На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

МОЯ СТРАНА

7 099 подписчиков

Свежие комментарии

  • Генрих
    Уверен, что пусть они у себя разбираются, кто, где и как прав...а  не у нас. У нас их разборки надо попросту уничтожа...Переворот провали...
  • Sobering
    Шииты - правильный ислам. Сунниты - куча радикальных направлений. Именно сунниты переворачивают Коран наизнанку и пра...Переворот провали...
  • Мария
    Спасибо! Жаль, что совсем не соображаю ничего в шиитах и суннитах, чем они отличаются друг от друга и почему воюют. С...Переворот провали...

Этапы борьбы русского Донбасса: от ДКР к ДНР

Донбасс – точка пересечения всех степных путей на огромных и практически безлюдных территориях некогда Дикого поля.

Этапы борьбы русского Донбасса: от ДКР к ДНР

Юридически разделенный в середине 18 века между тремя казачествами: Изюмским слободским полком, Войсками Донским и Запорожским, Донбасс заселяется русским населением (выходцами Смоленской, Тульской и Курской губерний) и становится ко второй половине 19 века главной угольно-металлургической базой России.

Это особое положение в экономической жизни выводит регион в лидеры социальных и политических процессов российского общества. Поэтому логично, что после распада Российской империи, на оставшиеся практически без центрального руководства территории Юга России стали претендовать многие, и украинские националисты Центральной Рады, педалировавшие реакционную теорию для обоснования своей юрисдикции над огромными южнороссийскими землями, и киевские большевики, которые, будучи интернационалистами, сочетали любовь к «украине» с советскими идеями.

Но уже к марту 2017 посягательства тех и других на Донецкий бассейн получили самый жесткий отпор от представителей большевистских Советов Донецкого и Криворожского бассейнов (Донкривбасса), во главе с человеком-легендой – «товарищем Артёмом», будущим создателем Донецко-Криворожской Республики. Артем утверждал, что после победы социалистической революции национальный вопрос потеряет свое значение.

Учитывая тот факт, что ни экономически, ни культурно Донецкий бассейн не связан с Украиной, а население края преимущественно русское, пленум Исполкома Советов Донкривбасса, по предложению Артема принял решение: «Развернуть широкую агитацию за то, чтобы оставить весь Донецко-Криворожский бассейн с Харьковом в составе Российской Республики и отнести эту территорию к особой, единой административно-самоуправляемой области». Эта позиция была поддержана и развита в выступлениях других сторонников создания Донецко-Криворожской Республики.

В частности, выступая 29 ноября в Думе, член большевистской фракции Э. Лугановский утверждал, что Харьковская губерния и Донбасс находятся на территории, не принадлежащей Украине, отнесение их к Украине «в экономическом отношении весьма губительно, поскольку тем самым осуществляется расчленение Донецкого бассейна».

А в резолюции харьковского IV областного съезда Советов рабочих и солдатских депутатов (1918 год) говорилось: «Донецкий и Криворожский бассейны как область, которая уже и сейчас имеет свое определенное экономическое хозяйственное лицо, должен иметь собственные органы экономического и политического самоуправления, единые органы власти, которые организуют в бассейне политический, экономический и культурный правопорядок Советской республики». Так было провозглашено создание Донецко-Криворожской республики в составе РСФСР. Затем был избран её обком, который, в свою очередь, должен был создать Совет Народных Комиссаров (правительство) ДКР.

К сожалению, дальнейшие события – оккупация Украины армией германской империи, захват германскими войсками в середине апреля 1918 г. Донецко-Криворожской республики, отход ее армии к Царицыну на соединение с Красной армией, привели к фактической ликвидации ДКР.

Очередной раздел Донбасса состоялся уже при большевистском правительстве, по прошествии всего двух лет, постановлением Ленина к Совету Обороны от 17 февраля 1919 года: «Просить тов. Сталина через Бюро ЦК провести уничтожение Кривдонбасса».

Эта «просьба» была выполнена: назначенная на 20 февраля 1919 года Донецко-Криворожская областная партконференция была запрещена. Через несколько дней был подписан договор между Россией и Украиной (Советской), по которому большая часть ДКР без всякого референдума отходила к последней. Так волевым политическим решением «сверху» был законодательно закрыт вопрос о Донецко-Криворожской Республике.

Тем не менее, еще до весны 1920 года, в красном лагере шла подковерная борьба между сторонниками создания независимой ДКР и приверженцами образования из всех южнорусских областей украинской советской республики, где «промышленный революционный Восток уравновешивал бы сельские районы Малороссии». Через год, когда Советская власть утвердилась в Донбассе окончательно, в феврале 1920-го в Юзовке все же прошел съезд волостных ревкомов Юзовского района, который заявил: «Съезд настаивает на быстром экономическом и политическом слиянии Донецкой губернии с Советской Россией в едином ВЦИК Советов». На печатях, сохранившихся на документах того времени, еще отчетливо видно, что Юзовку считали частью РСФСР, а не УССР. Украинские большевики-националисты очень неуверенно чувствовали себя в Донбассе. В частности, в 1920 году идеолог советской Украины, первый глава ее правительства, Николай Скрыпник писал, что Донбасс — «одна из главных трудностей нашей работы на Украине».

Так Донбасс стал частью Украины. В регионе началась повальная украинизация. Скрыпник видел главную задачу коммунистов Украины так: «Для того, чтобы осуществить свои классовые, пролетарские, коммунистические задачи, рабочему классу на Украине нужно не отождествлять себя с русским языком и с русской культурой, не противопоставлять свою русскую культуру украинской культуре крестьянства». Чтобы сломать сопротивление донецких «автономистов», по настоянию Ленина весной 1920 года была создана Донецкая губерния, которая должна была включать «всю горную промышленность и достаточное для полного обеспечения местного населения количество продовольственных уездов и волостей из соседних губерний». Донецкая губерния включала Изюмский и Старобельский уезды Харьковской губернии, Бахмутский, Мариупольский и Луганский уезды Екатеринославской губернии, а также Донецкий, частично Таганрогский и Черкасский округа области Войска Донского. Первое время губерния продолжала жить по российским законам. Лишь постепенно губерния перешла в ведение властей УССР, закрепив раздел Донбасса.

Но проведенные большевиками границы зачастую не учитывали ни мнения населения, ни сложившихся исторических и экономических связей. Местное население Донбасса вовсе не горело желанием оказаться в УССР. Особенно сильное желание покинуть Украину было в бывших землях Донецкого и Таганрогского округов Донского войска, но и советы промышленных центров бывшей Екатеринославской губернии активно искали возможность сменить государственную принадлежность. Чиновники УССР пытались переключить на себя управление регионом, в ответ ростовское руководство требовало от окружных властей не подчиняться Луганску, который был тогда центром Донецкой губернии. Дошло до того, что украинские власти угрожали оружием привести в подчинение не желавших иметь с ними дела партийных руководителей Таганрога. В конце концов 11 июля 1924 года на заседании Политбюро ЦК РКП(б) было принято решение о возвращении части спорных районов в состав РСФСР. Александро-Грушевский (Шахтинский) и Таганрогский районы вернулись в состав России, а остальной Донбасс, разделенный на украинскую и российскую части, остался в составе Украины.

На отрезанной от большой России части Донбасса большевики спешно стали проводить так называемую политику «коренизации» («украинизации»), которая во многом определила всю дальнейшую судьбу республики. Украинизировали все и вся: прессу, школы, вузы, театры, учреждения, делопроизводство, штампы, вывески и т. д. По всей стране создавались комиссии по практическому внедрению украинского языка, именуемые «тройками по украинизации». В русскоязычном Донбассе в 1923 году издавалось 7 журналов, из которых 5 выходили на русском языке, и 9 газет, из которых 8 издавались на русском, а одна — на двух языках одновременно. В 1934 году в Донецкой области из 36 местных газет 23 были полностью украиноязычными, 8 были на 2/3 украиноязычными, 3 издавались на греко-эллинском языке. Русских газет осталось всего лишь две. Только после 1937 года, несмотря на то, что официально курс на украинизацию так и не был отвергнут, русский язык был введен как обязательный в школах.

Тем не менее, идеи возвращения «украинского» Донбасса в РСФСР продолжали существовать в умах активистов по обе стороны границы еще долгое время. В качестве примера, профессор Киевского политехнического института Я. Маркович получил год тюрьмы и был выслан в Нижний Новгород «за нежелание читать лекции на украинском языке».

От теории к практике: Возвращение «украинского» Донбасса в Россию

В смутное время распада СССР, в конце 80-х годов прошлого века, идеи возвращения «украинского» Донбасса домой, в Россию, вновь оформились в ряд общественных организаций. Наиболее известным из них стало Интернациональное Движение Донбасса (ИДД).

Именно интеры, 7 октября 1991 года, на площади перед Домом Правительства в Донецке, на митинге в защиту Родины, вновь подняли, историческое чёрно-сине-красное знамя…Советскому Союзу оставалось жить несколько месяцев.

На обломках, разрушенной великой страны, в декабре 1991 года, неожиданно возникла украинская государственность. Свой ответ разрушителям Донбасс дал на Референдуме 27 марта 1994 года, когда предпринял третью попытку в ХХ веке зафиксировать свою идентичность.

Первая – Донецко-Криворожская Республика (1918г.). Вторая – создание и разгром Донецкого Совнархоза во времена правления Никиты Хрущёва (1957-1965гг.).

Более десяти тысяч подписей собрали инициативные группы Интердвижения в поддержку конституционной инициативы и народного волеизъявления жителей Донбасса. Эти подписи, переданные в областные советы, стали определяющим аргументом для донецких и луганских депутатов при назначении референдумов на 27 марта 1994 года в Донецкой и Луганской областях.

Референдумы состоялись уже в новых исторических реалиях украинской государственности. В этот раз жителей Донбасса спросили:

1.«Согласны ли вы с тем, чтобы Конституция Украины закрепила федеративно-земельное устройство Украины?».

2.«Согласны ли вы с тем, чтобы Конституция Украины закрепила функционирование русского языка в качестве государственного языка Украины наряду с государственным украинским языком?».

3.«Согласны ли вы с тем, чтобы на территории Донецкой (Луганской) области языком работы, делопроизводства и документации, а также образования и науки был русский язык наряду с украинским?».

4.«Вы за подписание Устава СНГ, полноправное участие Украины в экономическом союзе, в межпарламентской ассамблее государств СНГ?».

На все вопросы от 80 до 90% жителей Донбасса ответили «ДА».

Это донецкое «ДА» в киевских кабинетах вызвало шок, панику и страх. Рождение сильного Донбасса не вписывалось в планы новой национальной киевской элиты о построении этнически однородной, антироссийской Украины.

Испуг был настолько силён, что украинская власть на протяжении более двадцати пяти лет методично уничтожает документы, материальные свидетельства и даже саму память о Донбасском плебисците.

Результаты референдума были опубликованы в газетах «Донбасс» и «Жизнь Луганска». Эти номера газет почти полностью изъяты из библиотечных фондов. Официальных данных о референдумах в открытых источниках нет

В марте 2005 года Государственный архив Донецкой области, на официальный запрос участника Интердвижения, сообщил, что «протоколы областной комиссии по совещательному опросу граждан … о результатах подсчёта голосов при проведении совещательного опроса (консультативного референдума) граждан за 1994 год на хранение в государственный архив Донецкой области не поступали».

Вспоминает один из основателей Интердвижения, политолог АСПМ «Вейс-Новороссия» Сергей Чепик: «Я был делегатом той исторической учредительной конференции 18 ноября 1990 года, в которой принимали участие более 150 человек. Актовый зал Дома политпроса, на бульваре Пушкина в Донецке был практически полон. Главное, что, на мой взгляд, удалось сделать ИДД – вновь поднять упавшее знамя Донецко-Криворожской Республики и донбасского регионализма, нести его более четверти века, при этом оставшись современными и понятными нашему времени. Огромное количество дел было сделано интерами. И все они проникнуты идеей того, что мы другие, у нас своя история, свои герои, свои знамена и традиции. Интеры на собственном примере доказали, что на территории занимаемой сегодняшним, так называемым государством Украина, существует, как минимум, две украины – русская и антирусская. Об этом написал ещё в прошлом веке в своей неизданной книге Дмитрий Корнилов. Есть народ Богдана Хмельницкого, Артема (Фёдора Сергеева) и генерала-армии Николая Ватутина, а есть украина Мазепы, Петлюры и Шухевича».Через 10 лет после первого Донбасского референдума, в 2004 году, Донецкий областной совет заявил о желании провести референдум, о федеративно-земельном устройстве Украины и придании русскому языку государственного статуса. И вновь, вариант разрешения кризиса идентичности при помощи демократической процедуры народного плебисцита прозападные националистические элиты Украины отвергли.

Самым молодым интерам первой волны уже за 50, а некоторые перешагнули 80-летний рубеж. Тем не менее, многие из членов Интердвижения принимали активное участие в событиях Русской весны на Донбассе. Интеры были среди организаторов Референдума 11мая 2014 года. Несколько членов ИДД стали депутатами Верховного и Народного Совета ДНР.

В череде добрых дел участников Интердвижения организация первого адвокатского объединения Республики; выпуск первой официальной газеты «Голос народа — Голос Республики»; подготовка и написание Меморандума о преемственности Донецкой Народной Республики от Донецко-Криворожской Республики.

Интеры были свидетелями распада советской империи. В годы украинского лихолетья они развивали идеи донецкого регионализма вширь. Сегодня участники Интердвижения продолжают работать на будущее. Некоторые из них занимаются научной и журналистской деятельностью. Интеры участвовали в подготовке и праздновании 100-летия Донецко-Криворожской Республики. Многие по ТV видели марку, выпущенную к 100-летию ДКР, рекламу на бигбордах с картой ДКР. Эту карту, более 20 лет назад, в соответствии с историческими источниками, начертили Сергей Чепик и кандидат исторических наук Юлий Федоровский. Теперь карта ДКР размещена в экспозиции Донецкого Республиканского краеведческого музея, украшает юбилейную марку, напечатана в книге Владимира Корнилова «Донецко-Криворожская республика. Расстрелянная мечта».

11 мая 2014 года жители Донбасса на референдуме проголосовали за создание Донецкой и Луганской Народных Республик. Киев ответил войсковой операцией, авиационными бомбёжками и артиллерийскими обстрелами городов.

Интернациональное Движение Донбасса иначе представляло будущее, но предупреждало и о возможности горячей фазы войны. Артиллерийские и миномётные расстрелы городов — коллективное наказание жителей Донбасса за демократически проведённый Референдум о самостоятельности, который в нацистской Украине является уголовным преступлением.

Сегодня на территории бывшей советской республики Украина реализуется историческая концепция основателя и председателя Интердвижения Дмитрия Корнилова, ушедшего в лучший мир полтора десятилетия назад, о конфликте двух украин: русско-малороссийской и антироссийско-самостийнической. У каждой из сторон конфликта своя история, своя вера, свои герои. И нет случайности в том, что 19 октября 2014 года, в день рождения Дмитрия Кормилова, Донецкая Народная Республика первый раз праздновала День государственного флага.

Наталья Залевская, Сергей Чепик специально для ИА «Новороссия»

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх