Самолет F-16, в августе потерпевший крушение на Украине, возможно, было поврежден фрагментами сбитой ракеты, пишет BD.
Из-за нехватки средств ПВО Киев использует против российских ракет истребители. Это смертельно опасное задание, и F-16 — далеко не первый в списке украинских потерь.
Стали известны некоторые подробности падения F-16, и осведомленные источники помогли Breaking Defense заполнить некоторые пробелы. Это касается в том числе теории, что гибель самолета стала следствием попадания осколков.
Форт-Лодердейл, Флорида. Когда в начале августа первые F-16 наконец-то прибыли на Украину, сторонники Киева возликовали. Именно поэтому потеря первого истребителя всего через несколько недель стала такой болезненной. Сразу же посыпались вопросы о том, чтó пошло не так.
Одни предположили, что виной тому ускоренная подготовка пилотов. Другие — что F-16 в принципе не подходят для задач на Украине. Тем временем друзьям и родственникам полковника Алексея Меся (позывной Moonfish, или “Рыба-луна”) — погибшего летчика, который встречался с американскими конгрессменами и призывал их отправить F-16 на защиту Киева — осталось лишь оплакивать утрату.
В свете болезненности этого инцидента для правительства Зеленского информация о нем была засекречена. Поскольку самолет был потерян так быстро после получения, этот вопрос “чувствителен вдвойне, если не больше”, и “никто не говорит об этом официально”, сообщил один высокопоставленный представитель оборонной промышленности.
Однако некоторые подробности инцидента всё же просочились, и источники помогли Breaking Defense заполнить пробелы. Это касается в том числе предположения, что гибель самолета стала следствием попадания осколков.
Наряду с этим вырисовывается картина невероятно опасных заданий, при которых потеря самолетов — лишь вопрос времени. И эта смертоносная реальность, по словам украинских экспертов, усугубляется неоднородностью вооружений, которые Киеву приходится использовать для обороны.
Смертельные задания
Но для начала очертим контекст. Задание Меся, согласно ряду источников и публичным сообщениям, заключалось в том, чтобы совместно с другими F-16, а также американскими ЗРК Patriot и другими батареями ПВО на земле сбивать российские ракеты и беспилотники, запущенные по целям на Украине.
Важно понимать, насколько сложна эта оперативная среда. В августе 2022 года корреспондент Breaking Defense поговорил с несколькими пилотами и офицерами ВВС Украины, и они рассказали, как флот устаревших МиГов и “Сушек” выполняет функции ПВО.
Они вспомнили, как успешно сбивали приближающиеся российские крылатые ракеты с помощью полуактивных ракет класса “воздух-воздух” советской разработки. Но, по их словам, это задание опасно в силу своей специфики.
“У вас есть лишь доля секунды, а то и меньше, чтобы определить цель и выстрелить оружием класса “воздух-воздух” по приближающимся ракетам, — объяснил один из пилотов. — Они летят на высокой скорости, и их нужно перехватить до того, как они пролетят мимо. Преследование на догоне во многих случаях невозможно”.
На этих же встречах представители ВВС отмечали, что конкретно для этой задачи им нужен F-16. Американский самолет оснащен более гибким управлением, лучшими радарами и оружием, которое работает по принципу “выстрелил и забыл”. В теории оно может оказаться эффективнее против Х-32 и других российских крылатых ракет большой дальности.
В ту ночь, когда погиб Месь, его эскадрилья, по-видимому, выполняла именно такую операцию. Согласно заявлению Генштаба Украины, “в ходе воздушного боя самолеты F-16 продемонстрировали свою высокую эффективность: бортовым оружием были сбиты четыре крылатые ракеты противника”.
Далее говорится, что “при подлете к очередной цели связь с одним из самолетов была потеряна”. Как выяснилось позже, самолет потерпел крушение, летчик погиб.
Трудности с интеграцией
Однако самолеты — лишь часть сложной оперативной среды.
Специалисты украинской оборонной промышленности, которые тесно связаны с военными и поддерживают как подразделения ПВО, так и F-16, рассказали Breaking Defense, что совместные задачи по перехвату ракет с участием истребителей и батарей ПВО требуют ювелирной координации.
По словам многочисленных источников, эту координацию осложняет то обстоятельство, что ни истребители ВВС, ни подразделения ПВО на земле не используют в боях систему опознавания “свой-чужой”. Еще в начале конфликта возникли опасения, что в работе может возникнуть путаница из-за использования российской и украинской сторонами одних и тех же самолетов. Ни Минобороны, ни ВВС Украины на просьбу прокомментировать использование системы опознавания “свой-чужой” не откликнулись.
В результате несколько источников в промышленности, армии и даже парламенте заявили, что F-16 был сбит огнем по своим. Представитель ВВС позже заявил, что рассматриваются различные версии катастрофы, включая огонь по своим со стороны систем ПВО, техническую неисправность и ошибку пилота. (Пока что эта версия не подтверждена, но и не опровергнута: окончательный ответ будет дан лишь после тщательного расследования.)
Один из сценариев, гуляющих среди украинских военных, состоит в том, что F-16 непреднамеренно пролетел через облако обломков, образовавшееся в результате успешного перехвата и уничтожения одной из приближающихся российских ракет. Фрагменты уничтоженной ракеты могли повредить двигатель и другие части самолета, в результате чего F-16 потерпел крушение, а пилот мог погибнуть, не успев катапультироваться.
Эта версия считается одной из самых правдоподобных из-за прошлых прецедентов. Один из руководителей отрасли сообщил Breaking Defense, что “в начале конфликта мы потеряли четыре истребителя по той же причине: посторонние предметы в воздухе вывели самолет из строя”.
“Таким образом были потеряны два МиГ-29 и два “Сухих”, — продолжил он. — Вполне возможно, что F-16 стал пятым в этом списке. Прошлые потери не привлекали внимания, потому что это не были такие дорогие и современные истребители того же класса, что и американский”.
Обычно Украина указывает четкие обстоятельства гибели своих самолетов, но есть несколько инцидентов, где приведенное описание оказалось расплывчатым и вполне соответствует предположению нашего собеседника. Это касается двух МиГ-29, сбитых 13 марта 2022 года и 12 октября 2022 года, Су-24 (19 мая 2022 года) и двух Су-27 (5 июня 2022 года и 28 марта 2023 года соответственно). Ни ВВС, ни Минобороны на запрос о комментариях не ответили.
Единственная гарантия, что подобная трагедия не повторится, сказал один офицер ВСУ, — это “предоставить нам дополнительные средства противовоздушной обороны, которые мы запрашиваем уже более двух лет”.
“Пока наземная сеть противовоздушной обороны не станет достаточно обширной и даже избыточной, нам придется и дальше использовать истребители для защиты наших городов, людей, электростанций, больниц и так далее от российских ракетных ударов. Это опасная миссия, и я боюсь, что мы потеряем еще больше самолетов таким же трагическим образом”, — добавил он.
Фактор обучения
Сторонники Киева сетовали, что США медлят с подготовкой украинских пилотов, тогда как сами американцы, наоборот, предостерегали от излишней спешки. Гибель Меся немедленно возобновила эти споры, несмотря на отсутствие полной ясности относительно ее обстоятельств.
Разумеется, в конструкции F-16 есть множество отличий по сравнению с МиГ-29 и Су-27, которые были костяком истребительной авиации ВВС Украины. “Эти сложные препятствия приходиться преодолевать в процессе обучения”, — сказал один летчик-испытатель из страны НАТО.
Вот самые серьезные отличия:
— В истребителях КБ Микояна и Сухого советской эпохи используются гидромеханические системы управления полетом предыдущего поколения с ручкой управления с центральным расположением. Таким образом, при маневрах пилот буквально “чувствует” нагрузку на ручку управления. Такого способа тактильной обратной связи на F-16 попросту не существует, поскольку он оснащен электродистанционной системой управления. Она требует иной, деликатной техники пилотирования, в отличие от старых российских моделей.
— Интерфейс системы летчик-ЛА F-16, особенно новейших моделей, характеризуется многофункциональными дисплеями и другими цифровыми приборами, поэтому кабина экипажа имеет обширную экранную индикацию. МиГ-29 и Су-27 ВВС Украины, а также самолеты российской разработки, подаренные другими странами бывшего советского блока, модернизированы по разным стандартам, но изнутри больше напоминают кабину машиниста с паровыми манометрами.
— Оба самолета оснащены радиолокационными установками с механическим управлением, но у американских радаров гораздо меньше проблем с ложными целями и выше надежность по сравнению с Н019 МиГ-29 и Н001 Су-27. Кроме того, F-16 могут запускать ракеты класса “воздух-воздух” AIM-120 AMRAAM с активным радиолокационным самонаведением по принципу “выстрелил и забыл”. Но самолеты ВСУ советского производства не оснащены их российским аналогом Р-77 (РВВ-АЕ). В самолеты ВСУ были внесены изменения, позволяющие использовать американское оружие, но соответствие не идеальное.
Однако несмотря на эти трудности, на сегодняшний день известно, что украинские пилоты хорошо проявили себя в обучении, и в ходе регулярных вылетов в течение месяца после гибели Меся никаких сообщений о трудностях с пилотированием не поступало. Неназванный источник сообщил CNN: “ВСУ не считают, что причиной инцидента стала ошибка пилота”.
Отсутствие опыта на F-16, безусловно, могло повлиять на ситуацию, когда пилот, не привыкший к тонкостям управления американским истребителем, отреагировал ошибочно. Но реальность такова, что вопрос, какую роль в смертельном исходе сыграла поспешность обучения, если таковая вообще имела место, может остаться без ответа.
На этой неделе на ежегодной конференции Ассоциации воздушно-космических сил под Вашингтоном глава ВВС США в Европе генерал Джеймс Хекер (James Hecker) заявил: “Что касается авиакатастрофы F-16, к сожалению, приведшей к гибели пилота, то Украина проводит расследование. Мы предложили свою помощь. Посмотрим, примут ли они наше предложение”.
“Но в любом случае мы рассмотрим все выводы, в том числе предварительные, и решим, как они отразятся на обучении, как в Дании, так и в США, чтобы гарантировать, что это не повторится”, — добавил он.
Главный вывод
Урок из этой потери, который предстоит извлечь на высшем уровне, заключается в том, что внедрение новой платформы в вооруженные силы, вовлеченные в конфликт высокой интенсивности, должно проходить постепенно.
Есть конкретные примеры того, как военные бывших стран восточного блока эксплуатировали и западные, и российские истребители. Отличие от украинского подхода заключается в том, что их ВВС используют эти новые самолеты во взаимодополняющих, но совершенно разных задачах. Большинство новых пользователей F-16 предпочло бы не использовать самолет для задач, которые уже более двух лет выполняются МиГ-29 и истребителями Сухого: в частности, для противоракетной обороны.
В более широком смысле ситуация также послужила очередным напоминанием, что F-16 не панацея в продолжающемся конфликте. При этом гибель одного самолета — еще не знак провала.
На июльском мероприятии Хекер назвал нереалистичными ожидания, что F-16 окажут немедленное и разительное влияние на военно-воздушное измерение конфликта.
“Это не волшебная таблетка... Одно то, что у них появились F-16, еще не значит, что они внезапно обретут превосходство в воздухе”, — сказал он. В долгосрочной перспективе, объяснил он, будет иметь значение способность более эффективно использовать американское оружие воздушного базирования.
“До недавнего времени ВСУ запускали эти ракеты с МиГ-29 и Су-24. Теперь они смогут делать это с самолета, для которого они разрабатывались, и это расширит их возможности — в том числе позволит менять цели в полете и так далее”, — заключил Хекер.
Автор: Ройбен Джонсон (Reuben Johnson).
Свежие комментарии