«Роскосмос» отказался продавать двигатель РД-180 в США. Причина — ответные торговые санкции. Где будут использовать двигатель и чем ответят США, расскажем далее.
РД-180 нашли применение
РД-180 — это жидкостный ракетный двигатель с двойной камерой сгорания. Разработан на основе советских двигателей РД-170 и РД-171. Американцы использовали движок для первой ступени тяжелых РН «Атлас 5». Планировали закупать до 2023-2024 гг.
Теперь РД-180 послужит для проектируемого РН «Союз-6», тоже на первой ступени.
В ответ США угрожают отключить Россию от GPS. Но Дмитрий Рогозин не переживает, так как в России есть ГЛОНАСС. Кроме того, глава «Роскосмоса» сообщил, что технически реализовать отключение от GPS будет сложно.
«Орбитальная группировка GPS не может выборочно отключаться в направлении России и не отключаться в направлении других стран».
Разработка ракеты «Союз-6»
С 2019 г. «Роскосмос» разрабатывает «Союз-6» на базе РН «Союз-5». Испытания запланированы на 2025 г., на космодроме «Восточный».
«Союз-6» — РН среднего класса, способна поднять 9 тонн полезной нагрузки на околоземную орбиту. Заменит устаревший «Союз-2». Также «Союз-6» — это прототип 2 ступени сверхтяжа «Енисей». «Енисей» — основная РН для 2 этапа российской лунной программы.
Как сказано выше, «Союз-6» будет работать на двигателе РД-180, который в российской космонавтике не использовали. Производитель двигателя НПО «Энергомаш» адаптирует РД-180 для новой ракеты. Двигатель будет оснащен повышенной защитой от возгорания, новой системой управления, системой аварийной защиты, которая будет срабатывать раньше при возникновении неполадок.
Технологические особенности «Союза-5»
«Союз-5» — ракета-носитель полутяжелого класса с 2 ступенями запуска. На первой ступени ракета оснащена жидкостным кислородно-керосиновым двигателем закрытого цикла — РД-171МВ. На второй — РД-0124МС.
РД-171МВ считается самым мощным жидкостным двигателем в мире. Тяга составляет 740 тонн. Это в 4 раза больше, чем выдают американские двигатели Raptor, в среднем 204 тонны.
Ракета будет поднимать 17 тонн полезной нагрузки на околоземную орбиту. Для изготовления баков используют новый алюминиевый сплав Р-1580. За счет сплава увеличивается масса выводимой полезной нагрузки.
При строительстве «Союза-5» внедряют новые технологии. Например, сварку трением с перемешиванием. Эта технология повышает качество шва. Дело в том, что при плавлении алюминий теряет свойства. При трении алюминий не плавится, а нагревается до 200℃. При такой температуре металл деформируется и образует сварное соединение.
Технология распространена в мире, но впервые используется для изготовления масштабных изделий. Диаметр топливного бака — 4,1 м, а длина — 50 м.
Еще одна технологическая особенность «Союза-5» — безлюдный старт. Предполагают, что «Союз-5» заменит все РН среднего и тяжелого класса — «Союз-2», «Зенит», «Ангару», «Протон-М».
Последствия политических споров для «Энергомаша»
«Энергомаш» уже испытывал трудности из-за санкций США. В 2014 году правительство США запретило United Launch Alliance сделки с компанией «Энергомаш» и использование РД-180. Но в мае того же года запрет сняли. В этот раз Россия по своей инициативе отказалась от сотрудничества с Америкой.
Замгендиректора по экономике и финансам «Роскосмоса» Максим Овчинников отметил, что прекращение поставок РД-180 станет для «Энергомаша» серьезной потерей. Предприятие лишится выручки в 10-13 млрд рублей. Но «Роскосмос» работает над расширением списка заказчиков, чтобы в дальнейшем не зависеть от 2-3 клиентов на этом рынке.
Несмотря на потери, «Роскосмос» планирует 20 запусков в 2022 г. До отказа запусков OneWeb и заморозки космодрома «Куру» было намечено 32 запуска. Это бы стало рекордным показателем для России.
Стоит ли переживать из-за отключения от GPS
Дмитрий Рогозин сообщил, что США хочет отключить Россию от GPS:
«В рамках санкций США рассматривают возможность отключения РФ от GPS- навигации. Знаете? Не знаете, а я могу сказать, что рассматривается такой вопрос. Стоит ли поэтому поводу напрягаться? Отвечаю: не стоит по этому поводу напрягаться, потому что в каждом вашем смартфоне есть ГЛОНАСС, отключив GPS, ГЛОНАСС будет работать. У него такая же точность, как у GPS».
2008 г. считается стартом массового использования ГЛОНАСС для гражданских целей.
Борис Каторгин, академик РАН и создатель двигателя РД-180, считает, что с точки зрения экономики заворачивать продажу РД-180 для России невыгодно. РФ продала США 120 двигателей и заработала $3 млрд. По его прогнозам, США не смогут быстро создать альтернативу РД-180. Теперь, кроме России, некому использовать двигатель, так как для него требуется соответствующая сверхтяжелая РН, а значит, создание целой отрасли.
Как вы считаете, будет ли эффективной адаптация РД-180 для имеющихся в России ракет?
Автор: Анна Лецман
Свежие комментарии