Несмотря на то, что технологии за последние полвека ушли далеко вперед, самолет Ан-124 до сих пор используется во всем мире для перевозки негабаритных грузов.
В 1970-х годах Министерство обороны СССР испытывало нехватку стратегических самолетов большой грузоподъемности. Военные как раз и обратились к конструкторскому бюро Антонова с просьбой разработать самолет, отвечающий их требованиям. В отличие от ВВС США, у которых было много больших транспортных самолетов, Советский Союз располагал тогда только турбовинтовым Ан-22, произведенным тем же КБ Антонова.
Что же «попросили», а точнее потребовали советские военные у известного авиаконструктора? Им был необходим самолет с реактивными двигателями большей вместимости, чем Ан-22. Он должен был перевозить больше вещей при меньшем числе вылетов.
Ведущим дизайнером проекта назначили выпускника Харьковского авиационного института Виктора Толмачева.
Ан-124 был похож на Lockheed C-5 Galaxy ― американский тяжёлый военно-транспортный самолёт, на тот момент крупнейший серийный грузовой самолет в мире.
В отличие от Lockheed C-5 Galaxy, в конструкции Ан-124 использовалось больше углеродных композитов и титана, что позволило снизить вес лайнера. Однако несмотря на инновационную конструкцию, советский Ан-124 не имел полностью герметичного грузового отсека и возможности дозаправки во время полета.
Строительство первого Ан-124 началось в 1979 году, в производстве использовались комплектующие со 100 заводов в Советском Союзе и Восточной Европе.
Ан-124 впервые поднялся в воздух 24 декабря 1982 года, а уже в 1985-м его продемонстрировали всему миру на Парижском авиасалоне.
После того, как в 1991 году СССР прекратил свое существование, «Антонов» запросил гражданскую сертификацию самолета, и он получил ее 30 декабря 1992 года.
Как и у заокеанского Lockheed C-5 Galaxy, фюзеляж Ан-124 разделен на два отсека и имеет заднюю грузовую дверь на нижней палубе. Она может открываться во время полета без изменения конструктивной целостности самолета ― идеальный вариант для десантников и возможности доставки грузов на парашюте.
В отличие от хвостового оперения C-5, хвост Ан-124 аналогичен Boeing 747.
Самолет способен перевозить 150 тонн груза и 88 пассажиров в верхнем отсеке, то есть на верхней палубе. Экипаж свободно перемещается между палубами с помощью двух внутренних складных трапов. Грузовой отсек Ан-124 на 20 процентов больше, чем у C-5.
Несмотря на возможность перевозки пассажиров и военнослужащих, «Антонов-124» редко используется для этих целей, поскольку на нижней палубе людей необходимо снабдить кислородными масками и дополнительной одеждой для защиты от холода.
В отличие от нижнего этажа с грузовой рампой, верхний частично герметизирован.
Одним из нововведений Ан-124 является использование титана для пола нижней палубы, что позволяет перевозить внутри тяжелое оборудование, такое как танки и вертолеты. Прежде титан никогда не применялся в этих целях, поскольку конструкция выходит слишком дорогой.
А еще Ан-124 может «опускаться на колени», как бы приседая к земле.
Еще одним новшеством Ан-124 является его шасси, которое было откалибровано для посадки на неровных взлетно-посадочных полосах. Самолет также может опускаться ближе к земле для более легкой погрузки и разгрузки через переднюю грузовую дверь.
Очередной особенностью, призванной облегчить погрузку и разгрузку, является встроенный кран, способный поднимать груз весом до 30 тонн. Более тяжелые предметы загружаются на борт самолета с помощью лебедки на нижней палубе.
Вот в каких модификациях выпускался Ан-124:
Ан-124 «Руслан» ― стратегический военно-транспортный самолет. «Изделие 400».
Ан-124–100 ― Коммерческий транспортный самолет.
Ан-124-100М-150 ― Вариант с модернизированными двигателями и увеличенной полезной нагрузкой до 150 тонн. Состав экипажа уменьшен с 6 до 4 человек.
Ан-124–102 «Слон» ― усовершенствованный вариант «Руслана». Максимальная нагрузка — 180 тонн. Дальность полёта ― до 7 000 км. Крейсерская скорость — 850 км в час.
За все время производства с 1982 по 2004 год было построено в общей сложности 55 Ан-124. По состоянию на начало 2020 года в коммерческой эксплуатации находилось 26 экземпляров Ан-124.
В период эксплуатации (данные на май 2021 года) потеряно шесть самолётов Ан-124.
Последний инцидент случился в пятницу, 13 ноября 2020 года около полудня.
Транспортный самолет Ан-124 «Руслан» принадлежал авиакомпании «Волга-Днепр» и выполнял чартерный рейс Сеул (Южная Корея) ― Вена (Австрия). Лайнер совершал плановую техническую остановку в Новосибирске. На борту было 14 членов экипажа и 84 тонны коммерческого груза ― автозапчастей из Кореи.
Практически сразу после вылета из аэропорта Толмачева в Вену командир судна доложил об отказе систем радиосвязи и проблемах в левом двигателе и запросил аварийную посадку. Ее оперативно подтвердили.
При посадке Ан-124 выкатился за пределы полосы. Самолет получил сильные повреждения крыльев и шасси, заметны разрушения двигателя и фюзеляжи.
Очевидцы происшествия подтвердили, что самолет начал разрушаться еще в воздухе. Один из обломков того самого левого двигателя упал на крышу склада гипермаркетов «Лента». Пострадавших в результате инцидента нет.
В апреле 2019 года руководство «Антонова» сделало заявление, что возобновление производства Ан-124 в сегодняшний условиях не имеет смысла
Свежие комментарии