На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

МОЯ СТРАНА

7 076 подписчиков

Свежие комментарии

  • Anna Gaidukova
    Это ж не просто вор, - это враг народа! Где Сталина взять?"Там не сотни мил...
  • Игорь Овчаренко
    Коней на переправе не меняют.........Политический удар...
  • Nata
    "Собака лает, а караван идет." "У России два союзника - армия и флот!" Все сказано ранее - надо только помнить, не об...«Вот это нож в сп...

Актер от Бога, руководитель по любви: каким запомнят Олега Табакова

Олег Табаков. Архивное фото

Актер от Бога, руководитель по любви: каким запомнят Олега Табакова

16:2712.03.2018

МОСКВА, 12 мар — РИА Новости, Анна Михайлова. В Москве на 83 году жизни скончался народный артист СССР, художественный руководитель МХТ им. Чехова и "Табакерки" Олег Табаков, сообщили в пресс-службе театра.

Актер, режиссер, художественный руководитель двух ведущих московских театров и Учитель с большой буквы для нескольких поколений российских артистов. В его фильмографии около 130 киноролей и сотня спектаклей. Его голос знала вся страна, особенно он полюбился детям, которые росли на озвученных им мультфильмах — от "Простоквашино" до "Ильи Муромца и Соловья-разбойника".

"Современник"

© Фото : предоставлено театром "Современник"
Актриса Людмила Иванова и Олег Табаков в спектакле театра Современник "Баллада о невеселом кабачке"

Матроскин всея Руси приехал в столицу из Поволжья. Олег Табаков родился в 1935 году в Саратове. Для семьи врачей актерская профессия была чем-то необычным. Но, попав в театральный кружок "Молодая гвардия" к знаменитому педагогу Наталье Сухостав, Табаков раз и навсегда выбрал свой путь. В 1953 году он поступил в Школу-студию МХАТ, где был одним из лучших студентов.

Свою первую роль в кино Табаков сыграл на третьем курсе — в драме Михаила Швейцера "Тугой узел" (1956). А уже через год старший мхатовец Олег Ефремов пригласил его в Студию молодых актеров, которая позднее превратилась в труппу "Современника". Табаков стал самым юным из шести основателей этого легендарного театра. Его первая работа в "Современнике" — студент Миша в спектакле "Вечно живые". Затем последовали знаковые роли в "Голом короле" (1960), "Третьем желании" (1961), "Обыкновенной истории" (1966). В те же годы на экраны вышел фильм "Шумный день" (1966) с Табаковым в одной из главных ролей.

В 1970 году, когда Ефремов перешел во МХАТ, Табаков возглавил "Современник" — на шесть лет. Параллельно он оставался ведущим актером театра, много снимался в кино и преподавал. Такие нагрузки сказались на здоровье артиста: в 29 лет Табаков перенес инфаркт, врачи забрали его прямо со сцены.

От Обломова до "Мэри Поппинс"

© Киностудия им. М. Горького (1973)
Актер Олег Табаков в роли Шелленберга в фильме "Семнадцать мгновений весны"

Экранное обаяние Табакова сделало его одним из самых любимых и узнаваемых отечественных актеров. Улыбка, заразительный смех и лукавый прищур артиста стали визитной карточкой даже тех фильмов, в которых Табаков играл роли второго плана. Так было со всенародно любимыми советскими комедиями "Мэри Поппинс, до свидания!" (1983), "Человек с бульвара Капуцинов" (1987), "Сирота казанская" (1997).

Несмотря на успех в этом жанре, Табаков не стал заложником комедийного амплуа. Его Николай Ростов в "Войне и мире", Вальтер Шелленберг в "Семнадцати мгновениях весны", Илья Ильич в "Нескольких днях из жизни Обломова" — персонажи глубокие и человечные. Кого бы ни играл Олег Павлович — юнца, старика, проходимца, неудачника, шута или злодея — он проживал жизнь своих героев так убедительно и ярко, что зритель просто не мог не проникнуться к ним симпатией.

От МХАТа к МХТ через "Табакерку"

Юбилейный вечер "Наш Чехов" в МХТ имени А. П. Чеxова

Вопреки вкладу Табакова в становление "Современника", для большинства театралов его имя ассоциируется с другим театром — МХТ имени А. П. Чехова. В 1983 году Олег Павлович принял приглашение Ефремова и перешел в труппу. Стартом его 35-летнего пути в этом театре стала знаковая роль Сальери в спектакле "Амадей".

Чуть раньше Табаков набрал в ГИТИСе курс студентов, с которыми в 1978-м открыл театральную студию на бывшем угольном складе. Этот "подвал" стал местом сбора многих выпускников Олега Павловича и к 1986 году получил официальный статус — отремонтированное помещение и народное название "Табакерка".

Сегодня у студии две сцены, свое производство декораций и школа для одаренных детей из глубинки. Но главный результат неутомимого творческого гения Табакова — это роли, спектакли и таланты, которые в разные годы приютила легендарная "Табакерка". Здесь ставили Валерий Фокин и Евгений Каменькович, Кама Гинкас и Василий Сигарев, штатными режиссерами были Миндаугас Карбаускис и Константин Богомолов.

Актриса Надежда Тимохина в роли Полины Андреевны и актер Олег Табаков в роли Евгения Дорна во время пресс-прогона спектакля "Чайка".

В 2000 году Табаков встал во главе МХТ им. Чехова и занялся кардинальным обновлением репертуара. Он не боялся приглашать в театр начинающих актеров, неизвестных авторов, скандальных режиссеров. При Олеге Павловиче в МХТ пришли Кирилл Серебренников и Марина Брусникина, Юрий Бутусов и Виктор Рыжаков, а также костяк труппы: Константин Хабенский, Михаил Пореченков, Анатолий Белый, Алексей Кравченко, Дарья Мороз, Ирина Пегова и многие другие.

Спустя год специально для экспериментальных постановок была открыта новая сцена. За ней последовала реконструкция основного зала, благодаря которой МХТ стал одним из самых технически оснащенных театров Европы. Из академического театра с наполняемостью в 42% МХТ превратился в центр притяжения всего нового, молодого, авангардного, не потеряв при этом связи с традициями его великих основателей. Сегодня у касс театра выстраиваются очереди, а на постановках всегда царит аншлаг.

Последний "Юбилей"

Актер Владимир Машков и художественный руководитель Московского художественного театра имени А.П. Чехова Олег Табаков

Несмотря на то что последние 40 лет Олег Табаков занимал руководящие должности в двух крупных театрах и преподавал, он продолжал играть. Звезда такого уровня может позволить себе выбирать любые роли и постановщиков, но Табаков работал с теми же молодыми режиссерами, которым, что называется, дал путевку в жизнь.

"В спектаклях мы ищем уникальность формы для жизни человеческого духа на сцене. Поэтому выбираем такую литературу и драматургию, в которой рассматривается главная для меня проблема — как человеку быть человеком. Именно этот вопрос стоит во главе угла, и мы каждый раз по мере данного нам Богом таланта отвечаем на него заново. Но честно и бесстрашно", — говорил Табаков. И каждым выходом на сцену подтверждал эти слова.

С модным и провокационным Константином Богомоловым у Олега Павловича сложились особые отношения. Невзирая на скандальный уход молодого режиссера из МХТ в 2013 году, он продолжил здесь ставить — и именно для Табакова. Последние два спектакля Богомолова с участием актера называли бенефисом Олег Павловича.

"Юбилей ювелира" по одноименной пьесе британки Николы Маколифф был поставлен в 2015 году, к 80-летию актера. Табаков сам выбрал произведение и предложил его Богомолову. В камерном полуторачасовом спектакле актер будто сыграл самого себя — человека преклонных лет, который четко осознает, что пришел к финалу жизни, но достойно и бесстрашно смотрит в лицо смерти.

Уже тогда было видно, как непросто физически даются Олегу Павловичу выходы на сцену, но вместе с тем — как важна для него психологическая составляющая этой роли. За "Юбилей ювелира" Табаков был удостоен театральной премии "Хрустальная Турандот". Великолепное актерское трио составили Наталья Тенякова и Дарья Мороз.

Олег Табаков и режиссер Константин Богомолов

В постановке Богомолова 2017 года — спектакле "Дракон" по знаменитой пьесе Евгения Шварца — Табаков и вовсе появлялся на сцене в инвалидном кресле. Режиссерская фантазия выгодно обыгрывала эту, как становилось понятно на поклонах, вынужденную необходимость. Бургомистр в исполнении Табакова пробирал до мурашек, едва актер начинал говорить. Елейный голос капризного, изнеженного и с виду испуганного чиновника жутким образом контрастировал с тем, что творилось вокруг по его воле.

Каждый раз, появляясь на сцене, этот писклявый старец затмевал и Дракона (Игорь Верник), и Ланцелота (Кирилл Власов). Одной из самых сильных сцен спектакля был диалог Бургомистра с молодым сыном Генрихом: они же — Олег Табаков и его 22-летний сын Павел. Актер выезжал из темноты на своем кресле с мигалкой, бодро шутил, припевал и даже похрюкивал от веселья, но на вопрошающее сына "Папочка, скажи мне правду…" у всесильного вельможи не было ответа — только бесконечная печаль на усталом, издерганном лице.

Художественного руководителя Московского художественного театра имени А. П. Чехова Олега Табакова артисты театра поздравляют с 75-летием на юбилейном вечере "Признание в любви" в МХТ имени А.П. Чехова

На свое 80-летие Олег Павлович пожелал сам себе здоровья. И пусть в финале "Дракона" коллеги выводили Табакова на сцену, бережно поддерживая под руки, восторженные и длинные овации зрителей помогали ему держаться — снова и снова выходить на сцену и одарять зал своей незабываемой улыбкой.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх