![Фото: Самолет Ан-124 «Руслан»](https://r5.mt.ru/r20/photo0E1D/20088952461-0/jpg/bp.jpeg)
Несмотря на то, что технологии за последние полвека ушли далеко вперед, самолет Ан-124 до сих пор используется во всем мире для перевозки негабаритных грузов.
В 1970-х годах Министерство обороны СССР испытывало нехватку стратегических самолетов большой грузоподъемности. Военные как раз и обратились к конструкторскому бюро Антонова с просьбой разработать самолет, отвечающий их требованиям. В отличие от ВВС США, у которых было много больших транспортных самолетов, Советский Союз располагал тогда только турбовинтовым Ан-22, произведенным тем же КБ Антонова.
![Фото: самолет Ан-22 «Антей»](https://r2.mt.ru/r20/photo84FF/20312025310-0/jpg/bp.jpeg)
Что же «попросили», а точнее потребовали советские военные у известного авиаконструктора? Им был необходим самолет с реактивными двигателями большей вместимости, чем Ан-22. Он должен был перевозить больше вещей при меньшем числе вылетов.
Ведущим дизайнером проекта назначили выпускника Харьковского авиационного института Виктора Толмачева.
![Фото: самолет Lockheed C-5 Galaxy](https://r2.mt.ru/r20/photo2A11/20535098159-0/jpg/bp.jpeg)
Ан-124 был похож на Lockheed C-5 Galaxy ― американский тяжёлый военно-транспортный самолёт, на тот момент крупнейший серийный грузовой самолет в мире.
В отличие от Lockheed C-5 Galaxy, в конструкции Ан-124 использовалось больше углеродных композитов и титана, что позволило снизить вес лайнера. Однако несмотря на инновационную конструкцию, советский Ан-124 не имел полностью герметичного грузового отсека и возможности дозаправки во время полета.
![Фото: Ан-124](https://r.mt.ru/r20/photoB7E2/20758171008-0/jpg/bp.jpeg)
Строительство первого Ан-124 началось в 1979 году, в производстве использовались комплектующие со 100 заводов в Советском Союзе и Восточной Европе.
Ан-124 впервые поднялся в воздух 24 декабря 1982 года, а уже в 1985-м его продемонстрировали всему миру на Парижском авиасалоне.
После того, как в 1991 году СССР прекратил свое существование, «Антонов» запросил гражданскую сертификацию самолета, и он получил ее 30 декабря 1992 года.
![Фото: Lockheed C-5 Galaxy](https://r5.mt.ru/r20/photo322A/20981243857-0/jpg/bp.jpeg)
Как и у заокеанского Lockheed C-5 Galaxy, фюзеляж Ан-124 разделен на два отсека и имеет заднюю грузовую дверь на нижней палубе. Она может открываться во время полета без изменения конструктивной целостности самолета ― идеальный вариант для десантников и возможности доставки грузов на парашюте.
В отличие от хвостового оперения C-5, хвост Ан-124 аналогичен Boeing 747.
![Фото: Ан-124](https://r3.mt.ru/r20/photoA37D/20204316706-0/jpg/bp.jpeg)
Самолет способен перевозить 150 тонн груза и 88 пассажиров в верхнем отсеке, то есть на верхней палубе. Экипаж свободно перемещается между палубами с помощью двух внутренних складных трапов. Грузовой отсек Ан-124 на 20 процентов больше, чем у C-5.
Несмотря на возможность перевозки пассажиров и военнослужащих, «Антонов-124» редко используется для этих целей, поскольку на нижней палубе людей необходимо снабдить кислородными масками и дополнительной одеждой для защиты от холода.
В отличие от нижнего этажа с грузовой рампой, верхний частично герметизирован.
![Несмотря на то, что технологии за последние полвека ушли далеко вперед, самолет Ан-124 до сих пор используется во всем мире для перевозки негабаритных грузов.-7](https://r3.mt.ru/r20/photoD9D0/20427389555-0/jpg/bp.jpeg)
![Фото: Ан-124](https://r4.mt.ru/r20/photo0E0B/20650462404-0/jpg/bp.jpeg)
Одним из нововведений Ан-124 является использование титана для пола нижней палубы, что позволяет перевозить внутри тяжелое оборудование, такое как танки и вертолеты. Прежде титан никогда не применялся в этих целях, поскольку конструкция выходит слишком дорогой.
А еще Ан-124 может «опускаться на колени», как бы приседая к земле.
![Фото: Ан-124 присел](https://r3.mt.ru/r20/photo8EE0/20873535253-0/jpg/bp.jpeg)
Еще одним новшеством Ан-124 является его шасси, которое было откалибровано для посадки на неровных взлетно-посадочных полосах. Самолет также может опускаться ближе к земле для более легкой погрузки и разгрузки через переднюю грузовую дверь.
Очередной особенностью, призванной облегчить погрузку и разгрузку, является встроенный кран, способный поднимать груз весом до 30 тонн. Более тяжелые предметы загружаются на борт самолета с помощью лебедки на нижней палубе.
Вот в каких модификациях выпускался Ан-124:
Ан-124 «Руслан» ― стратегический военно-транспортный самолет. «Изделие 400».
![Несмотря на то, что технологии за последние полвека ушли далеко вперед, самолет Ан-124 до сих пор используется во всем мире для перевозки негабаритных грузов.-10](https://r2.mt.ru/r20/photo5E38/20096608102-0/jpg/bp.jpeg)
Ан-124–100 ― Коммерческий транспортный самолет.
![Фото: Ан-124-100](https://r2.mt.ru/r20/photo2FD2/20319680951-0/jpg/bp.jpeg)
Ан-124-100М-150 ― Вариант с модернизированными двигателями и увеличенной полезной нагрузкой до 150 тонн. Состав экипажа уменьшен с 6 до 4 человек.
![Фото: Ан-124-100-150](https://r.mt.ru/r20/photoD4D2/20542753800-0/jpg/bp.jpeg)
Ан-124–102 «Слон» ― усовершенствованный вариант «Руслана». Максимальная нагрузка — 180 тонн. Дальность полёта ― до 7 000 км. Крейсерская скорость — 850 км в час.
![Несмотря на то, что технологии за последние полвека ушли далеко вперед, самолет Ан-124 до сих пор используется во всем мире для перевозки негабаритных грузов.-13](https://r3.mt.ru/r20/photo5CE5/20765826649-0/jpg/bp.jpeg)
За все время производства с 1982 по 2004 год было построено в общей сложности 55 Ан-124. По состоянию на начало 2020 года в коммерческой эксплуатации находилось 26 экземпляров Ан-124.
В период эксплуатации (данные на май 2021 года) потеряно шесть самолётов Ан-124.
Последний инцидент случился в пятницу, 13 ноября 2020 года около полудня.
![Фото: Ан-124 под Новосибирском](https://r.mt.ru/r20/photoB445/20988899498-0/jpg/bp.jpeg)
Транспортный самолет Ан-124 «Руслан» принадлежал авиакомпании «Волга-Днепр» и выполнял чартерный рейс Сеул (Южная Корея) ― Вена (Австрия). Лайнер совершал плановую техническую остановку в Новосибирске. На борту было 14 членов экипажа и 84 тонны коммерческого груза ― автозапчастей из Кореи.
Практически сразу после вылета из аэропорта Толмачева в Вену командир судна доложил об отказе систем радиосвязи и проблемах в левом двигателе и запросил аварийную посадку. Ее оперативно подтвердили.
![Несмотря на то, что технологии за последние полвека ушли далеко вперед, самолет Ан-124 до сих пор используется во всем мире для перевозки негабаритных грузов.-15](https://r2.mt.ru/r20/photoB8CB/20211972347-0/jpg/bp.jpeg)
При посадке Ан-124 выкатился за пределы полосы. Самолет получил сильные повреждения крыльев и шасси, заметны разрушения двигателя и фюзеляжи.
![Несмотря на то, что технологии за последние полвека ушли далеко вперед, самолет Ан-124 до сих пор используется во всем мире для перевозки негабаритных грузов.-16](https://r1.mt.ru/r20/photo7E9B/20435045196-0/jpg/bp.jpeg)
Очевидцы происшествия подтвердили, что самолет начал разрушаться еще в воздухе. Один из обломков того самого левого двигателя упал на крышу склада гипермаркетов «Лента». Пострадавших в результате инцидента нет.
В апреле 2019 года руководство «Антонова» сделало заявление, что возобновление производства Ан-124 в сегодняшний условиях не имеет смысла
Свежие комментарии