
11 мая умер Виктор Геращенко – экс-глава Госбанка СССР и Центробанка РФ. При нем сгорели советские накопления, но потом в страну пришла стабильность.
На 89-м году жизни умер Виктор Геращенко, известный в политических кругах по прозвищу «Геракл». Последние два десятка лет он вел довольно незаметную жизнь пенсионера, однако с конца 1980-х по начало 2000-х его имя гремело.
Геращенко был главным банкиром страны в самые штормовые годы. 3 августа 1989-го он возглавил Государственный банк СССР, уйдя в отставку 26 декабря 1991-го по причине распада Союза и ликвидации собственно Госбанка.
Дважды – с 4 ноября 1992-го по 18 октября 1994-го и с 11 сентября 1998-го по 20 марта 2002-го – он вставал у руля Центробанка РФ, преемника советского Госбанка.
Чем Геращенко запомнился? Политолог Павел Данилин пишет:
«Когда все будут вспоминать про то, каким патриотом был Геращенко, советую не забывать о том, что именно Геращенко ограбил граждан СССР в 1991 году (обмен крупных купюр), ограбил граждан России в 1993 году (июльская конфискационная реформа) дважды ограбил граждан России в 1994 году (черный вторник и красный четверг), а также, что именно он в 2004 году находился во главе «ЮКОСа», приняв бразды правления у Невзлина* и Ходорковского*».
Напомним, о чем идет речь. В последний год существования СССР вечером 22 января в программе «Время» Центрального телевидения прозвучало внезапное объявление: с 23 по 25 января, всего за три дня, население должно обменять имеющиеся у них на руках купюры номиналом в 50 и 100 рублей образца 1961 года на новые, образца 1991 года. Кто не успел – тот опоздал и деньги потерял, 26 января они превращались в бессмысленные бумажки. Изначально лимит обмена был установлен в 500 рублей на человека – у многих семейные заначки были более пухлыми.
«Это была финансовая подлость. Уронившая доверие как к государству, так и к рублю»,- отмечает Данилин.
Похожую схему провернули в 1993 году. И в 1991, и в 1993 многие россияне не сумели обменять имеющиеся у них купюры старого образца. Их деньги фактически были конфискованы властью.

Что же до черного вторника и красного четверга в 1994 году – речь идет о непонятных событиях на московской бирже. В пресловутый вторник – 11 октября – курс доллара внезапно скакнул почти на 40%, с 2833 до 3926 рублей. А после четверга, 14 октября, вернулся примерно к старым позициям – на 2994 рубля. Что это было и кто «наварился» на случившемся – неясно. Справедливости ради, обычных граждан, в отличие от кризиса 1998 года, эти события особо не зацепили, в отличие от предыдущих историй с обменом купюр.
Однако многие не без оснований считают Геращенко все-таки скорее героем, чем злодеем. Отмечается его роль в стабилизации финансовой сферы. Все-таки в 2002 году, когда он уходил из ЦБ РФ, ситуация была куда приятней, чем в 1990-е.
Геращенко обвиняли в том, что его кредитная политика привела к гиперинфляции. В частности, в экономику «спускались» деньги, которые стремительно обесценивались. Сам «Геракл» объяснял, что выбора не было:
«Мы были вынуждены предпринять меры по финансовой поддержке госпредприятий для смягчения платежного кризиса.
Такая политика Центрального банка позволила приостановить экономический спад, хотя и дорогой ценой — за счет роста инфляции. Хотя я убежден, что инфляция в те годы в основном была следствием либерализации цен в условиях высокомонополизированной экономики.
Можно долго и красиво говорить о кредитной политике. Но все дело в том, что деньги государству были нужны. Хотя бы для того, чтобы купить зерно. Мы могли встать в позу и заявить: «Денег нет! Вы же нас призываете к жесткой денежной политике — вот мы ее и проводим». Но кому от этого было бы лучше?»- рассказывал Геращенко журналисту Николаю Кротову.
Умершего банкира включают в так называемую «святую тройку» спасителей России «Примаков-Маслюков-Геращенко». Речь о правительстве премьер-министра Евгения Примакова, стоявшего у руля с 11 сентября 1998 по 12 мая 1999. Юрий Маслюков в этом правительстве был первым заместителем. Менее чем за год этой тройке удалось справиться с последствиями тяжелейшего экономического кризиса, также известного как дефолт 1998-го.
Старожилы помнят: 14 августа 1998-го президент Борис Ельцин заявил: «Девальвации не будет. Это я заявляю твёрдо и чётко. И не просто это я придумываю или фантазирую или я не хотел бы, это всё просчитано. Это каждые сутки проводится работа и контроль».
А уже 17 августа правительство и Центробанк объявили технический дефолт по государственным ценным бумагам. Курс доллара с 15 августа по 1 октября скакнул с 6,3 до 15,9 рублей. Именно из этой ситуации и выгребала «тройка».

В общем, слава у Геращенко противоречивая. Впрочем, он вряд ли сильно переживал из-за этого.
Виктор Владимирович на всю жизнь оставался человеком старой закалки. Как-то он заявил:
«В Интернет не суюсь. Боюсь, что сяду и буду по любопытству и дурости сидеть там до двенадцати ночи. А на кой хрен?»
*Признан в РФ иностранным агентом
Свежие комментарии