На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

МОЯ СТРАНА

7 227 подписчиков

Свежие комментарии

  • Валерий Фоменков
    Предложения по безопасности России озвучены: 1. Разрушить портовую инфраструктуру Украины по всему черноморскому побе...В России предложи...
  • Александр Ширай
    При всей харизматичности не могу ей простить позиции по парку львов Тайган в Крыму. Она требовала найти любые причины...«Няшный» прокурор...
  • лина любимцева
    А почему Поклонская должна отказываться от того, что она украинка? Это не преступление, быть украинкой... А вот бандэ...«Няшный» прокурор...

"Это будет конец Шольца": могут ли в Германии пройти досрочные выборы

Picture background
Вчера
119 прочитали

В Германии активно обсуждается возможность проведения досрочных выборов. Об этом заговорили из-за сокрушительного поражения правящей коалиции на выборах в Европарламент.

Теперь в Берлине предлагают последовать примеру Франции и распустить парламент, но для Германии сделать это крайне непросто.

Возможны ли досрочные выборы в ФРГ и чем рискует руководство страны — в материале ТАСС

Picture background

"Громкая пощечина" "Светофору"

Выборы в Европарламент оказались серьезным ударом по всей правящей коалиции Германии. Входящие в "Светофор" партии (СДПГ, "зеленые" и СвДП) понесли серьезные потери и вместе получили чуть менее трети голосов. Причем наиболее трагично ситуация сложилась именно для Социал-демократической партии Германии (СДПГ) канцлера Олафа Шольца: она набрала лишь 13,9%, показав худший в истории результат на общенациональных выборах. За "зеленых" голоса отдали 11,9% граждан, а Свободная демократическая партия (СвДП) и вовсе получила лишь 5,2%.

Выборы продемонстрировали заметный сдвиг немецкого общества вправо: лидером стал консервативный блок Христианско-демократического и Христианско-социального союзов (ХДС/ХСС) с 30%, а стремительно набирающие популярность крайне правые из "Альтернативы для Германии" (АдГ) заняли второе место с результатом 15,9% голосов. Если СДПГ продемонстрировала худший результат в своей истории, то показатели основанной в 2013 году партии на выборах федерального уровня как раз оказались лучшими. К тому же АдГ — первая в ФРГ крайне правая партия, которой удалось занять второе место на общенациональных выборах.

Более того, 6,2% набрала даже впервые участвующая в выборах в ЕП партия "Союз Сары Вагенкнехт — за разум и справедливость". То есть ей удалось опередить входящую в правящую коалицию СвДП.

Такие итоги выборов, которые бывший министр экономики и энергетики ФРГ (2013–2017) и экс-глава МИД (2017–2018) Зигмар Габриэль (СДПГ) назвал "громкой пощечиной" для "Светофора", вызвали бурное обсуждение в немецком обществе. Сразу после публикации результатов в Берлине заговорили о необходимости проведения досрочных выборов, так как голосование в ЕП продемонстрировало крайне низкий уровень доверия населения правительству.

"Теперь у Шольца осталась только одна задача: расчистить путь для досрочных выборов, вместо того чтобы еще один год править наперекор подавляющему большинству населения", — написала сопредседатель АдГ Алиса Вайдель в социальной сети Х (ранее — Twitter).

Некоторые политики призвали обратить внимание на опыт Франции, оказавшейся в схожей ситуации. Глава государства Эмманюэль Макрон после тяжелого поражения своей партии "Ренессанс", набравшей вдвое меньше голосов (15,4%), чем оппозиционное правое "Национальное объединение" (32%), решил распустить Национальное собрание (нижнюю палату парламента) и провести досрочные выборы.

"Дело в том, что население проголосовало против коалиционного правительства, и Олаф Шольц должен объявить о новых выборах, как Макрон", — заявил премьер-министр Баварии Маркус Зёдер.

Аналогичное мнение выразил комментатор левой газеты Die Zeit Алан Позенер. "Как и во Франции, европейские выборы [в Германии] были вотумом недоверия правительству", — написал он.

Критическая точка Шольца

Правительство Шольца находится у власти всего два с половиной года, но уже достигло критической точки, констатирует Politico. В конце мая о том, что они менее удовлетворены или вообще не удовлетворены работой федерального правительства, заявили около 74% опрошенных ARD-DeutschlandTrends немцев. Удовлетворены политической деятельностью правительства под руководством Шольца были всего около 22%, и только 1% оценил работу властей как очень хорошую.

Собранная из трех партий правящая коалиция оказалась довольно капризной: власти регулярно сталкиваются с трудностями при принятии решений. Десятилетиями в парламенте Германии были три партии: две создавали правительство, одна — в оппозиции. Сегодня на политической арене ФРГ много новых игроков — левые, АдГ, партия Сары Вагенкнехт.

"Выборы в ЕП действительно отражают то, как немецкое общество настроено к власти. Фактически у нас идет дробление партийного ландшафта. Германия должна готовиться к тому, что создавать будущее правительство будет очень трудно. Уже из двух партий его вряд ли можно будет создать. Скорее всего, будет как сейчас — из трех. А три партии — это постоянные проблемы, они спорят между собой, не договариваются. Тем самым очень важные реформы откладываются, потому что нет политической воли их сейчас проводить", — объяснил ТАСС германский политолог, председатель Евразийского общества в Берлине Александр Рар.

О проблемах, связанных со сложностями, с которыми сталкивается правительство при принятии решений, ранее уже говорили в немецкой оппозиции. Некоторые политики от ХДС/ХСС выражали мнение, что по этой причине "зеленым" и СвДП следует выйти из коалиции Шольца. "Когда три партии не могут прийти к согласию по столь важным вопросам, то им следует действовать последовательно и двигаться к перезагрузке в новых условиях", — говорил парламентский секретарь фракции ХДС/ХСС в Бундестаге Торстен Фрай, комментируя споры властей об отправке танков на Украину.

Распри в правящей коалиции оказались особенно несвоевременны для переживающей серьезные финансовые проблемы Германии. О том, что страна находится в глубоком экономическом кризисе, СМИ пишут уже не первый год. В частности, Bloomberg отмечало, что страна в скором времени может лишиться статуса "промышленной сверхдержавы": производство снижается с 2017 года, а за последнее время спад ускорился. В некоторых отраслях он происходит постепенно и выражается в сокращении инвестиций или планов по расширению, но в других он более явный: компании перемещают производственные линии, сокращают сотрудников, в крайних случаях даже закрывают производство.

2023 год Германия завершила рецессией. ВВП крупнейшей экономики в еврозоне снизился по сравнению с 2022 годом на 0,3%. В начале года газета Handelsblatt со ссылкой на источники в правительстве ФРГ писала, что дефицит федерального бюджета Германии на 2025 год может превысить отметку в €20 млрд.

Серьезным ударом по правительству Шольца стало решение Федерального конституционного суда запретить властям тратить €60 млрд на климатические и экологические проекты — такое расходование средств признали неконституционным. Изначально эти деньги были заложены на борьбу с последствиями пандемии коронавируса, но правительство Шольца перераспределило их в новый фонд. Из-за решения суда кабмин был вынужден изыскивать другие источники финансирования уже согласованных проектов.

С тех пор, как пишет Politico, альянс находится в состоянии споров, которые только усугубятся в ближайшие недели, когда коалиционные партии приблизятся к финальному раунду переговоров по бюджету на 2025 год.

Возможен ли французский сценарий?

Сразу после последовавших за выборами призывов к проведению досрочного голосования власти ФРГ заявили, что не рассматривают такую возможность.

"Никогда, ни на секунду не возникало идеи о том, что можно приступить к проведению досрочных выборов в Германии, или о чем-то подобном. Очередные выборы намечены на осень следующего года", — напомнил официальный представитель правительства ФРГ Штеффен Хебештрайт. Комментируя решение Макрона о роспуске Национального собрания, он обратил внимание, что политические системы двух стран сильно различаются.

Провести досрочные выборы в Германии действительно не так просто. "К счастью или к сожалению, правительство ФРГ практически невозможно убить", — констатирует Politico.

Чтобы избежать повторения политики веймарской эпохи, которая способствовала возвышению нацистов, авторы послевоенной конституции Германии стремились обеспечить стабильность путем создания политической системы, требующей быстрого разрешения конфликтов с минимальным количеством помех.

Теперь есть всего два пути проведения досрочных выборов. Первый — парламент должен в течение 48 ч принять решение о снятии канцлера с его поста. Такие перспективы маловероятны, поскольку проблема сегодня не в канцлере, а в неспособности нынешней коалиции прийти к согласию по ключевым вопросам.

Второй сценарий предполагает, что канцлер может объявить голосование по вотуму доверия, увязав его с важным законодательным актом. В случае Шольца таким документом мог бы стать бюджет, но для него этот шаг слишком рискованный, поскольку он может лишиться своего места.

"Макрон распускает парламент, но сам остается президентом. Он будет смотреть, насколько в парламент могут прийти правые силы, будет ли он управляемым и т.д. У президента Франции есть возможность в любой момент распустить парламент, он ничем не рискует. А в Германии Шольц рискует всем. Чтобы провести в Германии досрочные выборы, канцлеру должен быть вынесен вотум недоверия. Это будет конец Шольца, ему придется сойти со сцены, его политическая карьера будет закончена. Он не будет этого делать. Не будут этого делать и "зеленые", потому что понимают, что в случае роспуска парламента у них и социал-демократов наименьшие шансы попасть в правительство, они будут этому сопротивляться", — объяснил Александр Рар.

Сегодня реальной заинтересованности в досрочных выборах нет практически ни у одной политической силы, утверждает научный сотрудник Центра европейских исследований ИМИ МГИМО Артем Соколов. Партии, которые входят в правящую коалицию, будут стараться использовать то время, что осталось до осенних выборов 2025 года, чтобы мобилизоваться и улучшить свои позиции в электоральном пространстве ФРГ.

Даже оппозиционной ХДС, которая сейчас на подъеме, особенно на фоне хороших результатов выборов в ЕП, нужно полностью подготовиться к выборам в Бундестаг. В частности, ей необходимо официально и окончательно определиться с фигурой претендента на пост канцлера.

Наконец, открытым остается вопрос будущего АдГ, поскольку партия, несмотря на давление на нее, набирает популярность, особенно среди молодежи страны, отмечает Артем Соколов. Выборы должны дать понять, можно ли допустить эту партию к управлению хотя бы на земельном уровне, или ее нужно не просто изолировать, но даже запретить. Формально найти повод для этого можно, так как АдГ находится под наблюдением ведомства по защите конституции, а ряд партийных региональных отделений классифицированы немецким законодательством как правоэкстремистские.

"Иными словами, пока не решены ключевые вопросы как для партий правящей коалиции, так и для оппозиционных партий, поэтому ожидать объявления внеочередных выборов бессмысленно", — констатировал эксперт.

Лидия Мисник

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх