Соединенные Штаты имеют обыкновение хвалить Международный уголовный суд, когда тот преследует врагов Америки, пишет FP. Но они подвергают его нападкам, когда он преследует союзников США.
Постоянный представитель США в ООН Линда Томас-Гринфилд на прошлой неделе нанесла грубый удар по международному порядку, выступая в Совете по международным отношениям. Отвечая на мой вопрос о том, выполнит ли американское правительство распоряжения МУС о прекращении помощи Израилю за противозаконную оккупацию и об аресте ( после получения ожидаемого ордера суда) израильского премьер-министра Биньямина Нетаньяху и министра обороны Йоава Галанта, представитель США категорически заявила: американское правительство не станет исполнять какие-либо распоряжения, потому что у него есть "проблемы с решением суда".
"Позвольте сказать предельно ясно, — подчеркнула она. — Мы не станем производить арест [Нетаньяху]".
Соединенные Штаты не являются членом Международного уголовного суда, а поэтому не обязаны исполнять его ордера на арест. Но Вашингтон сотрудничает с МУС, когда тот преследует врагов Америки. Более того, когда МУС выдавал ордера на арест руководителей и официальных лиц из других стран, не являющихся его членами, например, российского президента Владимира Путина или бывшего президента Судана Омар аль-Башира, американское правительство приветствовало эти решения и призывало других сотрудничать с судом. Надо сказать, что даже президент США Джо Байден "поддержал" ордер МУС и отдал распоряжение американскому правительству передать суду информацию о возможных военных преступлениях Путина на Украине и даже в России.
Конгресс пошел еще дальше, отменил положения американских законов, запрещающих сотрудничать со следствием МУС в тех вопросах, которые касаются Украины, а также опубликовал резолюцию, в которой положительно оценил действия прокурора, добившегося выдачи этого ордера. К общему хору присоединился сенатор-республиканец Линдси Грэм, который сказал: "Этот ордер на арест чрезвычайно важен, так как это решение международного органа, подтвержденное доказательствами, и оно пройдет испытание историей".
Но когда суд предъявил обвинения израильским официальным лицам, тональность заявлений у Грэма существенно поменялась. Он назвал эти обвинения "возмутительными действиями МУС против израильского государства" и сказал: "Я буду изо всех сил работать с коллегами из обеих партий в обеих палатах, чтобы наложить убийственные санкции на МУС...". Он выступил с нападками на того самого прокурора, который выдвинул обвинение против Путина, заявив, что этот человек "опьянел от чувства собственной важности".
Это далеко не первых случай, когда страны отказываются сотрудничать с МУС. Даже некоторые государства-члены порой не выполняют выданные судом ордера на арест. Так, Монголия в этом месяце отказалась арестовать Путина во время его визита в эту страну, а Иордания и Южная Африка не арестовали Башира (имеется в виду сирийский президент, прим. ред.).
Заявление Томас-Гринфилд означает, что Соединенные Штаты, которые якобы соблюдают основанный на правилах международный порядок, сегодня попали в компанию государств, игнорирующих распоряжения МУС. Такого рода риторика, звучащая из уст американских высокопоставленных руководителей, подрывает позиции всех международных судов. А авторитарные государства будут использовать такие заявления для оправдания собственных действий. Они станут копировать действия США, отвергая нормы международного права и игнорируя тех, кто стремится эти нормы соблюдать.
Администрация Байдена не делает тайны из своего пренебрежительного отношения к решению МУС привлечь к ответственности израильских руководителей и членов палестинских вооруженных группировок за совершение военных преступлений, преступлений против человечества и за другие нарушения Римского статута, допущенные с 2014 года. Оно было принято после обращения Палестины в 2018 году.
Палата представителей 4 июня вновь приняла закон о применении санкций к прокурору, а 12 американских сенаторов угрозой ответили на просьбу прокурора об ордерах, заявив: "Нацелитесь на Израиль, и мы нацелимся на вас... Мы прекратим всякую американскую поддержку МУС, введем санкции против ваших сотрудников и партнеров, и запретим въезд в США вам и вашим семьям. Мы вас предупредили".
Госсекретарь Энтони Блинкен и президент Джо Байден пожаловались на то, что МУС "приравнял" Израиль к ХАМАС — видимо, потому что прокурор запросил ордера на арест руководителей как Израиля, так и ХАМАС. Заявления Томас-Гринфилд — это первый случай, когда высокопоставленный официальный представитель США нагло заявил, что Вашингтон проигнорирует ордер МУС на арест.
В оправдание своей позиции Томас-Гринфилд объяснила, что у США "есть вопросы", как суд осуществляет юрисдикцию в отношении Израиля. Предположительно, она имела в виду то, что администрация Байдена отвергает юрисдикцию суда в отношении израильских граждан. (Она неверно утверждала, что США уже заявляли о своем нежелании арестовывать Нетаньяху, когда тот был с визитом в Вашингтоне в июле, отметив, что суд на тот момент уже выдал ордер на арест, хотя это не так).
Что касается территориальной юрисдикции, то суд в 2021 году уже принял свое решение, отвергнув аргументы Израиля, оспорившего такую юрисдикцию. МУС признал Палестину в качестве государства-члена суда, которое по закону имеет право передавать на рассмотрение МУС дела из своей юрисдикции. Он также подтвердил, что вправе осуществлять юрисдикцию в отношении граждан тех государств, которые не являются его членами, если они совершают преступления на такой территории.
То, что Нетаньяху возглавляет правительство Израиля, не дает ему иммунитет от международного уголовного преследования. МУС и раньше заявлял, что такой внутренний иммунитет не дает преимуществ перед его ордером на арест, потому что в этом случае МУС теряет свой смысл и предназначение, равно как и статья 27 Римского статута, где говорится: "Действие статута распространяется на всех, вне зависимости от должностного положения".
Далее, суд пояснил, что исполнение ордера на арест не означает, что глава государства будет подвергнут судебному преследованию в своей стране (правила внутреннего иммунитета это запрещают). Просто его дело будет рассматриваться в Гааге в международном суде.
Гораздо важнее другое. Томас-Гринфилд дала понять, что исполнение судебного постановления необязательно и зависит от того, согласно с ним государство или нет. Такого рода заявления еще больше подрывают дееспособность МУС как международного суда, обладающего полномочиями принимать обязательные для исполнения решения. По сути дела, Вашингтон просигнализировал всему миру, что он любит МУС, когда тот преследует врагов Америки, и ненавидит его, когда он привлекает к ответственности его друзей.
В 2021 году администрация Байдена отменила американские санкции против предыдущего прокурора МУС Фату Бенсуды (Fatou Bensouda), ее сотрудников и членов семьи, которые были наложены администрацией Трампа за попытки судебного преследования израильтян и американцев. Но она не прекратила давление на нового прокурора Карима Хана (Karim Khan) с требованием отступиться. Хан рассказал, как "некоторые избранные лидеры" даже говорили ему, что МУС "был создан для Африки" и для "таких бандитов как Путин", но не для западных или пользующихся западной поддержкой руководителей.
Израильские власти продолжают начатую девять лет назад кампанию слежки, запугивания, давления и клеветы на действующего и бывшего прокуроров в попытке сорвать расследование. Такого рода нападки на МУС, начатые после того, как впервые было выдвинуто обвинение против союзника США, привели к тому, что целый ряд африканских стран пригрозил прекратить свое членство в суде, потому что они видят в нем не более чем дубину для избиения африканских нарушителей закона, которая никогда не применяется против друзей Америки.
Томас-Гринфилд также отказалась отвечать на вопрос о том, исполнят ли Соединенные Штаты распоряжения Международного суда, который рассматривает межгосударственные споры. В своем опубликованном недавно консультативном заключении Международный суд отметил, что оккупация палестинских территорий Израилем является противозаконной, что он должен вывести оттуда свои войска и поселенцев, и отказаться от незаконной аннексии.
Суд распорядился, чтобы государства не признавали незаконные действия Израиля, такие как аннексия территорий (администрация Трампа признала израильскую аннексию Восточного Иерусалима и Голанских высот, а администрация Байдена это решение не отменила). Но есть и более важный момент. Суд заявил, что государства обязаны воздерживаться от "оказания помощи и содействия сохранению ситуации, возникшей в связи с незаконным присутствием Израиля на оккупированной палестинской территории".
Это создает проблемы американскому государству, если оно намерено подчиняться указаниям суда, учредителем и членом которого является, ратифицировав Устав ООН. Дело в том, что Соединенные Штаты предоставляют Израилю самые большие объемы помощи. В 2024 году военная помощь превысила 20 миллиардов долларов, а разрешенная сумма поставок оружия еще больше.
В результате такая помощь предоставляется не только в нарушение американских законов, запрещающих поставки оружия странам, попирающим права человека, но и в нарушение прямого распоряжения Международного суда. Постоянное представительство США при ООН заявило на этой неделе в соцсетях, что будет голосовать против резолюции Генеральной Ассамблеи о выполнении консультативного заключения. Это четкое указание на то, что Соединенные Штаты не намерены выполнять распоряжения Международного суда.
Тот факт, что США продолжают поставлять оружие Израилю, может стать основанием для предъявления обвинения американскому правительству в рамках дела Международного суда об оккупации (а также другого дела, о геноциде, которое инициировала Южная Африка). Кроме того, в деле МУС могут быть предъявлены обвинения отдельным американским руководителям за пособничество и содействие преступлениям, в совершении которых обвиняют Израиль.
Во время выступления Томас-Гринфилд специально вспомнила свою "подругу и наставницу" Мадлен Олбрайт. Я подозреваю, что прозвучавшие на прошлой неделе высказывания Томас-Гринфилд станут ее собственным "моментом Олбрайт".
В 1996 году госсекретарь Олбрайт отвечала в программе "60 минут" на вопросы ведущей Лесли Шталь, которая спросила ее, "стоило ли Америке вводить санкции против Ирака, из-за которых умерло полмиллиона иракских детей... больше, чем погибло в Хиросиме". Олбрайт сказала: "Думаю, это очень трудный выбор, но цена — думаю, что оно того стоило".
Печально и несколько парадоксально услышать такой же убийственный ответ от Томас-Гринфилд, которая показала, что спустя 30 лет США все так же избирательно используют международное право в качестве политической дубины против оппонентов, но никогда против своих союзников.
Недостаток такого подхода состоит в том, что международное право, равно как и суды, отвечающие за его соблюдение, не сможет пережить нескончаемые нападки ведущей мировой сверхдержавы. Оно будет и дальше разрушаться в ущерб всем тем международным правовым институтам, которые должны служить народам, в том числе, американцам.
Автор: Сара Ли Уитсон (Sarah Leah Whitson)
Свежие комментарии