На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

МОЯ СТРАНА

7 416 подписчиков

Свежие комментарии

  • Лев Добрый
    Надо ставить на должность руководителя космического Агентства нормального менеджера, а не всякую хрень вроде Соколова...Отставание на 20 ...
  • Лев Добрый
    Лично я не верю, что американские истребители обладали такой скоростью!😜👈👀10 самых быстрых ...
  • Игорь Васиков
    Враги это и те, кто кормит врагов. Вот где поле непахано!"В этой стране? Я...

Броня ЦАХАЛ: лучший в мире танк, или как обычно?

В комменты под прошлой статьей прибежали боты и принесли в ладошках обжигающую правду, будто на сотни фактов поражения "Меркав" в Газе ноль безвозврата.

В комменты под прошлой статьей прибежали боты и принесли в ладошках обжигающую правду, будто на сотни фактов поражения "Меркав" в Газе ноль безвозврата. О

провергать настолько очевидную чушь глупо, как и в очередной раз доказывать, что все воюющие стороны тщательно скрывают свои потери, зато есть повод продолжить про броню ЦАХАЛ и разобраться, что же не так с великой и ужасной "Меркавой" и почему она такая.

.. "Меркава".

Свой первый и единственный основной танк собственной разработки Израиль начал создавать после Октябрьской войны 1973 года. Она показала, что для современного на тот момент противотанкового оружия и боеприпасов что советская, что американская, что английская гомогенная броня не преграда, и защиты друг от друга танки по сути не имеют. Про советские и английские наработки по комбинированным бронепреградам в Израиле слыхом не слыхивали и приняли казавшееся разумным решение дополнительно защитить боевое отделение двигателем - все равно бронекорпус от пробития не спасет. Таким образом, силовая установка уехала вперед, а в корме образовалось пустое пространство, в котором можно перевозить 3 человек.

Подвеска "Меркавы" отдает 1930-ми

Про пружинную подвеску "Меркавы" ходит масса легенд, самые популярные из них сводятся к бОльшей живучести пружинной подвески при подрыве на мине и к якобы ее бОльшей эффективности на каменистой местности Голанских высот. По факту и то, и другое утверждение не имеет под собой никакой основы. Такой выбор был связан с отсутствием в Израиле технологий ковки торсионных валов, а увеличивать и так высокую техническую и технологическую зависимость от США очень не хотелось: в те времена Штаты еще не смотрели на все проделки Израиля исключительно сквозь пальцы - могли и пожурить. Так что пришлось выбирать более простое, менее эффективное и наглухо устаревшее решение, а чтобы хоть как-то упростить ремонт ходовой после подрывов на минах, пружины пришлось ставить вне бронекорпуса. Торсионы, кстати, переживают наезды на противотанковые мины без подобных проблем.

С подвеской мы разобрались и вернемся к компоновке. По сути, у переднемоторной компоновки есть только два плюса - экранирование БО двигателем и возможность подобрать потерявший свою машину экипаж. А дальше начинается все самое интересное.

И двигатель, и трансмиссия требуют постоянный к себе доступ, так как нуждаются в постоянном обслуживании. Это значит, что разместить на ВЛД бронепреграду, аналогичную ВЛД советских танков, невозможно: она станционарная, ее просто невозможно открыть. На "Меркаве" изначально была сделана съемная крыша МТО, которую в ходе совершенствования машины прикрыли дополнительным съемным слоем бронирования. Следовательно, для доступа к агрегатам нужно снять краном сначала дополнительную бронезащиту, а затем саму крышу, а для приведения к боеготовому состоянию проделать то же самое, только в обратной последовательности. Для сравнения, у наших ОБТ, будь то Т-64, Т-80 или Т-72 и производные, достаточно открутить несколько болтов и открыть соответствующие крышки, без всяких кранов, регистрации и смс.

Обслуживание "Меркавы". Чтобы добраться до движка, нужно еще и часть бронирования башни снять

Если в 1970-х двигатель действительно мог сильно ослабить воздействие тогдашних известных в Израиле противотанковых боеприпасов, то современному "лому" с пробитием свыше 500 мм гомогенки на фарш из алюминия и неброневой стали просто пофигу, и изначально неплохое решение нынче перестало работать от слова совсем. Но и это не самое страшное.

