На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

МОЯ СТРАНА

7 580 подписчиков

Свежие комментарии

  • Ириша7 июня, 22:51
    Писаааал человек в шизофреническом бреду, скакал, скакал по строчкам- сам не понимая что написакал. Ужас , афффторы с...Всё-таки не уехал...
  • Константин Самарин7 июня, 16:45
    Очередные победные рапорты, без одного подтверждающего факта.«Орешника» им ока...

Соглашение по Чабахару: Иран «развёл» Глобальный Юг и Север

Вопреки американскому шантажу Индия ведёт независимую транзитно-логистическую политику, руководствуясь национальными интересами На уходящей неделе на границе Передней и Южной Азии произошло без...

19 мая 1,1K прочитали

Вопреки американскому шантажу Индия ведёт независимую транзитно-логистическую политику, руководствуясь национальными интересами

На уходящей неделе на границе Передней и Южной Азии произошло без преувеличения историческое событие, сравнимое с политическим землетрясением.

Крупнейшие игроки макрорегиона Дели и Тегеран, в лице Indian Ports Global Limited (IPGL) и Port & Maritime Organisation of Iranподписали 13 мая долгосрочное соглашение об управлении портом Чабахар в течение следующих десяти лет с возможностью автоматического продления соглашения по истечении его срока действия. Согласно документу, IPGL инвестирует в проект около 120 млн долл., и в дальнейшем ещё 250 млн долл., сообщил министр дорог и городского развития Ирана Мехрдад Базрпаш.

IPGL впервые взяла на себя управление портом в конце 2018 года и с тех пор обработала контейнерные перевозки объёмом более 90 000 TEU, а также иные грузы на сумму более 8,4 миллиона тонн. Подписанное в Тегеране соглашение «расчистит путь для более крупных инвестиций, которые будут сделаны в порт», уверен министр иностранных дел Индии Субраманьям Джайшанкар.

Вопреки американскому шантажу Индия ведёт независимую транзитно-логистическую политику, руководствуясь национальными интересами На уходящей неделе на границе Передней и Южной Азии произошло без...-2

Примечательно, что ключевой актор Южной Азии Индия впервые берет на себя обязательства по управлению зарубежного порта. Мощности иранского Чабахара на побережье Аравийского моря позволяют индийским экспортёрам и импортёрам миновать при организации грузового транзита территорию недружественного ей соседнего Пакистана, в частности порты Карачи и Гвадар.

Вопреки американскому шантажу Индия ведёт независимую транзитно-логистическую политику, руководствуясь национальными интересами На уходящей неделе на границе Передней и Южной Азии произошло без...-3

«Значение порта Чабахар выходит за рамки его роли простого канала между Индией и Ираном; он служит жизненно важной торговой артерией, соединяющей Индию с Афганистаном и странами Центральной Азии, – заявил в Тегеране министр судоходства Индии Сарбананда Соновал после подписания соглашения. – Эта связь открыла новые возможности для торговли и укрепила устойчивость цепочек поставок во всем регионе». Знаковое событие с далеко идущими для региональной логистики последствиями наметило раскол между Индией и США.

В частности, представитель Госдепартамента Ведант Патель заявил, что это соглашение Индии и Ирана не освобождено от возможных санкций со стороны Вашингтона. Более того, по словам американского чиновника, сегодня любой игрок, сотрудничающий с Тегераном «должен осознавать потенциальные риски», прежде всего санкционного давления.

Вопреки американскому шантажу Индия ведёт независимую транзитно-логистическую политику, руководствуясь национальными интересами На уходящей неделе на границе Передней и Южной Азии произошло без...-4

По мнению освещавших событие индийских СМИ, подписанное соглашение стало решающим геополитическим шагом в сторону развития сотрудничества с Ираном, который будет иметь серьёзные региональные последствия. С этим трудно поспорить. При этом, как упоминалось выше, индийская сторона стремится составить конкуренцию пакистанскому порту Гвадар. Исламабад и Нью-Дели давно соперничают за опорные точки и пункты, обеспечивающие мировую торговлю.

Вместе с тем, как представляется, смысл и значение подписания документа выходит далеко за рамки региональных процессов. Как стало известно из открытых источников, в будущем планируется связать Чабахар с Международным транспортным коридором «Север – Юг» (INSTC), призванным соединить Индию с Россией через иранскую территорию и далее через Каспийский регион. Вероятно, во многом именно этим обстоятельством и объясняется беспрецедентная реакция Белого дома и Госдепа по неприятию индийско-иранского соглашения по управлению портом Чабахар. Мягко говоря, едва ли американским интересам соответствует объединение Глобального Юга и Севера с ключевым участием России. Однако у этого недружелюбного по отношению к индийцам окрика Госдепартамента есть и другое объяснение.

Вопреки американскому шантажу Индия ведёт независимую транзитно-логистическую политику, руководствуясь национальными интересами На уходящей неделе на границе Передней и Южной Азии произошло без...-5

Подоплека в том, что реализация проекта МТК «Север – Юг» никоим образом не соотносится с планами Америки относительно Индии. Активно обхаживая правительство Нарендры Моди, в 2023 году Белый дом не только обозначил свои интересы в Азии, но и назвал Индию главным партнёром, проводником этих интересов. Прежде всего, речь идёт о встрече президента Джо Байдена с премьер-министром Нарендрой Моди в сентябре прошлого года, в ходе которой, помимо актуальных вопросов двусторонних отношений, затрагивались и глобальные проблемы реформирования современного мироустройства.

Озвученные хозяином Белого дома планы по выведению американо-индийских отношений на качественно более высокий уровень трактовались и понимались всеми международными игроками однозначно. Америка фактически заявила не только о готовности инвестировать в эту страну, но и о намерении сотрудничать в военном измерении Индией, которой западными стратегами отводится роль основного соперника и конкурента Китая.

Вторым событием, качественно предопределившим дальнейшие процессы и события в регионе, стало объявление тем же Байденом на октябрьском саммите «Большой двадцатки» в Нью-Дели о запуске проекта экономического коридора «Индия – Ближний Восток – Европа» (IMEC).

Тем не менее, несмотря на многочисленные заверения и обещания Байдена в адрес Моди, невзирая на то, что в Индии крайне заинтересованы в расширении международного сотрудничества с сильными, влиятельными игроками, в Нью-Дели пошли на чреватую долговременным недовольством Америки сделку с Ираном. По всей видимости, в правительстве Нарендры Моди учли многочисленные ошибки, допущенные восточными странами при выстраивании двусторонних контактов с империалистической Америкой. Мало того, даже слова Байдена осенью 2023 года о важности индийского коридора, с точки зрения противостояния Китаю едва ли прельщают индийские власти.

Вопреки американскому шантажу Индия ведёт независимую транзитно-логистическую политику, руководствуясь национальными интересами На уходящей неделе на границе Передней и Южной Азии произошло без...-6

Очевидным образом Индия решила не лишать себя манёвра, выстраивая тесные контакты лишь с США и в логике их преимущественных интересов. Тем более что индийцы не могут не понимать: после трагических событий начала октября 2023 года на Ближнем Востоке (при том что действия боевиков группировки ХАМАС едва ли стали такой уже неожиданностью для израильских спецслужб. – Прим. ред.) проект транспортного коридора «Индия – Ближний Восток – Европа» утратил былое значение. Израильская портовая инфраструктура, которая должна была соединить Индию с Европой, по крайней мере временно выведена из игры, однако, как известно, зачастую «нет ничего более постоянного, чем временное».

Разумеется, подписание соглашения по совместной эксплуатации порта Чабахар создаёт и задаёт новые координаты и почву для расширения также и российско-индийского сотрудничества. Более того, не стоит обделять вниманием и Международный транспортный коридор «Персидский залив – Чёрное море». Данный проект, формально стартовавший в 2016 г., довольно-таки дорогостоящий и непростой с точки зрения логистики, также завязан на порт Чабахар, хотя в нем принимает участие и другой стратегический объект – иранский порт Бендер-Аббас. Роль МТК «Персидский залив – Чёрное море» объективно возрастает по мере роста инициированного коллективным Западом противостояния с Россией, что находит отражение, в частности, в настойчивых попытках снести правительство «Грузинской мечты» в Тбилиси, стремящееся к взвешенному и прагматичному внешнеполитическому курсу. Россия заинтересована в реализации и этого проекта, равно как и в скорейшем появлении МТК «Север – Юг» по одной прагматической причине. Речь идет о формировании новой, неподконтрольной Западу реальности. Несомненно, своим независимым шагом Индия не только приближает новую реальность, но и обозначает прямую заявку на полноправное участие в транзитных проектах на пространстве «Большой Евразии».

P.S. 19 мая стало известно о «жёсткой» аварийной посадке в лесах Карадага (провинция Восточный Азербайджан) вертолёта, на борту которого находились президент Ирана Эбрагим Раиси и министр иностранных дел Хосейн Амир Абдоллахиан. Спасательная операция продолжается. Причиной предполагаемой аварии могли стать как плохие погодные условия, так и обстоятельства иного рода.

Ссылка на первоисточник
Рекомендуем
Популярное
наверх