Индия даже не задумывалась, что самолет раннего предупреждения А-50, управляющий воздушным боем, был в свое время разработан совместно Китаем и Израилем.
Прошла уже неделя с момента сокрушительного поражения Индии в воздушном бою 7 мая, и многочисленные анализы в социальных сетях указывают, что ключом к победе Пакистана стали ракета PL-15E, истребитель J-10C и самолет раннего предупреждения ZDK-03 с общей системой передачи данных. Лишь немногие заметили, что в момент этого воздушного боя между Индией и Пакистаном данные о группе индийских истребителей Rafale, готовившихся к атаке в подконтрольном Пакистану Кашмире, были нарушены: связь полностью прервалась, и весь отряд оказался разобщенным, превратившись в информационные острова!
В этот критический момент сработало загадочное пакистанское оборудование для радиоэлектронной борьбы, которое точно прервало связь ударной группы. Но кто именно вмешался? Индийская авиационная группа летела на сверхмалой высоте, что делало наземные средства подавления бесполезными, а у ВВС Пакистана нет самолетов радиоэлектронной борьбы. Тогда возникло подозрение, что в бой вступил самолет радиоэлектронной борьбы третьей страны. Однако по мере раскрытия деталей стало ясно, что ключевым звеном оказался индийский самолет раннего предупреждения A-50I, поскольку его система раннего предупреждения Phalcon была разработана совместно Китаем и Израилем.
Индо-пакистанский воздушный бой: откуда взялось загадочное радиоэлектронное подавление?
В воздушном бою 7 мая индийские ВВС были хорошо подготовлены, поскольку это была их инициатива по нанесению внезапного удара, и у них было достаточно времени для подготовки. Однако в ходе подготовки Индия провела операцию, чтобы оценить риски — своего рода пробный шаг, на который Пакистан "клюнул", раскрыв свои силы. На основе полученной информации Индия развернула силы, но не учла, что у ВВС Пакистана есть более мощное секретное оружие!

Пакистан раскрыл силы раньше времени: Индия подготовилась к атаке
В ночь на 29 апреля четыре истребителя Rafale из 17-й эскадрильи ВВС Индии "Золотые стрелы" (Golden Arrows) вылетели с авиабазы Амбала на севере Индии. Их целью была разведка перед крупномасштабной военной операцией в подконтрольном Пакистану Кашмире: определение позиций пакистанских радаров, зенитных ракет и других объектов. Rafale, самые современные истребители ВВС Индии, должны были "пройтись" по подконтрольной Пакистану территории, чтобы проверить реакцию пакистанских сил.
Четыре Rafale, оснащенные контейнерами радиоэлектронной борьбы, сформировали группу и патрулировали на сверхмалой высоте вдоль индийской стороны границы, собирая данные о включении пакистанских радаров и электромагнитных сигналах зенитных систем. В ночь на 30 апреля, когда Rafale готовились к возвращению, в кабинах внезапно раздался сигнал тревоги о захвате цели. Индийские пилоты были озадачены: как их могли захватить без предупреждения? Они находились еще на индийской территории и, не раздумывая, вернулись на базу.
Истребители Rafale оснащены системой радиоэлектронной борьбы Spectra с фазированными антенными решетками, которые создают помехи для радаров противника. Эта система настолько эффективна, что даже в учениях НАТО F-22 не мог захватить Rafale. Французы очень гордятся этой системой, и Индия, закупив ее, разумеется, превозносила ее до небес. Но в этот раз Rafale были захвачены, причем неизвестно кем, что вызвало у пилотов холодный пот.
Тем не менее, операция "Синдур" по нанесению удара по ключевым целям в подконтрольном Пакистану Кашмире была неизбежна. Индия учла инцидент с Rafale и подготовила 72 самолета, разделенные на четыре боевые группы вдоль границы: ударную, прикрытия, обеспечения и отвлекающую. Они летели на сверхмалой высоте, используя численное преимущество, чтобы растянуть силы ПВО Пакистана и позволить ударной группе нанести точечный удар.
