14 марта Олимпийский комитет России (ОКР) провёл своё очередное заседание, а его президент Станислав Поздняков огласил одно из условий, выставленных МОК для допуска на Олимпиаду нейтральных российских спортсменов: письменно осудить СВО.
Поздняков назвал Игры-2024 фарсом. Но даже несмотря на это, наш ОКР бойкотировать Олимпиаду в Париже не стал. Почему, выяснил Царьград.
ЧЕРТИНОВ ВЛАДЛЕН
В спорте свои "Минские соглашения"
Как выяснилось, МОК будет склонять наших спортсменов к предательству индивидуально – рассылая им личные письма. И уже рассылает. Приглашает на Олимпиаду в Париже, но с выполнением ряда условий. Спортсмен должен будет осудить СВО, в случае победы не фотографироваться на фоне флага России и сделать ещё много чего, в том числе противоречащего российскому законодательству.
Там придуман кошмар. Всё делают так, чтобы люди уезжали из страны,
– прокомментировала эти письма из МОК генеральный секретарь Федерации бокса России Татьяна Кириенко.
Почему наши спортивные функционеры не готовы бойкотировать фарс и кошмар?
Оказывается, потому, что бойкот этой Олимпиады означал бы автоматический пропуск следующей. А наши чиновники, видимо, надеются, что через четыре года всё рассосётся. Они живут этой надеждой уже почти десять лет. А ситуация становится только хуже. Идёт война между Россией и Западом. А вслед за этим мы больше и больше удаляемся друг от друга.
За и против
Главы спортивных федераций России, которые высказались за бойкот Олимпиады:
- Академическая гребля (Алексей Свирин)
- Бокс (Татьяна Кириенко)
- Прыжки на батуте (Николая Макаров)
- Спортивная гимнастика (Василий Титов)
- Художественная гимнастика (Ирина Винер)
Высказались против бойкота:
- Теннис (Шамиль Тарпищев)
- Триатлон (Ксения Шойгу)
- Тяжёлая атлетика (Максим Агапитов)
Высказались неопределённо:
- Велоспорт (Вячеслав Екимов)
- Спортивная борьба (Михаил Мамиашвили)
Ситуация напоминает паузу, которую Россия взяла в Донбассе после Минских соглашений. Когда вместо того, чтобы кардинально решить ситуацию с ещё очень слабой Украиной, вдруг остановились.
То же самое происходило и в спорте, где Россия последние 10 лет выступала с виноватой улыбкой на лице. Платила огромные деньги в международные организации, издевавшиеся над нашей страной и разрушавшие русский спорт: в МОК, во Всемирное антидопинговое агентство (ВАДА), в некоторые глубоко враждебные нам международные спортивные федерации. Всё это делалось (и делается) в ущерб отечественному спорту. За это время ушла целая плеяда спортсменов и тренеров.
Что скрывали анализы командора?
Все началось в 2014 году – одновременно с конфликтом между Россией и Украиной. Уже одно это должно было лишить наших спортивных чиновников неоправданных надежд и надоумить, что тут всё дело в политике. В декабре того года вышел фильм-расследование немца Зеппельта, обвинившего русских спортсменов в употреблении допинга. Первой попала под удар наша лёгкая атлетика – именно этот вид спорта приносит больше всего олимпийских медалей. Потом снаряды падали без разбора на самые разные виды спорта – даже на те, где допинг не помогает, а вредит и, следовательно, его применять нет смысла, – вроде стрельбы, фехтования. Приснопамятная комиссия Макларена обвинила в махинациях с допингом аж 27 наших фехтовальщиков (потом они, правда, были оправданы), всего – больше тысячи русских спортсменов. Вся эта травля в итоге закончилась массовым отстранением русских от международных стартов.
А теперь для сравнения. Примерно в то же время случился и другой допинговый скандал. В июне 2015 года по британскому каналу "Би-би-си" показали фильм-расследование об американском тренере Альберто Саласаре, который кормил допингом своих учеников (бегунов на 10 тысяч метров), американца Гайлена Раппа и британца Мо Фара. Первый на Олимпиаде-2012 в Лондоне взял серебро, второй – золото. И что бы вы думали? Когда ВАДА запросила на исследование пробы мочи и крови Мо Фара, хранящиеся в британском антидопинговом агентстве "ЮКАД", там отказались их предоставить. На том основании, что пробы… – их собственность и в результате забора могут быть испорчены.
Мо Фара остался чист. Он по-прежнему четырёхкратный олимпийский чемпион, рыцарь-бакалавр, командор ордена Британской империи. Два скандала, а какие разные результаты.
Примерно тогда же, в 2016 году Олимпиаду в Рио с триумфом выиграла американская гимнастка Симона Байлз. Однако вскоре группа русских хакеров Fancy Bears взломала базу данных ВАДА и обнародовала секретный документ, согласно которому американка на Олимпиаде провалила аж четыре допинг-теста. В её пробах нашли запрещённый психостимулятор метилфенидат (помимо Байлз, положительные допинг-тесты были у звёздных теннисисток сестер Уильямс и других американских спортсменов).
Но, оказалось, ВАДА всем им выдала терапевтические исключения на приём допинга. Байлз оправдывалась тем, что принимает психостимулятор с детства, поскольку у неё синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). В Соединённых Штатах, в отличие от России, СДВГ регистрируется как заболевание. Но в таком случае спортсменка должна принимать участие в Паралимпийских играх.
На следующей олимпиаде в Токио, куда ей не дали провезти психотропное средство, американку ждал полный провал. Очевидно, та же участь уготована и норвежским лыжникам, если их лишить любимого запрещённого в спорте лекарства от астмы, которое они "в виде исключения" по разрешению ВАДА принимают чуть ли не поголовно. И благодаря этому имеют преимущество над соперниками – прежде всего, над русскими спортсменами. Хотя и астматикам, по идее, место на Паралимпиаде.
Когда же в ВАДА за терапевтическими исключениями обращаются наши, то получают отказ. Например, у прыгуньи в высоту олимпийской чемпионки 2012 года Анны Чичеровой был апоневроз стопы, причинявший ей боль. Её спортивный врач, собрав кучу справок, сделал запрос на приём необходимого препарата, но ВАДА ответила отказом – лечись как хочешь!
1 января 2016 года ВАДА вдруг внесла в список запрещённых разработанный ещё в 1970-е годы в СССР препарат мельдоний, оказывающий тонизирующее воздействие и защищающий клетки сердца от негативных влияний. Его принимали многие русские спортсмены, они и начали массово попадаться. А американский аналог мельдония – L-карнитин, на котором сидели и сидят западные спортсмены, ВАДА запрещать не стала.
Аттракционы щедрости и скупости
Наши спортивные чиновники вели себя так, будто не понимали, что против русского спорта развязана война. Когда даже чистых спортсменов, никогда не попадавшихся ни на каком допинге, стали массово отстранять от соревнований по принципу коллективной ответственности, некоторые из них обращались за защитой к спортивному руководству, просили помочь им отстоять свою честь в международных судах. Чиновники не раз заверяли, что государство не даст спортсменов в обиду. Но с деньгами на адвокатов не помогли. Зато выполняли все требования тех, кто задался целью разрушить наш спорт. Пустили врага на свою территорию. После отстранения Российского антидопингового агентства (РУСАДА) позволили проверять русских спортсменов на допинг англичанам – той самой ЮКАД, выгораживавшей британских "грязных" атлетов вроде Мо Фара.
Россия фактически начала платить Западу спортивную дань. При стоимости анализа одной допинг-пробы в 450 евро ЮКАД брала с русских по 600 евро и только на тестировании наших легкоатлетов перед Олимпиадой в Рио заработала около 500 тысяч евро. Но на Игры их всё равно не пустили.
