Пока российская промышленность налаживает серийное производство Су-57, отечественные конструкторы разрабатывают самолет шестого поколения. Напомню, что Су-57 — это пятое поколение.
В США пятым поколением считаются F-22 и F-35. США также разрабатывают самолеты шестого поколения.
👉 В самом базовом варианте требования к поколению VI просты:
1) Еще большее снижение малозаметности.
2) Повышение маневренности.
3) Сетецентрические технологии.
4) Снижение цены обслуживания.
Возможно, что часть технологий шестого поколения удастся использовать в самолете Су-57 и C-70Б "Охотнике".
Генеральный конструктор ОАК о шестом поколении
💡 Вот что заявил генконструктор ОАК Сергей Коротков по поводу "шестого" на Aerospace Science Week:

"Дальнейшее направление долгосрочного развития авиационной техники — это, безусловно, повышение летно-технических характеристик, возможность адаптации с другими системами боевого управления и поражения, высокая маневренность, оптимальность пилотирования, многорежимность использования силовой установки".
Дополнительно Коротков, по сути, сказал, что важнейшим качеством самолета шестого поколения должна стать его относительная дешевизна. Грубо говоря, если сделать Су-57 в 2-3 раза дешевле при закупке и обслуживании — это уже будет шестое поколение. 😁 Потому что цена и скорость производства имеют значение в реальных боевых действиях. По мнению генконструктора ОАК, слишком дорогой самолет не имеет смысла как боевая единица.
💡 Кстати, некоторые эксперты считают, что связка Су-57 и тяжелого ударного БПЛА С-70Б "Охотник" — это уже система шестого поколения. Остается только "допилить" сетецентризм и увеличить малозаметность обеих машин. Кстати, со скоростью и маневренностью у Су-57 скоро будет всё хорошо: уже готов двигатель второго этапа "Изделие 30".
Сетецентрические технологии в ВКС и ВС РФ
👉 Начнем с конца и обсудим, что такое сетецентризм на практике. С недавнего времени в России пытаются объединить управление, разведку и элементы поражения в единую систему. Например, связка ДРЛО и С-400 дают потрясающие результаты. А что будет если объединить вообще все вооружения в единую систему? Российская армия станет в разы сильнее! 😎 И всё, между проим, к этому идёт! Например, сегодня запустили очередной военный спутник. Очевидно, что спутники также станут частью сетецентрической системы управления войсками.

Сейчас в войсках применяется система "Созвездие", которая позволяет связать армию на тактическом уровне. Комплект связи и управления "Стрелец М" обеспечивает боевое управление и передачу информации.
Понятно, что в мотострелковых подразделениях внедрение сетецетрических технологий и практик — очень сложная задача. Во-первых, это дорого, потому что нужно снабдить миллионную армию комплексами "Стрелец М" и "Созвездие", а также всевозможными планшетами, защищенными рациями и прочим. Во-вторых, это цифровые устройства с программами, поэтому солдат необходимо обучать месяцами и годами. Иначе боец запрет устройство в чулане и продолжит воевать по старинке.
💡 Внедрять сетецентрические технологии в ВКС гораздо проще. Летчики и обслуга самолетов — это высококвалифицированные специалисты с отличной способностью к обучению. Поэтому-то Россия активно использует элементы шестого поколения в самолетах пятого поколения, а также в связке ПВО+ДРЛО+Су-57.
Шестое поколение в США
В США готовят новый стратегический бомбардировщик B-21 Raider шестого поколения. Возможно, что машина будет беспилотной. Более того, уже готовы демонстрационные образцы, которые совершают первые полеты. Испытывается новый двигатель и далее по списку. Так что машина, увы, гарантированно появится до 2030 года. И станет нашей головной болью. Она будет нести ядерные боеголовки 500 кт. 🤨

❗ Также Штаты готовят новый самолет на смену F-22. Североамериканцы собираются списать F-22 до 2030 года и заменить его на новый, условно говоря, истребитель шестого поколения. 😮 Так что в США программа движется семимильными шагами. Мы, конечно, постепенно нагоняем. 😎 Пока нам важно создать внушительный парк машин Су-57 и БПЛА "Охотник".
💡 В случае США у нас есть одна надежда: их самолеты шестого поколения будут стоить, как авианосцы. И обслуживание обойдется в копеечку! 😀 Говорят, что F-22 получился в 2 раза дороже своего веса в золоте. 😁 Так что США не смогут построить достаточно самолетов шестого поколения, чтобы всерьёз угрожать России. Впрочем, у США уже есть сотни F-22 и F-35, хотя самолеты стоят очень дорого. Не стоит забывать, что оборонный бюджет североамериканцев почти достиг отметки 1 трлн долларов.

Чего ждать от самолета шестого поколения?
Для начала напомню, что такое пятое поколение. Вот его характеристики:
1) РЛС с АФАР, которая дальше видит и быстрее работает, чем ПФАР (есть у Су-57, кажется, есть у МиГ-35 и скоро будет у Су-35СМ).
2) Самолет летает на сверхзвуке без форсажа (Су-57 будут выпускать с двигателями второго этапа "Изделие 30").
3) Относительная малозаметность.
✅ А вот каким хотелось бы видеть самолет шестого поколения:
I) Для начала самолету шестого поколения нужна сверхманевренность и ещё более быстрый двигатель, чем "Изделие 30", чтобы уходить от ракет ПВО и истребителей. В идеале самолет должен летать на гиперзвуке 5-10 М. В России уже идут испытания гиперзвуковых двигателей для самолетов. Правда, при таких скоростях придется отказаться от пилота. 😀 Поэтому говорят, что истребитель шестого поколения будет беспилотным. Что-то вроде нашего "Охотника".
II) Для тех же целей нужно снижать заметность истребителей. Впрочем, вряд ли можно придумать что-то, чтобы огромную махину не видели современные радары. Законы физики не обманешь. Скорее, для преодоления ПРО в будущем наши ВКС будут использовать тяжелые ударные БПЛА, вроде "Охотника", а также машинки поменьше. Поэтому я и сказал, что связка Су-57 и С-70 — это уже почти шестое поколение. 😏

III) Как я уже сказал, главное отличие самолетов шестого поколения от пятого поколения — это сетецентризм. Пилот Су-57 должен получать всю информацию в режиме реального времени. Искусственный интеллект должен помогать пилоту обрабатывать информацию и выделять главное. Говорят, что это отчасти уже реализовано на Су-57. Всё же наш самолет свежее F-22 и F-35, поэтому естественным образом ближе к шестому поколению. 😀
💡 В итоге мы видим, что Россия развивает ВКС самым правильным образом: у нас есть Су-57 и вспомогательный БПЛА "Охотник". Су-57 работает за пределами зоны ПВО, а беспилотник может при необходимости рискнуть. Важно, что БПЛА стоит дешевле Су-57.
Самое приятное, что ОАК уже работает над самолетом шестого поколения. Вот что сказал генконструктор ОАК Сергей Коротков:
"Создание авиационной системы нового поколения остается приоритетной задачей для ОАК. Ведущие страны работают над созданием самолетов шестого поколения примерно по таким же требованиям, которые сформировала российская авиационная отрасль".
Не забудьте поставить лайк, если вам понравилась статья. 👍🧡😀
Свежие комментарии