На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

МОЯ СТРАНА

7 598 подписчиков

Свежие комментарии

  • Лев Добрый
    Сталин самый умный руководитель СССР, да и в РФ пока не видно нового умного Сталина!😱👈👍😀Почему после побе...
  • Eduard
    Конечно не было! До 1918 года не было Украинкой респузблики,как и Прибалтики, Юольшевички подрсрали,роздали наи куп...«Не было никакой ...
  • Алекандр Крымский
    Не хотя Медынского помегяем его на Суровикина🤣🤣🤣🤣🤣или на Медведева.«Не было никакой ...

«Орешник» и «Божьи стрелы»: в чём разница?

Если кто-то ещё помнит: 21 ноября 2024 года Россия применила по военному заводу «Южмаш» кинетическое оружие стратегической дальности под названием «Орешник». Что к настоящему времени известно об оружии такого типа?

Кинетическое оружие – что это такое?

Любое кинетическое оружие основано на том, что проникающему монолитному поражающему элементу («болванке», остроконечнику, или стержню-стреле) сообщается высокая скорость для прямого удара в цель.

Разрывной заряд фугасного, осколочного, или кумулятивного действия такому оружию не требуется.

На этом принципе были основаны бронебойные боеприпасы противотанковых пушек времён Второй мировой войны.

Кинетическим же оружием являются и противотанковые снаряды современных танковых пушек. Фактически, это оперённые стрелы из вольфрама (СССР/РФ) или из обеднённого урана (США/НАТО). Такая стрела в стволе пушки разгоняется пороховым зарядом до скорости 1,7 км/с, и на дистанции 2 км проламывает-протыкает броню танка толщиной до 600 мм.

3БМ48 "Свинец": советский подкалиберный оперённый снаряд для танковой пушки (125 мм).

Какие ещё есть способы разогнать оперённый металлический лом, кроме выстрела из пушки? Есть ещё вариант разгона с помощью электромагнитного ускорителя («рельсотрона», "рэйлгана"), но пока что это дорого, энергозатратно, и существует в виде отдельных экспериментов.

Японский рельсотрон на палубе корабля.

Однако вот уже 70 лет люди умеют разгонять предметы при помощи баллистических ракет до скорости от 2 км/с (баллистическая ракета средней дальности) до 20 км/с (автоматическая межпланетная станция, разогнанная космической ракетой-носителем).

Слева: ракета Р-5М (СССР) перед испытанием в 1955 г. (боеголовка достигла скорости 3 км/с). Справа: АМС "Вояджер-2" (США) в 2012 г. покидает Солнечную систему со скоростью 24 км/с.

В случае, если масса поражающего элемента будет исчисляться сотнями килограмм или даже тоннами – то при ударе в цель можно добиться выхода кинетической энергии, сопоставимого с взрывом тротилового боезаряда большой мощности. Кинетическая энергия разогнанного тела вычисляется по формуле: Ek = mυ² / 2. При этом (если боеприпасом будет тонкая оперённая стрела, сохраняющая устойчивость в полёте) – то можно добиться сильного проникающего эффекта для поражения заглубленных объектов (шахт, бункеров).

Проект «Божьи Стрелы» (или «Жезл Бога»).

Объектами, несущими наибольшую опасность для США в 1960-х – 1980-х годах, считались защищённые ракетные шахты РВСН СССР. А также командные пункты советских ракетных войск, которые, по сути, были теми же железобетонными шахтами, в которых вместо ракет на тросах подвешивались стальные обитаемые «стаканы» для дежурных операторов.

Шахтная пусковая установка (ШПУ) советской МБР УР-100К

К 1980 годам единственным быстрым и надёжным способом уничтожения таких шахт считался термоядерный взрыв, настолько близкий, что оголовок шахты должен попадать в зону «огненного шара» ядерной реакции. Для этого боезаряд должен быть мощностью сопоставим как минимум с «бомбой Нагасаки» и взрываться не дальше 10-20 метров от шахты. Если промах был больше в два раза, то боезаряд надо увеличивать в пять раз. Понятно, что если количество ракетных шахт СССР исчисляется примерно тысячью единиц – то подрыв на территории противника тысячи ядерных боезарядов создаст большие сопутствующие потери убитых/раненых/облучённых. А это неизбежно толкнёт противника к нанесению ответного удара уцелевшими силами. В разгар Холодной войны у США и СССР было по 20 тысяч ядерных боезарядов, и если уцелеет только 5-10% из них – то ответный удар любой из сторон всё равно гарантированно похоронит противника.

Дивизии РВСН СССР на американских картах 1980-х годов. Очень страшно...

В 1980-х годах администрация президента США Рейгана искала варианты ведения «ограниченной ядерной войны», при которой сопутствующие потери можно будет минимизировать, чтобы исключить моральное обоснование для оппонента наносить ответный ядерный удар. То есть надо создать ситуацию, чтобы именно ответный удар вёл бы к последующему обмену ядерными ударами и к наибольшим потерям.

Как победить противника, не провоцируя его на ответный удар? Вот что интересовало американскую "верхушку" в 1980-х годах.

Одним из вариантов стало оружие «на новых физических принципах», то есть неядерное, конвенциональное. Многие сразу же вспомнят программу Рейгана СОИ («Стратегическую оборонную инициативу»), в соответствии с которой надо было вывести на околоземную орбиту много лазерных установок и рельсотронов для повреждения советских ракет в момент их разгона.

Помимо чисто технических трудностей здесь было и концептуальное ограничение: СОИ предполагала, что надо дождаться, когда СССР начнёт запускать свои ракеты. А нельзя ли его упредить? И поразить его шахты быстрее, чем сработает его система предупреждения о ракетном нападении? И поразить надёжно, но при этом неядерным боезарядом?

Попыткой решить эту задачу стал проект БГУ «Быстрый глобальный удар» (или «Божьи стрелы»), предложенный в США в конце 1980-х годов.

Орбитальный ударный аппарат с монолитными поражающими элементами «Стрелы Бога» (США, проект 1980-х гг.): высота орбиты: 500-700 км, масса одной стрелы: 12,3 т, длина стрелы: 9 м, диаметр стрелы: 30 см, скорость перед ударом: 10 Махов, тротиловый эквивалент: 15,4 т.

Вывод кинетического оружия на орбиту означает, что ему уже изначально сообщается первая космическая скорость в 8 км/с. Удар происходит во время прохождения космической платформы над целью в течение считанных минут.

По сравнению с ядерными вариантами поражения шахты (боеголовка баллистической ракеты, крылатая ракета, самолёт-невидимка «стелз») «Божьи стрелы» были конвенциональным вариантом, который исключал сопутствующие потери у противника. Был ещё вариант проникновения к объекту диверсионной группы, которая, например, расстреляет стартующую ракету из снайперских винтовок. Однако это был способ ненадёжный: проникновение диверсантов через охранение не было гарантировано, к тому же это было долго, и в итоге предполагалось, что надо ждать, когда противник откроет шахту. "Стрелы Бога" имели преимущества: быстрота и надёжность применения. Даже если стрела не попадёт прямо в шахту – она воткнётся рядом с эквивалентом удара в 15 тонн тротила. Что повредит либо шахту, либо крышку, либо саму ракету.

Но для того, чтобы реализовать на глубине в 20-30 м эквивалент тротилового взрыва в 10-15 тонн - для этого и масса болванки должна была измеряться тоннами. Ведь по скорости есть ограничения: даже изначально суборбитальная скорость в приземных слоях уменьшится и будет составлять никак не больше 10 Махов. А если болванка будет компактной - то вся энергия удара выделится на поверхности, уже при самом соударении. Поэтому чтобы болванка успела провалиться поглубже до того, как она сплющится в лепешку и отдаст всю запасённую энергию - это должен быть длинный стержень. В окончательной версии проекта - вольфрамовый стержень длиной 9 м, диаметром 30 см, и массой 12,3 тонны. На скорости 10 Махов такой объект даст 71094 мегаджоулей кинетической энергии. Это соответствует взрыву заряда тротила весом в 15,4 тонны.

Для наглядности: взрыв американской шестинонной бомбы GBU-43/B Moab.
Тоже для наглядности: 36 тонн взрывчатки (взрыв на реке Бурея)

Проект «Божьи стрелы» остался на бумаге из-за своей стоимости, гигантизма и уязвимости:

1) В СССР в 1980-х годах было примерно 1000 ШПУ и эквивалентных им командных пунктов. Для их поражения требовалось вывести на орбиту (то есть разогнать до первой космической скорости) 12300 тонн вольфрамовых стержней. Это по весу больше, чем весь космический мусор (11 тыс. т), накопленный на околоземной орбите за 60 лет космических запусков всеми странами мира. Если учесть грузоподъёмность аппаратов «Спейс Шаттл» (20 тонн), то для вывода на орбиту "Божьих стрел" требовалось провести дополнительно 615 запусков этих аппаратов. Однако известно, что за 30 лет было проведено всего 125 запусков «челноков», при этом было потрачено 200 млрд. долларов.

2) Если противник США обладает сопоставимыми возможностями для космических запусков и для наблюдений за ними – то ничто не помешает ему в ходе размещения на орбите «Стрел Бога» запустить к этим платформам космические мины, которые можно в любой момент дистанционно подорвать вместе с платформами.

«Орешник»: кинетическое оружие на баллистической ракете.

Созданный в РФ «Орешник» имеет сходство с проектом «Божьи стрелы»: в нём тоже используются проникающие монолитные поражающие элементы. Но есть отличие: это не орбитальный аппарат, а кассетная боеголовка для баллистической ракеты. Параметры поражающих элементов у него на два порядка скромнее, но зато снимаются ограничения, которые есть при космическом базировании.

Официальных данных об «Орешнике» нет. Но они не особо нужны после того, как экспериментальный образец был использован 21 ноября 2024 года в ходе военного конфликта по территории противника. Это сразу вскрыло многие важные параметры.

1) Дальность от места запуска до цели - примерно 800 км. Это соответствует уровню БРМД (баллистическая ракета малой дальности). Запуск был один, ракета была большая и по параметрам пуска соответствовала МБР. Чтобы избежать срабатывания американской системы предупреждения о ракетном нападении и «ядерной тревоги» в США, за 30 минут до запуска Штаты были уведомлены о том, откуда и куда будет запуск.

2) Траектория полёта больше - настильная, чем навесная (видео при пролёте ракеты над Казахстаном в этом убеждают).

Это значит, что ракета была твердотопливная, а не жидкостная. Чтобы баллистическая ракета такого класса так маневрировала в атмосфере - она должна быть твёрдой, а не полым тонкостенным баком. Значит, тяжёлые МБР "Воевода" или "Сармат" отпадают. Остаются только средние МБР "Ярс" и "Булава". Западные эксперты тоже утверждают, что нашли на месте удара деталь, которая однозначно указывает на использование «Булавы».

МБР морского базирования ""Булава: в разрезе, и в ходе испытаний 2009 - 2018 гг.

3) Всего по заводу «Южмаш» было нанесено 6 ударов по 6 суббоеприпасов. Это соответствует параметрам платформы разделяющихся головных частей индивидуального наведения (РГЧ ИН) для "Ярса" и "Булавы". Обе ракеты несут по 6 боеголовок на платформе разведения. Забрасываемый вес этих ракет невелик. На межконтинентальную дальность они могут послать 1,1 тонны. Для дальности порядка 1000 км ракету можно нагрузить и потяжелее, но пределом является вес в 4 тонны. Тогда каждая боеголовка будет весить 660 кг, а каждый суббоеприпас - 100 кг.

4) Анализ видеороликов с ударами окутанных плазмой «стрел» даёт их скорость у цели примерно в 3 км/с, то есть в 10 Махов. Вольфрамовый стержень (с плотностью 19300 кг на кубометр) весом в 100 кг будет длиной в метр, а диаметром - 8 см. На скорости 10 Махов такой стержень даст выход энергии, эквивалентный взрыву 160 кг тротила.

Окутанные плазмой стрелы "Орешника".

То есть одна вольфрамовая стрела "Орешника" в чистом виде - это 160 кг тротила. Соответствует взрыву авиационной ракеты Х-25 или Х-35, и на два порядка меньше, чем было запланировано в проекте "Стрелы Бога". Кстати, и вес стержня "Орешника" на два порядка легче "Стрелы Бога". Поэтому проникающая способность нашего суббоеприпаса весьма сомнительна. Ракетную шахту или КП в шахте таким боеприпасом не поразить.

Реальный эквивалент (с учётом потерь энергии при заглублении) у вольфрамовой стрелы «Орешника» будет 50-70 кг тротила, но взорванные на глубине 5-10 метров (в зависимости от прочности перекрытий). Эффект от удара 36-ти суббоеприпасов - это 36 взрывов снарядов калибра 155 мм на глубине 5-10 м. Тоже очень прилично, но, конечно не 15 тонн, как у «Божьих стрел».

Для чего пригоден такой боеприпас? Конечно, не для обезоруживающего удара по ракетным шахтам противника: мощности недостаточно. И противоядерные бункеры в шахтах – тоже вряд ли. Для ударов по заводу – то есть объекту большой площади и при этом с цехами, размещёнными на поверхности – простая бомбардировка с самолёта гораздо эффективнее. Удар по точечному отдельному зданию – тоже будет не очень эффективен. Ведь боеголовка «Орешника» имеет точность примерно в 100 метров, и в этом радиусе рассыпается 6 стрел.

Главная задача «Орешника» - это удары по взлётно-посадочным полосам аэродромов. Шесть боеголовок, нацеленных примерно по двум краям и по середине трёхкилометровой бетонной полосы, гарантированно взроют её своими стрелами так, что ремонт (если будет возможен), займёт недели и месяцы. То есть «Орешник» должен участвовать в завоевании господства в воздухе. Точно так же его можно использовать для обрушения больших мостов. То есть «Орешник» - это важное средство изоляции района боевых действий, нарушения логистики противника.

Поражение бетонных ВПП аэродромов 0 основная задача БРМД "Орешник".

У «Орешника» есть близкие аналоги. Это российская аэробаллистическая ракета «Кинжал» на МиГ-31 и американский гиперзвуковой глайдер AGM-183A ARRW наземного и воздушного базирования. У них боевой элемент точно так же имеет скорость в 10-15 махов при столкновении с целью, и при этом обладает сопоставимой проникающей способностью.

Но «Кинжал» и ARRW несут только по одной гиперзвуковой болванке, а «Орешник» – сразу 36 «стрел». Однако такой плюс грузоподъёмности означает и минус: массовый пуск «Орешников» может спровоцировать ядерный удар США, которые могут истолковать ситуацию как межконтинентальную ядерную атаку. Поэтому возможны только одиночные пуски – и только после уведомления Америки...

Ссылка на первоисточник
наверх