Рестрикции дошли до той точки, когда делают хуже тем, кто их вводит
ЕС принял уже 14-й по счету пакет санкций против России. «МК» поговорил с экспертом о том, как сильно санкции повлияют на российскую экономику, кто от них выигрывает и зачем они на самом деле нужны Западу.

— Насколько серьезен четырнадцатый пакет санкций?
— На самом деле, это скорее выглядит как «где бы еще что можно сделать», потому что очень многие вещи уже повторяются, – рассказывает руководитель проекта по внешнеэкономической деятельности «Команда Сикурс» Раиса Донская. – Например, небо было закрыто еще с начала СВО, как для нас, так и для них. Нынешние меры предполагают запрет для частных самолетов, но они и так облетали зону конфликта по понятным причинам.
Что касается сжиженного газа, то фактически Евросоюзу нужен этот газ. Есть американский и катарский, но логистически эти поставки выходят дольше и дороже. В то же время России не так важно, кому продавать СПГ и куда-то он все равно продаваться будет.
То есть, опять-таки, это больше политический момент, от которого и для ЕС будет не так уже много положительного.
— А как ограничения вредят ЕС?
— Принятые санкции — это история про запреты различных отраслей российского импорта с целью отгородить собственный рынок от товаров из России.
Однако и своего сырья у ЕС нет, поэтому как альтернатива остается Китай. У КНР же отношение ко всем одинаковое: мы вам, конечно, продадим, но дороже, потому что деваться вам некуда. В результате, качество сырья, которое они получат за те же деньги, будет гораздо ниже.
Например, те же титановые детали, которые они делали из китайского сырья, покрываются коррозией.В результате, от всей этой истории выигрывает только Китай. Страна со всеми торгует и продает продукцию дороже.
— Как может повлиять мера санкции против теневого флота?
— Если говорить о теневом флоте, то напомню, что флаги у судов и их названия – это вещь изменяемая. И существуют разные страны, которые этим занимаются. И, если честно, то не очень понятно, как они будут отслеживать этот флот даже просто технически.
— Остались ли у Запада рычаги давления?
— Мне кажется, что здесь уже какое-то такое своеобразное капиталистическое соревнование: кто сможет больше придумать санкций. И уже совершенно неважно, какое влияние эта ограничительная мера будет иметь. Страна, придумавшая больше всего санкций, получает «вымпел» как самая продуктивная. То есть, по сути, это все про политику.
И я не знаю, кому от этого хуже. ЕС создает себе массу проблем, качество и стоимость жизни в этих странах также будет ухудшаться. Это случай, в котором есть определенный тупик, когда любая принимаемая мера вредит не только тому, на кого она нацелена, но и тому, кто ее ввел. К этому порогу мы уже плавно начинаем подходить.
Автор: Елизавета Лужбина