Самое страшное для танка на поле боя - утратить подвижность. И в этом разрезе "экран" из движка это приговор, так как неподвижный танк очень быстро перестает жить. Ведь основная защита это сочетание огня и маневра, а броня сама по себе лишь важный, но все-таки бонус, позволяющий максимально комфортно реализовать первые две составляющие на поле боя. Снова вспомним отечественные ОБТ: чтобы гарантированно поразить двигатель, надо либо обстреливать танк строго в борт, либо зайти в корму, что при нормальном течении боя (а не разгроме подразделения противником) малореально - помимо танков, работают еще мотострелки со своей броней, жужжат всякие коптеры и прочая мерзость, и вообще все грустно и печально. А с курсовых углов, с которых и сейчас наиболее часто ведется обстрел танков, добраться до движка очень и очень непросто.

И, наконец, вспомним про еще один неприятный минус переднемоторной компоновки - марево от раскаленного двигателя. Строго по курсу "Меркавы" наводчик лицезреет не чистую картинку, а размытое дрожащее марево, разглядеть в котором что-либо та еще задача. Следовательно, экипажи вынуждены учитывать эту особенность и стараются вести огонь, отвернув корпус в сторону и, тем самым, подставляя менее защищенные борта.

Подведем промежуточный итог: переднемоторная компоновка имеет только один относительный плюс - наличие пространства для эвакуации экипажей подбитых машин, а все остальное это минусы. Неужто со всем прочим также плохо? И да, и нет.

"Меркава 4" бегает на бодром немецком дизеле мощностью 1500 л.с., но вот масса самого танка оценивается между 65 (в исходной конфигурации) до 80 (со всеми апгрейдами) тонн, что говорит о не самой лучшей удельной мощности машины. Актуальная версия "Меркавы" имеет всего лишь 18,75 л.с. на тонну, и это не "чистый" параметр, так как двигатель часть своей мощности расходует на различные механизмы, какая-то часть теряется в ходовой части, и т.д. Для сравнения, Т-80БВМ имеет 1250 л.с. на 45,7 тонн массы (27,35 л.с./т), а Т-90М - 1130 л.с. на 48 тонн (23,54 л.с./т). Можно, конечно, возразить, мол де в руинах Газы это не так важно, но вероятность боестолкновений вне руин отрицать просто некорректно. Да и в застройке возможность быстро перемещаться между укрытиями - полезное свойство.

Пакет комбинированной защиты башни после попадания. Видны слои разнесенного бронирования и пакетов NERA

Бронезащита "Меркавы" - тайна за семью печатями, однако, по фото поврежденных машин можно понять, что комбинированные бронепреграды не содержат ничего сверхъестественного. Это разнесенные между собой стальные листы и пакеты так называемой NERA - "пироги" из стальных и резиновых листов. Никакой динамической защиты не предусмотрено, и, в целом, складывается впечатление, что лучше всего в танке защищена именно башня, а про невозможность обеспечить нормальную защиту корпуса мы уже говорили. При этом защита явно оптимизирована против ручного противотанкового оружия с кумулятивными БЧ, а вот как она отреагирует на БОПС - неизвестно. Кстати, длинный "нос" показал еще одну крайне неприятную уязвимость - прикрыть пространство перед башней решетками невозможно, поэтому крыша МТО "Меркавы" - отличная мишень для дронов.

В свете нынешних событий вооружение и СУО танка выглядят вторично, так как не могут сбалансировать его очевидные недостатки. Устаревшая подвеска и спорная компоновка при относительно невысокой подвижности очевидно не позволяют назвать "Меркаву" адекватным современным условиям боя танком. Израильтяне проделали огромную работу, то "свой путь" явно завел их куда-то не туда. Изначально созданная для противостояния себе подобным, "Меркава" постепенно превратилась в танк для обеспечения противопартизанских и полицейских операций. А нынешние события в Газе окончательно развеивают миф о лучшем танке мира.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх