На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

МОЯ СТРАНА

7 265 подписчиков

Свежие комментарии

  • АндрейБорков
    Нормально, главное, что бы все это не закончилось очередной болтологией и словоблудием. Укропитеков надо гасить всех,...Будет громко! Арм...

Абхазия может вернуться в состав Грузии: на вероятность этого указывает ряд важнейших экономических и политических решений, принятых в Тбилиси и Москве

Когда на днях премьер-министр Грузии Ираклий Кобахидзе заявил о планах вернуть Абхазию и Южную Осетию в состав страны к 2030 году, многие эксперты в России отреагировали на это весьма воинственно.

Сегодня 9,2K прочитали

Когда на днях премьер-министр Грузии Ираклий Кобахидзе заявил о планах вернуть Абхазию и Южную Осетию в состав страны к 2030 году, многие эксперты в России отреагировали на это весьма воинственно.

В духе, мол, «готова ли грузинская армия убегать так же быстро, как в 2008-м? » Вот только ситуация выглядит далеко не так просто: судя по всему, Москва и Тбилиси не слишком публично, но весьма успешно, выводят свои отношения на новый уровень.

Пока главное препятствие на пути сближения - две непризнанные республики. Вопрос Южной Осетии – отельная тема. А вот Абхазия – основной вопрос дипломатии.

Когда на днях премьер-министр Грузии Ираклий Кобахидзе заявил о планах вернуть Абхазию и Южную Осетию в состав страны к 2030 году, многие эксперты в России отреагировали на это весьма воинственно.

И, судя по всему, при соблюдении ряда условий, Россия может согласиться на возращение республики в состав Грузии. Из чего такой вывод?

Буквально только что Грузия сделала беспрецедентный шаг навстречу России: именно так можно оценить вступление в силу скандального закона об иноагентах - «О прозрачности иностранного влияния». Спикер парламента Шалва Папуашвили подписал документ после того как это отказалась сделать президент страны Саломе Зурабишвили. Даже несмотря на мощнейшие протесты, поддерживаемые и разжигаемые Западом против этого закона. По сути, в Тбилиси, пусть и не прямо, но продемонстрировали, что выбирают курс на интеграцию с Россией. Не в противовес стремлению вступить в ЕС, а – параллельно. Потому что при любом варианте Евросоюз далеко, а РФ – рядом. А Вашингтону, который инициировал и спонсировал протесты против закона, в Тбилиси заявили: «политика шантажа не соответствует духу партнерства с США».

Оставим в стороне тот факт, что у самих американцев подобный закон действует десятки лет. Как и во многих европейских странах. Просто им можно, а остальные не имеют право замечать, как США и НАТО через общественные организации активно влияют на политику других стран. Важно другое: в Тбилиси вряд ли бы решились пойти на конфликт с «мировым гегемоном», если бы за плечами у Грузии не было гарантий поддержки в лице России. А она, как и масштабные экономические связи, возможны только в том случае, если вопрос непризнанных республик будет закрыт. И, прежде всего, Абхазии, которая на сегодня является экономической «пробкой» на пути торговых и туристических маршрутов между Грузией и Россией.

Абхазия, перекрыв границу с Грузией, не пропускает ни автомобильное движение, ни железнодорожное. Сухопутное сообщение между нашими странами осуществляется через Осетию. Путь длинный, неудобный, ограниченный в объемах. И сугубо автомобильный. Ни о каком реальном расширении потока товаров, об обмене значительными туристическими потоками в этой ситуации говорить не приходится.

При этом в Абхазии принято законодательство, которое, по сути, блокирует даже привлечение инвестиций в собственную экономику. До сих пор иностранцы (а это и россияне тоже) не имеют право купить здесь даже квартиру.

В Абхазии есть политики, которые понимают, что столь масштабные ограничения ослабляют экономику страны, но большинство их не слышит. В 2015 году в парламент республики были внесены законопроекты, которые предполагали возможность приобретения в законном порядке жилья иностранными гражданами. Они вызвали серьезную дискуссию в абхазском обществе, но весной 2016 года было принято решение, что никакие законопроекты, касающиеся отмены запрета покупать жилье в Абхазии, рассматриваться не будут. С тех пор работы по реформе жилищного законодательства не ведутся. Любые инвестиции в недвижимость осуществляются по весьма сложным схемам, имеющим «серый» оттенок. А это для прихода серьезного и крупного современного бизнеса – неприемлемо.

Поставки фруктов на российский рынок и прием отдыхающих в туристическом секторе, серьезно отстающем от современного уровня модернизации и комфорта – это, упрощенно говоря, база экономики страны. Вполне логично, что в прошлом году бюджет Абхазии составил 9,6 миллиарда рублей, из них - 3,7 миллиарда российская финансовая помощь. Это меньше, чем доходы одного города Иваново, которые превышают 10 млрд. руб. И при действующих законодательных ограничениях экономика Абхазии вряд ли сумеет совершить качественный рывок.

Технически, данные проблемы было бы можно решить, включив Абхазию в состав РФ. Но ни жители республики, ни ее руководство этого не хотят! Когда подобные инициативы появлялись в общественном поле, например, от Дмитрия Медведева летом 2023 года, в Абхазии их жестко отвергали. Значит, инвестиции не придут?

Но вот на фоне сложившейся ситуации появляется все больше новостей о том, что Россия и ее крупный бизнес планируют осуществить беспрецедентные по масштабам экономические вливания в транспортный коридор до Сочи. Во-первых, появится высокоскоростная магистраль «Юг», которая свяжет Адлер и Москву. В рамках Петербургского международного экономического форума представили ее проект. Во-вторых, стало известно, что вскоре начнется самая сложная транспортная стройка в стране: трасса Джубга — Сочи с 12-ю туннелями и стоимостью, как минимум, в 1,4 трлн рублей. Ее планируют завершить к концу 2029 года в рамках проекта «Южного кластера». При чем финансирование будет идти как из бюджетных, так и внебюджетных источников.

А теперь принципиально важный вопрос: неужели столь масштабные вложения делаются только ради увеличения потока отдыхающих в Сочи? То есть, Россия прорубает двойной транспортный коридор в тупик?

Но восприятие этих инвестиций кардинально меняется, если представить, что мы строим маршрут, который свяжет нас напрямую с Грузией, а через нее – с Арменией и Турцией. А это уже выход транспортных коридоров к Ирану, Сирии, всему Ближнему Востоку. По сути, мы можем получить скоростные автомобильную и железнодорожную ветки с выходом в стратегически важный для нас регион, с котором до сих пор взаимодействуем исключительно дорогостоящим авиационным транспортом или медлительным - морским. Но, получается, что на пути железнодорожных и автомобильных маршрутов стоит только Абхазия.

В состав России она принципиально не хочет (хотя и от помощи бюджета РФ не отказывается). Законодательно многие формы инвестиций блокирует. Открывать границу с Грузией не планирует. Пока Тбилиси был агрессивно настроен по отношению к Москве, Абхазия служила своего рода, форпостом между нами. Но в случае партнерских и добрососедских отношений между Россией и Грузией, позиция Абхазии становится тормозом. Даже не столько политическим, сколько - экономическим.

Поэтому, нельзя исключать того, что принятие скандального закона об иноагентах в Грузии стало, скажем так, первой частью неофициальной сделки между Москвой и Тбилиси по выстраиванию взаимовыгодных отношений. Нам показали, что настроены серьезно. И ждут готовности к компромиссу от России – в т.ч. по вопросу Абхазии.

О конкретике говорить рано: она, безусловно, должна отражать интересы трех сторон, и, в первую очередь, самой Абхазии. Скорее всего, речь пойдет о максимально возможной форме автономии. Ни о каких силовых или принудительных вариантах речь идти не может. Если Абхазию и вернут в Грузию, то только при условии того, что большинство жителей республики если и заметят в своей повседневной жизни изменения, то – исключительно к лучшему.

Да, есть еще и геополитическая сторона вопроса: Россия практически достроила военный порт в Очамчире (Абхазия). Но это не та проблема, которую нельзя решить при соответствующем настрое властей Грузии. Наши корабли и при нынешнем положении вещей все равно будут базироваться на территории другой страны. Значит, конечное решение возможно и с Тбилиси: например, долгосрочное соглашение о праве базирования флота на данной территории. Да, с антироссийски настроенной властью заключить подобный договор было бы невозможно. Но сегодня мы видим, что Тбилиси посылает Москве явные сигналы о готовности сотрудничества.

Не случайно, скажем, политолог Сергей Марков заявлял, что «Абхазия и Южная Осетия могут вернуться в состав Грузии». Он предполагал два основных варианта подобного развития событий:

«Первый — если Россия потеряет свое влияние. Второй вариант, если произойдет примирение России и Запада, Грузии и России, Абхазия и Южная Осетия решат мирно наладить отношения с Грузией, они могут примириться при взаимном прощении».

Но не исключено, что Москва и Тбилиси решили выкинуть из этого уравнения интересы Запада? И договариваться напрямую: Грузия, Абхазия и Россия.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх