Работы над, без преувеличения, революционным самолетом дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-100 «Премьер» ведутся с 2004 года. И завершение испытаний было назначено на 2024 год.
Однако пока даже намеков нет на то, что процесс идет, и складывалось впечатление, что проект решено было заморозить.
Но вот, наконец, хоть и не большую, но ясность внес глава Ростеха С. Чемезов. О том, почему данный проект так затянулся и о его перспективах, и поговорим в текущем материале.Долгий путь «дальнозоркого»
Над созданием «летающего радара» нового поколения занимаются сотрудники концерна «Вега» (включен в состав Ростеха). И изначально было запланировано, что производство А-100 будет запущено в 2014 году.
Но к назначенной дате самолет оказался не готов, и сроки сначала передвинули на 2016, потом на 2017. Затем срок был сдвинут на 2020, и вот очередной перенос был объявлен на 2024 год.
Без сомнения, работы над проектом ведутся, и уже в 2018 году «Премьер» поднимался в воздух в рамках летно-конструкторских испытаний. Да, процесс, безусловно, не быстрый. Но вот 10 февраля 2022 года было сообщено, что А-100 совершил полет с включенным бортовым оборудованием.

Тогда об этом полете сообщалось на официальном портале Ростеха:
«Специалисты концерна «Вега» холдинга «Росэлектроника» и ТАНТК им. Г. М. Бериева в составе ПАО «ОАК» провели первый полет авиационного комплекса дальнего радиолокационного обзора и наведения А-100 с включенным бортовым радиотехническим комплексом. Испытания подтвердили штатную работу специального оборудования, а также бортовых систем самолета в условиях высокого электромагнитного излучения».
Но пока говорить о том, что самолет полностью готов, преждевременно.
Все дело в деталях
На самом деле в такой большой затяжке разработки есть вполне объективные причины. И пожалуй, главной проблемой стал тот факт, что разработчик позволил себе большую степень воли в интерпретации технического задания и включил в конструкцию нового самолета слишком много компонентов иностранного производства.
Это и спровоцировало перенос производства из-за того, что уже в 2014 году на Россию начали накладывать ограничения, и иностранные узлы просто не стали поставлять в нашу страну.
Безусловно, за такое вольное трактованное задание ответственные люди понесли наказание.
Ставки сделаны – ставок больше нет

Да, «Премьер» должен стать логичной заменой А-50, который, кстати, прошел модернизацию до версии А-50У. При этом в правительстве не раз заявляли о необходимости вновь начать выпуск А-50, но и А-100 также нужен нашей стране, так как отпускать далеко вперед вероятных противников ни в коем случае нельзя, а лучше быть как минимум на шаг впереди них.
При этом среди «иностранцев», пожалуй, главным конкурентом можно считать Боинг E-3 Sentry. При этом характеристики западного летающего радара таковы:
- Экипаж — 4 чел.;
- Длина — 46,61 м;
- Размах крыла — 44,42 м;
- Двигатели — четыре TF33-P-100/100A;
- Тяга — 4 x 93,41 кН;
- Максимальная скорость — 853 км/ч;
- Практический потолок — 11 844 м;
- Устойчивое сопровождение одновременно до 100 целей.
Достоверно известных характеристик А-100 в свободном доступе, конечно, нет. Хотя известно, что основа у него такая же, как у А-50У, а именно серийный Ил-76МД-90А. Но я рискну предположить, что количество одновременно отслеживаемых целей будет существенно больше, чем у того же «Боинга». Да и будет возможность управления роем беспилотников и повышенная защищенность от всех известных видов излучения.
Когда же ждать А-100?
Да, сроки вновь были сдвинуты с 2020 на 2024 год. А мы все прекрасно знаем, что началось в 2022 году и вполне логично предположить, что сроки по вполне объективным причинам могут быть вновь пересмотрены. Однако недавно все-таки поступил комментарий по поводу самолета А-50 от С. Чемезова, и вот что он сказал:
«Конечно, этот самолет нужен. Конечно, будем его делать. Он не только нашей армии нужен, но он и на экспорт идет очень хорошо».
Ну что ж, логично предположить, что если планируется возобновить выпуск предыдущего поколения, то про новый можно пока забыть или, по крайней мере, сроки его введения в активную эксплуатацию смещаются. Однако никаких официальных переносов анонсировано не было.
Вполне возможно, из-за важности данного самолета для нашей армии про то, что А-100 теперь в серии, мы узнаем по факту их активного применения. И вся эта тишина — просто конспирологическая игра втемную.
Кроме этого, вполне возможно, что возрождение производства А-50У и есть по сути подготовка к сборке А-100. Ведь не забываем, что база-то у них, по сути, одна и лишь начинка отличается.
Так что внимательно следим за первыми сообщениями о выпуске А-50У и, вполне возможно, среди них будет и А-100.
Свежие комментарии