский мотоцикл BMW R-71 образца 1938 года. На М-72 установили двигатель с хорошей тягой, машина вышла мощной, коляска делала мотоцикл универсальным — он использовался в бою, для разведки и связи.
С 1941 по 1945 год «Серп и молот» отправил на фронт 6111 мотоциклов М-72.
Свежие комментарии