На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

МОЯ СТРАНА

7 258 подписчиков

Свежие комментарии

  • Александр Котов
    Ельцин центр должен быть уничтожен, он и так уже проклят народом РоссииЕльцин Центр – чу...
  • Евгений Окс
    Браво Андрей Рэмович!!! Дайте еще расширенные полномочия Бастрыкину А. И., очень ему мешает всякая нечисть!Сенсационное реше...
  • kraft54
    детей от мамочек нужно изолировать.У этих мамочек их детки самые талантливые,умные и неповторимые.Только потом эти де...Батько-стайл: Как...

Как бороться с ваххабитами на юге и что делать с «тюремными джамаатами»: эксперт прокомментировал страшные теракты

За три месяца ваххабиты в России совершили три теракта - в «Крокусе», в ростовском СИЗО, в Дагестане. Причины везде разные, национальность преступников — различная, но взгляды у них — одни.

На «Радио «Комсомольская правда» говорили об этом с Николаем Севостьяновым, востоковедом, выпускающим редактор информагентства «Аналитическая служба Донбасса».

ПРОБЛЕМА ВСЕГО СНГ

- Преступления в «Крокусе», в ростовском СИЗО в Дагестане можно ставить в один ряд?

- Эти события связаны друг с другом с той точки зрения, что тревожные процессы в части мусульманских общин России за последние годы достигли такого масштаба, что проблема стала «выходить из-под ковра».

- Раньше экстремистские проявления касались мигрантских сообществ?

- В общем, да. Но тема радикализм тлела и внутри Дагестана. Сейчас выплеснулась наружу. «Крокус» и расстрелы в Махачкале и Дербенте связаны тем, что и там, и тут действовали люди, присягнувшие запрещенному в России Исламскому государству*. Они отвергают светский характер страны, бросают вызов России и русским.

- Но в Дагестане террор устроили представители местной молодежи, а в «Крокусе» - мигранты из Таджикистана.

- Это проблема всего СНГ. Она долго игнорировалась. Не только в Москве, но и в других столицах долго пытались сделать вид, что все это контролируемо и ни к чему кровавому привести не может.

- А что именно игнорировали?

- В России возникла «ваххабитская субкультура».

- Это что?

- Люди, которые не очень глубоко веруют, но пытаются брать на вооружение основные постулаты самой радикальной версии ислама. И демонстрируют это в общественном поле.

- Как это проявляется?

- Когда где-нибудь в метро внезапно начинают делать намаз. Люди, которые так демонстрируют подчеркнутую обрядность, делают это в противовес государству, коренному населению, и в местах, которые для этого не приспособлены.

- Не потому, что сильно верят?

- Нет, они делают это, чтобы показать – они подстраиваться под нас не будут, это мы должны подстроиться под них.

С БОРОДОЙ И БЕЗ ТРУСОВ

- А ношение «ваххабитских бород»?

- Исторически один из признаков ваххабизма, когда человек сбривает усы и оставляет густую бороду. Такие люди обычно не носят носки, надевают кроссовки на голую ногу. Они не носят трусы. Раньше силовики на Кавказе определяли их по этому признаку. Но это не всегда маркер человека, который готов пойти, присягнуть «Вилаят Хорасан»* (запрещенная в России организация) и пойти убивать. Ваххабизм стал не только идеологией, террористической основой, но именно субкультурой. Люди, демонстрирующие свою ваххабитскую суть, в большинстве своем не готовы взять автомат, пойти резать горло батюшке, как в Дербенте, или кого-то взорвать. Им нравится демонстрировать принадлежность к той цивилизации, а не к этой.

- Какие нужно меры принимать срочно?

- В рамках южной республики нужна тщательная проверка силовых органов и местных властей. Все увидели, что ваххабизм там – это не удел немногочисленных лесных маргиналов, которые прячутся в горах, совершают нападения и их сложно взять за шкирку и притащить на допрос.

- Устроенные люди участвовали в нападениях.

- У нападавших в Дагестане в жизни все было хорошо. Они были детьми местного чиновника. Их близкие знали, к какому течению ислама они принадлежат. И наверняка знали, что их «дети» присягнули международной террористической организации «Исламское государство»* (запрещенное в России). В Дагестане зачастую известно, где такие ваххабиты живут, кем работают.

ЛИДЕРЫ МНЕНИЙ

- Почему их не трогают?

- Иногда у них «уважаемые родственники», которых «не нужно лишний раз нервировать». Иногда такие люди занимаются бизнесом и многие с ними в партнерских отношениях. Иногда их просто боятся: вот он там тихонько что-то проповедует ваххабитское, но он же не идет убивать, а если мы его начнем допрашивать, он разозлится и потом отомстит.

- Поговорка «не буди лиха, пока оно тихо» здесь не применима?

- С ваххабитами нельзя заигрывать. Это касается и случаев, когда данную риторику поддерживают люди, имеющие в Дагестане вес. Как известные бойцы ММА.

- Например?

- Например, когда выступают против туристов-христиан из других регионов. Это проявляется и в таких процессах, как арабизация повседневного общения.