Основной удар планировался в направлении Кашмира. Все доступные Rafale с базы Амбала, под командованием самолета раннего предупреждения A-50I, поддерживались истребителями Су-30MKI и МиГ-29, создавая локальное превосходство. Использовались крылатые ракеты и другие дальнобойные средства, чтобы избежать прямых воздушных боев с ВВС Пакистана и не углубляться на их территорию. Главной целью были "террористические" объекты в Кашмире, а также пакистанские системы ПВО, радары и аэродромы в случае контратаки. Стратегические цели Индии были четкими и хорошо продуманными.
В критический момент данные индийской группы прервались: откуда взялись загадочные помехи?
Около 01:20 утра, после запуска ракет Storm Shadow, Rafale находились в режиме наблюдения, когда на их многофункциональных дисплеях внезапно исчезли данные о местоположении группы. В условиях радиомолчания информация о боевой обстановке поступала через канал данных с самолетом раннего предупреждения.
Прерывание канала данных между самолетом раннего предупреждения и ударной группой означало мощное радиоэлектронное подавление. В кабинах пилотов пропали сигналы GPS, Beidou, ГЛОНАСС и индийской системы IRNSS, а также радионавигация. Кроме данных собственных сенсоров (скорость, инерциальная навигация), индийские пилоты потеряли даже чувство направления.
В панике пилоты пытались связаться с другими самолетами по однополосной радиосвязи (SSB), но ответа не было. Через несколько минут ударная группа потеряла пять самолетов: один МиГ-29, один Су-30MKI, два Rafale и один крупный БПЛА (еще один Rafale был потерян в другой группе).
Очевидно, что в районе границы действовал крупный самолет радиоэлектронной борьбы, поскольку наземные средства Пакистана не могли подавить связь самолетов, летящих ниже линии горизонта из-за кривизны Земли. Однако пакистанский генерал-майор, замначальника штаба ВВС Орангзеб, не упомянул о таком самолете, хотя прерывание связи между A-50I и группой говорит о мощности помех!
Помимо прерывания связи, были зафиксированы многочисленные ложные цели. Можно представить, как операторы A-50I, включая старшего офицера не ниже генерал-майора, были шокированы, узнав о сбое связи. У Пакистана нет таких передовых самолетов радиоэлектронной борьбы. Неужели в бой вступил специализированный самолет третьей страны?
Ответ — нет! Тогда почему у Пакистана оказалось такое мощное оборудование для подавления? Ответ может быть еще более драматичным: индийский A-50I с системой Phalcon был разработан совместно Китаем и Израилем, включая радиопрозрачный обтекатель и часть компонентов T/R, произведенных в Китае. Индия, похоже, не учла этот факт, закупив систему Phalcon, созданную Китаем и Израилем!
Индия даже не задумывается, что самолет раннего предупреждения, управляющий боем, был разработан Китаем и Израилем
У индийских ВВС есть три типа самолетов раннего предупреждения: Ка-31 (российский, вертолетный), Netra (собственного производства) и A-50I (российский Ил-76 с израильской системой Phalcon). В Кашмире использовался A-50I. В марте 2004 года Индия купила три таких самолета у Израиля за 1,1 млрд долларов.
Система Phalcon AEW: как Индия решилась на покупку?
Изначально система Phalcon заказывалась Китаем у Израиля, но почему она оказалась у Индии? За этим стоит запутанная история, включающая предательство Израиля и упорство Китая в разработке собственных самолетов раннего предупреждения. От KJ-2000 до ZDK-03, KJ-200, KJ-500 и KJ-600 — Китай должен поблагодарить Израиль за разрыв контракта, иначе собственные самолеты раннего предупреждения появились бы позже.
Китай заинтересовался самолетами раннего предупреждения после войны в Персидском заливе, где американские E-3A и E-2C сыграли ключевую роль, управляя до 2240 вылетов в день и обеспечив сбитие 37 из 39 самолетов противника. После войны многие страны, включая Китай, начали искать пути оснащения такими системами.
В Китае были два подхода: закупка или разработка. Военные хотели быстрых решений через закупку, но академик Ван Сяомо, директор 38-го НИИ, настаивал на собственной разработке с одновременным созданием прототипов. Время доказало правоту Вана.
В 1996 году Китай и Израиль договорились о поставке системы Phalcon на базе Ил-76. Китай внес предоплату 1,9 млрд долларов, а Ван Сяомо настоял, чтобы Китай участвовал в разработке, включая производство обтекателя радара и корпусов T/R-компонентов. Это позволило Китаю получить доступ к ключевым данным по радару и T/R-компонентам, которые являются сердцем системы.
В июле 2000 года, когда проект был почти завершен, США надавили на Израиль, ссылаясь на использование американских технологий. Израиль разорвал контракт, вернув Китаю 1,9 млрд долларов и выплатив 1,6 млрд долларов компенсации. Возможно, это был сговор США и Израиля, чтобы помешать Китаю получить самолет раннего предупреждения и затормозить его на десятилетие. Однако благодаря предусмотрительности Вана Сяомо Китай завершил 80% работ по собственному прототипу, и в ноябре 2003 года KJ-2000 совершил первый полет.
Разорванный Израилем контракт на Phalcon достался Индии. В 2001 году Индия стала "преемником" проекта, используя ту же схему: Ил-76 с системой Phalcon. В 2004 году сделка на 1,1 млрд долларов за три самолета была заключена. Израиль получил огромную прибыль, заплатив лишь 1,5 млрд долларов компенсации Китаю.
Зная ключевые технологии A-50I, мог ли Китай вмешаться? Точного ответа нет, но у J-10C есть контейнер радиоэлектронной борьбы, который может использоваться для ограниченного подавления. Однако для помех каналу данных A-50I этого недостаточно. Но если Китай владеет ключевой информацией об A-50I, возможно ли создание специализированной системы подавления? Это лишь предположение, но вероятность велика.
Может ли Индия решить проблему?
Есть два варианта. Если проблема в программном обеспечении, ее можно устранить патчем. Но если дело в аппаратной части, это сложнее — Индии придется отправить самолеты в Израиль для доработки, что может быть невозможно или потребовать полной перестройки системы.
Радарные технологии: Китай опережает мир на два поколения
После успеха KJ-2000 Китай стремительно развивал радары с фазированными решетками, создав KJ-200, ZDK-03 (для Пакистана), KJ-500 и KJ-600. За 15 лет Китай прошел путь от нуля до полного спектра самолетов раннего предупреждения.
Ключ к успеху — радарные технологии. Современные радары с фазированными решетками, такие как на американских кораблях "Иджис", начинали с пассивных систем, затем перешли к активным на основе арсенида галлия. Китай, начав позже, сразу перешел к улучшенным компонентам T/R на арсениде галлия, а затем освоил нитрид галлия, где мощность одного T/R-модуля достигает 100 Вт — в 8–10 раз больше, чем у арсенида галлия.
Китай также перешел к цифровым массивам, превосходящим активные фазированные решетки, и разработал конформные антенны, которые не нарушают аэродинамику самолета. США отстали в технологии нитрида галлия, а Китай контролирует 90% мирового производства галлия — редкого металла, необходимого для радаров.
Ракета PL-15E с активной фазированной решеткой на нитриде галлия делает ее устойчивой к помехам, что объясняет, почему система Spectra на Rafale оказалась бесполезной. Мощность нитрида галлия "пробивает" помехи, делая французскую систему неэффективной.
Благодаря нитриду галлия и другим технологиям (например, совместной передаче данных и электромагнитной совместимости) Китай опережает США на два поколения в области радаров и радиоэлектронной борьбы. Если есть сомнения, посмотрите видео, как китайский корабль 815 "уничтожает" американскую группировку на учениях!
Свежие комментарии