На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

МОЯ СТРАНА

7 596 подписчиков

Свежие комментарии

  • Дмитрий Гурин25 июня, 17:59
    Да как то попробовал их "армейский рацион" у друга в Аризоне. Он так называемый "выживальщик". Под домом бункер с куч...«Русские, зачем т...
  • Сергей Дмитриев25 июня, 17:00
    Текст на красной бейсболке = Дойчланд юбер алл. Трамп перебирает в эпатажных приёмах засветиться.То он явно без лицен...На Западе дали Тр...

Как в Нижнем Новгороде появились оборонные заводы

Т-34 на испытательном танковом полигоне

Вчера
188 прочитали

В 1941 году Советскому союзу понадобилась вся промышленная мощь страны, чтобы начать массовое производство военной техники.

Огромное количество производств в этот год было запущено в Горьком — современном Нижнем Новгороде.

И именно военная техника, выпуск которой смогли оперативно наладить производившие прежде гражданскую продукцию заводы, сыграла решающую роль в обороне Москвы в 1941-1942 годах.

О том, как разворачивались новые производства, «Ъ-Приволжье» вспоминает в специальном проекте 22 июня — в день начала Великой отечественной войны, в День памяти и скорби.

Танк Т-34

Т-34 на испытательном танковом полигоне

Завод «Красное Сормово», который выпускал суда, с 1 июля 1941 года обязали строить танки. На верфь пришло постановление №1 Государственного комитета обороны СССР, согласно которому предприятие должно было наладить производство танков Т-34. Перед заводом поставили задачу выпустить до 750 танков за оставшиеся полгода, а в 1942-м отправить на фронт 3 тыс. машин.

На перестройку производства под руководством директора Ефима Рубинчика ушло полтора месяца. Испытателем военных машин был его 16-летний сын Александр Рубинчик.

Первые Т-34 «Красного Сормова» отправились оборонять Москву в октябре 1941 года. За годы войны в Горьком было выпущено более 12 тыс. танков Т-34. Машина была признана лучшим танком Второй мировой войны.

Дивизионная пушка ЗИС-3

Официально производство пушек ЗИС-3 было одобрено только в начале 1942 года, хотя к тому моменту на фронте было уже не меньше тысячи таких орудий

До 1934 года Союзный машиностроительный завод «Новое Сормово» №92 выпускал запчасти для тракторов, оси для вагонов, паровозов и трамваев, валы бурового оборудования.

В 1934 году на предприятие прибыл конструктор Василий Грабин с 12 другими конструкторами, которым было поручено разработать новую дивизионную 76-мм пушку на замену «трехдюймовке» образца 1900 года. В 1940 году началась работа над новой пушкой ЗИС-3, и весной 1941 года был готов опытный образец.

Вскоре предприятие, которое переименовали в Горьковский машиностроительный завод №92 имени И. В. Сталина (сейчас — Нижегородский завод 70-летия Победы), начало серийное производство 76-мм дивизионной пушки ЗИС-3, которая стала самым массовым советским артиллерийским орудием и одним из самых узнаваемых символов Великой Отечественной войны.

Народ расшифровывал название ЗИСа как «Залп имени Сталина», на фронте ее звали «Зосей» за простоту и послушность, немецкие солдаты — Ratsch-Bum: снаряд летел со сверхзвуковой скоростью, и сначала слышался взрыв («ратш»), а потом звук выстрела («бум»).

Истребитель ЛаГГ-3

Летчик А. М. Кулагин возле своего ЛаГГ-3 66-й серии. 1944 год.

В 1940 году на Горьковском авиастроительном заводе №21 им. С. Орджоникидзе (сейчас авиазавод «Сокол») начали осваивать производство истребителя ЛаГГ-3 конструкции С. А. Лавочкина, В. П. Горбунова и М. И. Гудкова. Для этого пришлось существенно перестроить производственный процесс.

Первый истребитель ЛаГГ-3 встал на крыло в январе 1941 года. В августе-сентябре 1941-го ЛаГГ-3 воевали на всех фронтах, в том числе участвовали в воздушной обороне Москвы. К концу 1941 года доля Горьковского авиазавода в совокупном производстве истребителей в СССР составляла 34-38% — завод выпускал до 24 самолетов в сутки.

Танк Т-60

Из цеха ГАЗа танки Т-60 отправлялись прямо на фронт

Выпуск легких танков Горьковский автомобильный завод Т-60 начал в сентябре 1941 года. Конструкция танков была разработана на Московском заводе №37 конструктором Николаем Астровым, который позже получил за создание Т-60 и Т-40 Сталинскую премию. Завод №37 эвакуировали из Москвы в Свердловск, но в октябре 1941 года он прекратил производство Т-60.

В итоге ГАЗ остался единственным поставщиком в стране. Чтобы полностью покрыть потребности фронда, на заводе впервые в СССР наладили конвейерную сборку танков. Предприятие перешло на круглосуточную работу.

Однако в октябре 1941 года на завод пришло письмо от Иосифа Сталина: «Нужды обороны страны и Москвы требуют, чтобы ваш завод резко увеличил выпуск танков Т-60 и в ближайшие два-три дня начал выпускать по десять танков в день, а к концу октября — по 15 танков в день». К концу ноября 1941 года ГАЗ перевыполнил план и начала производить по 20 танков в сутки.

Внедорожник ГАЗ-64

ГАЗ-64 - первый советский серийный внедорожник

В феврале 1941 года на ГАЗе начали разрабатывать первую в СССР серийную машину повышенной проходимости ГАЗ-64. Работу завершили в рекордно короткие сроки — за полтора месяца. В апреле 1941 года автомобиль проходил испытания на полигоне в Кубинке.

По замыслу конструкторов внедорожник с открытой кабиной и вырезами вместо дверей предназначался для командного состава, но в результате использовался как транспорт для пехоты и легкий тягач для артиллерии.

В августе 1941 года вышла первая партия для военных — 42 машины, которые участвовали в боях за Москву. К концу года ГАЗ выпустил 601 машину. За легкость и маневренность бойцы прозвали автомобиль «козлик».

«Кошкина смесь»

Советские бойцы отрабатывают противотанковые учения с противотанковой смесью

Чернореченскому химическому заводу в Дзержинске (сейчас — группа «Корунд») Государственный комитет обороны в первые дни войны поручил срочно организовать выпуск самовоспламеняющейся жидкости с нуля.

Установку запустили 10 июля 1941 года. Через несколько дней произошел взрыв, из реактора выбросило жидкость — трое сотрудников погибли.

Химики изменили технологию, однако выбросы продолжились. На территории цеха установили ванны со слабым раствором медного купороса. Туда сотрудники должны были окунаться, если на них попадала жидкость и спецовка загоралась. Рабочие вспоминают, что «в панике горящие люди бежали мимо ванн, их ловили и силой окунали в воду».

Название жидкости КС фронтовики расшифровывали как «Кошкина смесь» по фамилии изобретателя Н. В. Кошкина. Чтобы поджечь танк с помощью КС, под него нужно было лечь, пропустить под собой, а затем бросить бутылку со смесью в мотор, располагавшийся в задней части. В битве под Москвой из 1700 танков с помощью КС было уничтожено 1300.

Радиостанция 12-РП

Экипаж личной радиостанции комдива 106-й гвардейской воздушнодесантной дивизии. Справа начальник радиостанции В. К. Куклин, работавший в первый год войны на монтаже передатчиков типа 12-РП

В 1941 году Горьковский завод №326 имени М. В. Фрунзе (сейчас АО ННПО имени М. В. Фрунзе) должен был начать массовое производство переносных малогабаритных радиостанций для «низовой» связи. В результате появилась самая популярная радиостанция Красной Армии — 12-РП. Она обеспечивала связь на расстоянии 30 км, использовалась в партизанских отрядах.

Для сборки радиостанции использовались электрорадиоэлементы бытовых радиоприемников, которые изымались у населения на нужды военных производств.

С 1941-го по 1945 год завод им. М. В. Фрунзе изготовил около 30 тыс. радиостанций 12-РП и танковых 12-РТ.

Боевые аэросани

Аэросани НКЛ-26 44-го советского батальона перед выходом на задание южнее Новгорода

В первые месяцы войны в Горьком создали конструкторское бюро Наркомата речного флота. Его задачей стала разработка боевых самоходных саней, на которые устанавливались авиамотор и пулемет. Конструкторами руководил инженер М. В. Веселовский, который до этого работал на горьковском заводе «Красный металлист», выпускавшем аэросани с 1930-х годы.

Для производства аэросаней была налажена кооперация десятка местных предприятий, опытный образец изготовили в сентябре 1941 года.

Наибольшее применение аэросани НКЛ-26 получили зимой 1942–1943 года. Их высокая прочность и хорошие ходовые качества сослужили хорошую службу на заснеженных поверхностях озер Ладожское, Ильмень, Селигер, рек, в прибрежных районах моря и в Финском заливе. Экипажи саней участвовали в обороне Москвы и Сталинграда, освобождали Новгород.

Мотоцикл М-72

Колонна советских мотоциклов М-72 и танков Т-34-85 на марше под Одессой

Горьковский мотоциклетный завод «Серп и молот», основанный на базе предприятия «Красная Этна», в годы войны был единственным предприятием в стране, выпускавшим армейские мотоциклы М-72 с прицепной коляской.

Прототипом М-72 стал германский мотоцикл BMW R-71 образца 1938 года. На М-72 установили двигатель с хорошей тягой, машина вышла мощной, коляска делала мотоцикл универсальным — он использовался в бою, для разведки и связи.

С 1941 по 1945 год «Серп и молот» отправил на фронт 6111 мотоциклов М-72.

Ссылка на первоисточник
Рекомендуем
Популярное
наверх