- То есть?

- В Дагестане входят в обиход слова арабского происхождения, которые в русском языке имеют конкретные аналоги. Там в повседневной речи можно встретить фразы вроде «не будь мунафиком, дай мне далилы, зачем на меня возводишь бухтан».

- Это что значит?

- Не лицемерь, приведи доказательства, прежде чем меня обвинять и клеветать на меня. Это распространено в соцсетях. Там можно увидеть подчеркнутое противопоставление войны в Газе и СВО. Когда часть молодых дагестанцев открыто говорят, что надо поддерживать братьев-палестинцев, а СВО - не их дело. И это в то время, когда много дагестанцев отважно, героически сражаются в зоне СВО, погибают там. А их земляки сидят на диване в Махачкале или Дербенте и слушают зарубежных проповедников.

МАСШТАБ ПРОБЛЕМЫ

- Это проблема масштабная?

- Ее решить в рамках данного кризиса одномоментно, увы, не получится. Нельзя всех переловить и пересажать.

- Почему?

- Питательная среда ваххабизма в западном Прикаспии стала настолько значительной, что она может воспроизводить салафитов, а в ряде случаев откровенных боевиков, почти в режиме конвейера. Что касается борьбы с этим на пространствах всей России, то нужна более тщательная работа по диаспорам.

- После «Крокуса» тут вроде начался позитивный процесс?

- Мы видим облавы на нелегалов, высылки. По самому «Крокусу» задержали большое количество действительных сообщников, которые знали о подготовке, ей содействовали. Кстати, в Таджикистане, откуда они родом, борьба с ваххабизмом идет последовательно. И там заигрывание с ваххабизмом невозможно…

- Почему тогда немало террористов – выходцы именно из Таджикистана?

- Таджикистан – это кристаллизованный пример. Я в Таджикистане работал, знаю ситуацию изнутри. Это страна крайне бедная. С большим социальным неравенством. Там есть люди, у которых большие состояния, которые ездят по Душанбе на очень дорогих машинах…А есть те, кто проживает на микроскопические деньги, особенно в сельских районах, на юге, в районе Пянджа. Огромная часть населения живет в кишлаках с детства, они фактически оторваны от цивилизации.

- И такие приезжают в Россию?

- Когда эти люди из кишлаков приезжают к нам, у них часто срывает крышу. Они хотят всего и сразу. Добиться этого честным трудом не могут. И быстро попадают в орбиту местных «проповедников». Те им объясняют, что не нужно долго и упорно работать, чтобы получить то, что есть у неверных. А неверные не должны этого иметь в принципе. Вы можете у них все забрать и это будет вашим.

- На нормального человека такое действовать не должно.

- На некоторых, к сожалению, подобная пропаганда оказывает эффект. Такие уходят в криминал. Их ловят, сажают по статьям «грабеж», «нанесение тяжких телесных». В тюрьме они попадают в орбиту «тюремных джамаатов». И нередко выходят из тюрьмы уже законченными ваххабитами.

- А те, кто въехал нелегально или утратил право пребывать на территории России?

- Такие пытаются выходить на людей, которые с этим «помогут»., Это опять таки исламистскими проповедники. И повторяется та же самая модель.

- Но если власти самого Таджикистана жестко борются со «своими» ваххабитами — откуда они у нас?

- Есть и такой процесс, как выдавливание ваххабитов. Людей еще не за что формально взять, но известно, что они следуют данной идеологии, из республики их стараются выдавить, чтобы они уехали в ту же Россию. И когда, как в случае с «Крокусом», они совершают теракт, в Таджикистана могут сказать, что знать не знали про этих людей, давно уехавших. Это действенная модель. Она позволяет сохранять там социальное спокойствие - с точки зрения местного руководства. Но оборачивается трагедиями на российской земле.

- А тема с тюремными джамаатами у нас в России не преувеличена?

- Она недооценена. Эта история началась еще 10 лет назад, когда появились первые подобные ячейки. Кому-то казалось, что раз в тюрьмах появилось большое количество мусульман из числа мигрантов, их можно было бы контролировать через их соплеменников-единоверцев. Но ваххабизм- это идеология. Когда настоящий ислам ставится с ног на голову, из него убирается гуманистическая составляющая и заменяется простыми формальностями и простым взглядом на мир, агрессивным. И то, что произошло в ростовском СИЗО, это не проблема конкретного изолятора. Это проблема пенитенциарной системы России, где таких джамаатов сотни.

- И что, таких ваххабитов сажать отдельно?

- Если сажать их вместе, они могут эту среду воспроизводить бесконечно. Если их раскидывать по другим камерам, к людям, которые далеки от религии, то такие ваххабиты быстро начинают вести уже там вербовочную работу. И не факт, что засовывая активного ваххабита в камеру с уголовниками, мы не получим через год всю камеру ваххабитов.

А вообще сейчас в рамках всей страны нужно проведение режима пересмотра гражданства в отношении людей, которые получили его незаконно.

*запрещенные в России террористические организации

Автор: Иван ПАНКИН

Автор: Игорь ЯКУНИН

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх