На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

МОЯ СТРАНА

7 274 подписчика

Свежие комментарии

  • Кошмар
    О никабах - закрывающая лицо одежда была атрибутом жриц богини Астарты, которые занимались ритуальной проституцией. О...Почему можно и ну...
  • Svetlana Kuzmina
    "...поддержкой со стороны женщин (50% женщин-избирателей поддерживают Харрис..."                                     ...У демократов появ...
  • Афонин Андрей
    Собаки молчат, и караван стоит... Только так, на примере пословицы, можно охарактеризовать работу ГД!  То депутаты по...Пронько: Госдума ...

Великий оболганный Т-72: разрушаем мифы

Кто не слышал про таинственный высокотехнологичный харьковский звездолет Т-64 и примитивный уральский трактор Т-72?

Кто не слышал про таинственный высокотехнологичный харьковский звездолет Т-64 и примитивный уральский трактор Т-72? Этот миф, родившийся чуть ли не вместе с объектом 172М, мы уже развенчали в прошлой статье.

Однако, в комментариях вы напомнили про целую пачку мифов о 72-ке. А мифы на то и существуют, чтобы их развенчивать.

Поэтому сегодня продолжим восстанавливать репутацию самого лучшего советского основного танка, и продолжим уничтожать мифы. Но перед прочтением этой статьи крайне рекомендуется изучить предыдущую, в которой мы разрушили целых пять мифов. А пока вы читаете, мы продолжим.

Миф 6. Пожалуй, это самый одиозный и оголтелый миф про Т-72, который, как мне казалось, сейчас никому не придет в голову озвучивать, но в комментах его таки выдали. Развенчание этого мифа тем нужнее, что снимает все вопросы, зачем понадобилось плодить очерняющие 72-ку и обеляющие Т-64 легенды. Итак, создание Т-72 было вредительством и уголовным преступлением, сравнимым с госизменой, так как саботажники с УВЗ и УКБТМ вместо танка мечты Т-64А пропихнули в производство свой отсталый никуда не годный трактор. Вместо запуска в серию 64-ки они совали палки в колеса харьковским коллегам, не желая делать "хрустальное чудо".

А. А. Морозов за работой

Этот миф, кажется, не требует вообще никакого развенчания, так как является чистейшей воды манипулятивной ложью. Мы уже знаем, что ни к 1967 году, ни к 1969, ни к 1970, ни позднее Т-64 и Т-64А не блистали надежностью. Все проблемы этой машины мы уже обсудили. Именно они, а также невозможность выпуска двигателя 5ТДФ нигде, кроме Харькова, и вынудили не только уральских, но и ленинградских конструкторов создавать альтернативные "хрустальному чуду" машины. А Харьков с трудом перекрывал потребности серийного производства, создание ремфонда двигателей шло с огромным трудом. И в случае начала войны вывод из строя харьковских заводов приводил к прекращению выпуска танковых двигателей вообще. Замена двигателя вела к замене ходовой части - ходовая 64-ки не выдерживала возросшие нагрузки. Поэтому создание новых машин было единственно возможным выходом из ситуации.

Корпуса Т-80 (сверху) и корпус Т-72 перед утилизацией. Наглядный пример сложности 64-ки в производстве: Т-80 из-за механизма заряжания унаследовал от него выштамповки в бортах, для которых требовалось специальное прессовое оборудование. И это лишь один из подобных примеров

Кто же тот вредитель, кто "совал палки в колеса" харьковским гениям? Весь СССР с его многочисленными НИИ и испытательными базами почти десятилетие пахал на революционный танк, а тот лучше не становился. Может быть, "дело было не в бабине" (с)? Вопрос риторический. Поэтому и потребовалось как-то оправдываться, почему каменный цветок в Харькове никак не выходил, а виноватых нашли быстро. Правда, партия, правительство и Госплан почему-то решили иначе, и именно Т-64 был снят с производства еще до распада СССР - в 1987 году.

Миф 7. Т-64 обеспечил Советской Армии тотальное преимущество перед западными танками и переход в новое поколение. Формально вроде бы так и есть, если бы не одно "но": пока Т-64 и Т-64А свистели и ломались по испытательным полигонам, а заводские бригады крыли трехэтажным чудо-аппарат, основу танкового парка составляли старые добрые Т-62 выпуска УВЗ и не менее старые и не менее добрые Т-55А выпуска Омсктрансмаша. Основную массу Т-64 начали списывать уже в конце 1960-х, а выпуск Т-64А шел в час по чайной ложке. Поэтому де факто советский танковый парк примерно соответствовал американскому. Планы перевооружить на Т-64 ГСВГ были выполнены лишь к 1981 году, и только для того, чтобы со следующего начать перевооружение на Т-80Б. Тем временем к концу 1970-х в ФРГ появился Leopard 2, а в Штатах M1 Abrams. Тогда же в серию пошел и M60A3 TTS с тепловизионным прицелом - в нашей стране массово подобные приборы стали появляться только на Т-90 (если Т-90 в принципе можно назвать массовым), а широкое распространение в войсках получили только с началом выпуска Т-72Б3М и Т-80БВМ.

Вывод? Пока харьковчане упивались своими революционными достижениями и попутно пытались сделать из своего "хрустального чуда" боеспособную машину, в войсках тянули лямку танки предыдущего поколения. Случись что, и в бой пошли бы они - "хрустальные чудеса" надо было еще довезти до потенциального ТВД, а их количество не делало бы погоды. А когда Т-64 стал более менее боеспособным, потенциальный противник выкатил свои машины нового поколения, которым 64-ка уступала уже во всем - и в защите, и в подвижности, и в средствах управления огнем. Таким образом, запрет на альтернативные разработки других КБ ударил бумерангом по развитию отечественных танков вообще. В итоге в 1980-х пришлось пытаться сделать очередную революцию, однако из ОКР "Молот" и "Бурлан" до распада СССР ничего толком и не вышло.

Те самые ультрафарфоровые/корундовые шары

Миф 8. Харьковчане могли в высокие технологии, а на Урале не могли, поэтому башни Т-64А были с корундовым наполнителем, а на первых Т-72 - монолитные. Как обычно бывает с украинской мифологией, этот миф - чистая манипуляция, использующая такую банальность, как слабая информированность аудитории. Заявлять такие вещи можно было лет 20 назад, но сейчас, когда в сети и литературе выложена масса документов, заявлять подобное уже смешно. Дело в том, что наполнитель скул башен Т-64А был не просто из какого-то корунда, а из корундовых, или ультрафарфоровых шаров. Эти шары в процессе литья башни нужно было погрузить в расплавленный металл так, чтобы между ними остались определенные промежутки. Технология, освоенная на заводе им. Ильича в Мариуполе, была очень сложной и давала очень высокий процент брака. Побочным эффектом от применения хитрых шаров стала непригодность башни к ремонту после пробития скул. Т-72 сразу шел в массовое производство, и такие изыски совершенно не подходили. Поэтому в серию сначала запустили монолитную башню, благо показатели бронестойкости не слишком сильно ухудшились. Как только была отработана технология комбинированной защиты с наполнителем из кварцевого песка - на Т-72 появился новый колпак. Кстати, на Т-80Б тоже применили такие "тракторные" песчаные стержни.

Та самая чудодейственная ЗПУ на танке Т-90АК

Миф 9. Закрытая ЗПУ (зенитная пулеметная установка) - важное преимущество Т-64, а на Урале так и не смогли ее освоить. На самом деле мы снова имеем дело с типичной манипуляцией. Так уж сложилось, что необходимую электронную начинку для блоков управления ЗПУ делали на территории УССР, поэтому проще было организовать кооперацию с заводом им. Малышева в Харькове, а не с Тагилом, Ленинградом или Омском. Да и поставлять в нужных количествах компоненты не могли. Повторилась ситуация с СУО, только по принципу "кто первый встал, того и тапки": тапки оказались в Харькове. Не случайно та же самая ЗПУ прописалась на Т-90 - как только формат взаимодействия между предприятиями изменился, конструкция оказалась доступна и уральским танкостроителям. В результате ее освоили на УВЗ, и аналогичные ЗПУ ставились не только на Т-90 и Т-90А, а также на БМР-3, БМО-Т и различные экспортные машины.

Однако, преувеличивать значение дистанционно-управляемой ЗПУ тоже не стоит. Ее прицел имеет поле зрения всего в 3 градуса, и поиск целей с его помощью - не самая простая задача. Порой проще высунуться из люка и отстреляться из открытой ЗПУ. Так что действительно хорошая дистанционно управляемая установка появилась только на Т-90М.

Три ходовых части в сравнении

Миф 10. Харьковская ходовая часть обеспечивает лучшую проходимость, чем ходовые части Т-72 и Т-80. Ажурная конструкция, тонкие катки, отверстия в траках позволяют "резать" грязь, которая не набивается в ходовую. Как и обычно, отчасти это правда. Действительно, в тяжелой грязи у Т-64 есть некоторые преимущества, и, действительно, сброс гусеницы из-за набившейся грязи наступает у харьковского творения позже, чем у 72-го и 80-го, у которых грязь налипает на обрезинку катков. Но все преимущества нивелируются другим свойством Т-64, о котором мы упоминали в прошлый раз. На мягких грунтах из-за небольшого пятна контакта узких катков гусеница идет на излом в поперечной плоскости, выламывая гребни и сгибая плоскости траков. А затем следует сброс всей гусеничной ленты, после чего "режущая грязь" ходовая действительно прорезает грязь узкими каточками как ножом.

