Европейские компании начинают отказываться от использования украинских газохранилищ, пишет FT.
Это невыгодно, да и рискованно: в случае разрушения надземных сооружений топливо можно назад и не получить. Киеву происходящее сулит серьезных экономический ущерб.
Сётаро Тани (Shotaro Tani), Элис Хэнкок (Alice Hancock)
Этим летом европейские торговцы используют лишь малую часть огромных украинских хранилищ природного газа из-за российских атак, увеличивших риски и лишивших разоренную страну и без того скудных доходов.
Украина владеет крупнейшими подземными хранилищами газа в Европе, и в прошлом году предоставила компаниям ЕС ценное пространство для хранения излишков на зиму.
Но после масштабной и целенаправленной российской кампании против энергетической инфраструктуры Украины, включая удары по насосным станциям и газохранилищам, европейские объемы в июне и июле упали до всего лишь одной десятой по сравнению с тем же периодом прошлого года.
“Постоянные атаки России на украинские хранилища множат риски для хранения газа”, — сказал глава отдела торговли в континентальной Европе в энергетической группе Axpo Марко Заальфранк.
Газовые хранилища в ЕС вмещают максимум около 100 миллиардов кубометров природного газа. Для сравнения, годовой спрос блока составляет от 350 до 500 миллиардов кубометров в зависимости от погоды и других условий.
В прошлом году Украина предложила около 10 миллиардов кубометров дополнительных мощностей, а европейские субъекты заложили перед зимними месяцами более двух миллиардов кубометров, поскольку Киев также заманивал низкими тарифами.
Но в этом году закачка оказалась незначительной — даже при том, что хранилища ЕС заполнены на 86% (а это самый высокий уровень в текущем году, по данным Европейской ассоциации газовой промышленности).
Европейские компании закачали всего 15,4 и 51,9 миллиона кубометров в июне и июле по сравнению с 102,7 и 586,6 миллионами в те же месяцы прошлого года, по данным ценового агентства Argus.
Хотя физически газовые резервуары расположены глубоко под землей, и защищены от ударов, повреждение надземных сооружений для перекачки газа в хранилище или из него представляют собой существенный риск, тревожащий европейских газовиков.
“Главная проблема заключается не в утрате газа, а в невозможности получить его, когда он понадобится”, — объяснил Заальфранк из Axpo.
Государственная энергетическая компания “Нафтогаз” заявила, что в марте и апреле произошло “несколько атак” на надземную инфраструктуру, но были проведены необходимые ремонтные работы. “Никаких проблем в отношении закачки и отбора газа, мы работаем в штатном режиме”, — сказал генеральный директор “Нафтогаза” Алексей Чернышов.
Украина заинтересована в том, чтобы европейские газовики продолжали пользоваться ее инфраструктурой еще и потому, что это приносит ценный доход ее разоренной боевыми действиями экономике. Однако без дополнительных стимулов для хранения газа трудно себе представить, чтобы европейские газовики вернулись на Украину, сказала глава европейского газового ценообразования в Argus Наташа Филдинг.
В прошлом году ЕС вел переговоры с банками о предоставлении страхования для покрытия рисков, но они ничем не увенчались.
Высокопоставленный чиновник ЕС объяснил, что рассмотрение таких вопросов затруднили участившиеся атаки. Украина могла бы получить порядка 200 миллионов евро от европейских трейдеров за хранение газа, но встречная гарантия в таком случае должна достичь миллиарда евро, сказал чиновник.
“Так что если вы хотите поддержать Украину, просто дайте ей миллиард евро”, — сказал чиновник.
Прошлогодняя выгода в цене также практически исчезла.
Накопление газа в украинских хранилищах ускоряется летом, когда цены на газ ниже всего в течение года. Затем торговцы продают накопленное с выгодой для себя, когда цены растут. Как правило, это происходит в зимние месяцы, когда спрос на природный газ повышается из-за отопительного сезона.
В прошлом году летом разница часто превышала 20 евро за мегаватт-час, но в этом году она составила всего около 5 евро/МВт-ч, по данным ценового агентства Argus.
“Ценовая разница недостаточно привлекательна, чтобы оправдать риск закачки газа в зону боевых действий”, — заключил Заальфранк из Axpo.