Точно так же Россия кормила международную федерацию легкой атлетики World Athletics, поразившую русских спортсменов в правах. Оплачивала "дорожную карту" по их допуску к международным соревнованиям. Выплаты из России составили 15% годового дохода World Athletics. Благодаря русским деньгам эта организация жирела – из убыточной превратилась в прибыльную. Но для наших спортсменов ничего не рассосалось. Наоборот, стало лишь хуже. Не только на международной арене, но и внутри страны.
В 2019 году олимпийская чемпионка по прыжкам в высоту Мария Ласицкене выступила с открытым письмом к спортивным функционерам:
Вы в курсе, что уровень результатов падает, а лёгкая атлетика уходит не только из телевизоров, но и из крупных российских городов, где уже почти не осталось открытых легкоатлетических стадионов?
И действительно. Возьмём для примера крупный город Петербург с населением около шести миллионов жителей. Сейчас в Северной столице только один легкоатлетический стадион, где можно проводить соревнования для взрослых, – "Приморец". На нём беговые дорожки протёрты, в секторе прыжков в длину планка для отталкивания раскрошилась.
В секторе для прыжков в высоту поролоновые маты ссохлись, и при приземлении спортсмена вверх взлетает столб пыльной трухи. В секторе для прыжков с шестом маты прорвались до такой степени, что торчит металлическая арматура, и при неудачном прыжке спортсмену грозит серьёзная травма. Чтобы зафиксировать держатель планки, в стойку приходится запихивать щепку.
В секторе для метаний диска и молота ограждающие сетки в нескольких местах прорваны. Бывали случаи, когда молот вылетал через эти дыры. Это счастье, что пока он ни в кого не попал.
Бюджет Минспорта России в последние годы сокращается. В 2022 году он составлял 76 млрд рублей, в 2023-м и 2024-м – 56 млрд, в 2025-м – 41,5 млрд. Об этом "плановом снижении" в феврале на заседании профильного комитета Госдумы объявил первый замминистра спорта Азат Кадыров. Правда, в одном из интервью он оговорился, что "в последнее время активно развиваются негосударственные компании, организующие спортивные массовые мероприятия – марафоны, забеги, триатлонные гонки".
Можно порадоваться за триатлонистов и за президента Федерации триатлона Ксению Шойгу, но спорт – это не только марафоны и забеги.
Деньги в помойку
Осенью 2023 года пришли сразу две сенсационные спортивные новости: "Россия отказалась платить взнос в ВАДА 1,2 млн долларов" и "Россия в связи с тем, что её спортсменов не допускают на Олимпиаду, отказалась платить взнос в МОК – 80 миллионов долларов". Ну наконец-то! – подумали многие. И ошиблись. В феврале министр спорта Олег Матыцин объявил, что Россия всё-таки заплатит ВАДА как за 2023 год, так и за 2024-й. Интересно знать – за что? Ведь наши спортсмены никуда не допущены. Не удивлюсь, если выяснится, что свои 80 миллионов получит и МОК.
Иначе с чего бы вице-спикеру Госдумы Петру Толстому тогда же в феврале было произносить публично такие слова:
Нам как парламенту необходимо с этим определяться: с членством не только в ОБСЕ, но и с членством в ВОЗ, МОК, ВАДА и других "прекрасных" организациях, куда Россия до сих пор платит членские взносы.
Российские спортивные чиновники всё силятся разглядеть какой-то просвет в конце тоннеля, чёрную кошку в тёмной комнате. И упорно не желают замечать очевидного: спорт сегодня не вне политики. Он её инструмент. Раньше, когда не было войны, мы должны были доказывать, что мы сильны, на полях спортивных сражений. Но сейчас идёт реальная война. А Минспорт продолжает выпрашивать подачки у врагов – у тех, кто хочет нас унизить, уничтожить любыми способами. Соглашается с тем, чтобы наши спортсмены выступали на международных соревнованиях без флага и гимна своей страны. С тем, что девушки не должны завязывать волосы, используя резинки с цветами своего флага. С тем, что в холле отеля, где остановились спортсмены, строжайше запрещено говорить про Россию...
Может, уже достаточно унижений? Зачем бороться за то, чтобы Запад позволил энному количеству наших спортсменов принимать участие в Олимпиаде в нейтральном статусе, если они всё равно не смогут нормально там выступить? Чтобы побеждать на соревнованиях такого уровня, к ним нужно готовиться, быть в тонусе – иметь в течение сезона постоянный опыт международных соревнований. А наши спортсмены его лишены. И даже если их вдруг допустят на следующую Олимпиаду, там из них выпьют всю кровь. Сломают режим дня внезапными ночными допинг-пробами, что бывало уже не раз. Судьи из враждебных стран не упустят случая, чтобы засудить их, болельщики будут оскорблять с трибун, а спортсмены – раздавать интервью о том, что русские погрязли в допинге и что Россия – это страна-агрессор. Ездить на Олимпиады, имея весьма призрачную возможность победить, но вполне реальную – окунуться в эту гнилостную атмосферу, сомнительное удовольствие. Да и надо ли стремиться в ту трансгендерную помойку, в которую Запад ускоренными темпами превращает мировой спорт? Участвовать в соревнованиях, где мужики прикидываются женщинами ради побед, которых им не достичь в мужском спорте. Находиться на аренах с общими для обоих полов раздевалками и туалетами.
Что с того?
Мы должны сами как можно быстрее покинуть этот гадюшник, а не цепляться за него. Наша задача – создавать новую спортивную реальность. В первую очередь у себя в стране. Надо соревноваться с теми, кто хочет нас видеть и не держит камень за пазухой.
Игры БРИКС (пройдут в Казани с 11 по 23 июня), Всемирные игры дружбы (пройдут в Москве и Екатеринбурге 15–29 сентября) – шаги в правильном направлении. Свидетельством чему является и нервная реакция на них МОК и ВАДА.
Надо создавать и продвигать новые форматы соревнований вроде мультиспортивных "Игр будущего", объединивших традиционный и киберпорт (прошли в феврале-марте в Казани).
Надо развивать виды спорта, популярные сегодня у молодёжи. Например, полосы препятствий. Существует много их разновидностей. Мастер спорта по лёгкой атлетике, серебряный призёр чемпионата Европы по гонкам с препятствиями, участница экстремальных шоу на СТС "Русский ниндзя" и "Суперниндзя" Анна Иванова привела такой пример:
Меня пригласили поучаствовать в проекте "Послезавтра". Я приезжала в лагерь в Подмосковье, где представители разных видов спорта устраивали мастер-классы для 460 детей из новых регионов России, детей мобилизованных, детей в трудной жизненной ситуации. Там присутствовали футболист, выступавший за сборную России Алексей Смертин, чемпионы по бобслею и регби. Но после представления две трети зала пошли тренироваться со мной. Это было так неожиданно…
По словам Анны Ивановой, полоса препятствий для ребёнка – естественная среда: тут попрыгал, там пролез, пробежал – и незаметно в игровой форме организм укрепляется. Анна занималась легкоатлетическим многоборьем и может сравнивать: азарт, воля к победе и нагрузки в таком "ниндзя-спорте" ничуть не меньше, чем в обычном спорте – полоса препятствий хорошо прокачивает всё тело. А кроме того, этот формат тренировок – отличная подготовка к армии, что сегодня востребовано как никогда.
Пока еще Олимпиада – соревнование №1. Но если её организаторы будут продолжать в том же духе, она себя изживёт, и ситуация изменится уже в обозримом будущем. Новая спортивная реальность обязательно наступит. Спаси себя сам, и тогда вокруг тебя другие спасутся.
Свежие комментарии