Эвакуация потерявшего гусеницу Т-64 по мягким грунтам дело очень тяжелое и печальное. Катки режут землю до балансиров, балансиры начинают ее грести, а чтобы натянуть гусеницу на месте, нужна целая эквилибристика с копанием ямы под первым катком. А Т-72 и Т-80 преспокойно катятся по грунту - широкие катки с обрезинкой нормально "держат" машину на поверхности.

Фактически, перед Т-72 у Т-64 есть небольшое преимущество в грязи, и то с оговорками, потому что проходимость это еще и крутящий момент на ведущих колесах, и удельная мощность, и сцепные свойства траков, и их склонность к забиванию грязью. Но и танк действует не только в грязи - он должен в равной степени быть эффективен и в снегу, и в грязи, и в пустыне, и на каменистой местности, так как неизвестно, где придется воевать. И тут Т-72 со своей тяжелой, массивной и прочной ходовой вне конкуренции. Как там говаривал Борис Бритва? Тяжесть это надежность? В случае Т-72 это и вправду так.

Вместо заключения. Вот мы и разобрали 10 мифов про Т-72 и Т-64. На вопрос, какой танк лучше, ответить на самом деле легко: если кто-то изо всех сил очерняет конкурента, значит, других аргументов у него не осталось. Именно украинские блогеры, аффилированные с заводом им. Малышева и ХКБМ им. Морозова, с конца 1990-х из кожи вон лезут, очерняя Т-72 и его прямое развитие - Т-90. А ведь даже сложнейший Т-80 с дорогим газотурбинным двигателем, по слухам стоившим чуть ли не как Т-72Б выпускали меньшее время и в сопоставимых количествах. Про Т-72 и говорить нечего. По некоторым оценкам с учетом лицензионного производства в Польше и Чехословакии было выпущено около 30 000 единиц. Плохие танки в таких количествах не делают.

Символичный апофеоз харьковского танкостроения - "Березы" ведут огонь по Белому дому в октябре 1993 года. Братоубийственные войны стали основной специализацией харьковских танков

Какова же судьба конкурентов? Т-64 собирались снять с производства уже во второй половине 1970-х, и лишь трудности с освоением Т-80 даже на головном Ленинградском Кировском заводе помешали перевести Харьков на это изделие. В первой половине 1980-х ХКБМ участвовало в создании Т-80У, отвечая за боевое отделение. Новая башня с усиленным бронированием была позаимствована с объекта 476 - опытного танка, на котором испытывали и допиленную версию "чумадана" 6ТД. Дело дошло до того, что установочную партию Т-80У делали именно в Харькове - именно такая машина 1984 года выпуска хранится ныне в Техническом центре парка "Патриот" в Кубинке. Однако, харьковчанам удалось выкрутиться: линию по производству дизелей было проще дооборудовать для выпуска 6ТД, чем полностью перевести на выпуск ГТД-1250. Опытный объект 478 по ОКР "Береза" - шасси Т-80У с дизелем 6ТД - показал себя хорошо, и с 1985 года завод начал осваивать Т-80УД, дизельную версию Т-80У. А в 1987 году производство Т-64БВ было окончательно свернуто в пользу "Березы". К тому моменту 64-ка выглядела на фоне одноклассников совсем бледно. Резервов по массе для увеличения бронирования уже не осталось, подвижность после установки ДЗ опять снизилась, а тесное МТО не позволяло установить 1000-сильный 6ТД без существенных изменений.

Наверное, самым символичным стало боевое применение Т-64. Созданный вопреки, запущенный в производство лишь благодаря подковерным приемам и нечестной конкуренции, это танк ни разу не выстрелил по врагам своей страны. Т-64 применялся и применяется исключительно в братоубийственных войнах: Приднестровье, Донбасс и СВО стали прямым эхом распада СССР, символом которого стал тоже харьковский танк - Т-80УД.

Если дальнейшие попытки поддерживать на плаву харьковское танкостроение были связаны с попытками выдоить шасси Т-80УД досуха и бесславно завершились на "Оплоте", то Т-72 живет и здравствует. Шасси без радикальных переделок пережило увеличение массы почти на 10 тонн, ведь Т-90М ничто иное, как прямое развитие знаменитого "Урала". Это же шасси востребовано и для различной инженерной техники, и для "Солнцепека", и для спорного "Терминатора", и явно никуда не планирует уходить. А капремонт с модернизацией до уровня Т-72Б3М продлевает жизнь сделанных еще в советское время 72-к. И пока 64-ки догнивают на свалках или погибают в боях с более продвинутыми противниками некогда бывшими соотечественниками и сослуживцами, у Т-72 впереди еще долгая жизнь. А также новые рекорды, достижения и, конечно, победы.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх