
Нойтиф, считавшийся одним из лучших аэродромов Люфтваффе, был построен Третьим Рейхом на косе Фрише-Нерунг (Балтийская коса) близ Пиллау (Балтийск).
Строительство длилось с 1934 по 1939 годы. Авиабаза предназначалась не только для истребителей, но и для гидросамолетов.
Еще одной уникальностью аэродрома являлась его всепогодность, которая достигалась за счет того, что было оборудовано две ВПП под углом 45 градусов по отношению друг к другу (независимость от направления ветра) с подогревом покрытия полос.
Добраться на место можно только паромом из Балтийска. Мы приехали с небольшим запасом времени, нашли пристань, ориентируясь на Маяк (который самый западный в России), приобрели посадочные билеты стоимостью около 50 рублей (сейчас вроде 70 рублей, это туда-обратно), понаблюдали, как туристы кормят лебедей на пристани и дождались парома. Пассажирами были такие же любопытствующие, как мы, а также местные жители, часть которых передвигались вместе со своими автомобилями.
На косе местные пошли по своим делам. Направо пошли те, кто держал путь к форту. А мы пошли прямо от пристани по улице Некрасова и вскоре вышли к ангарам.

Слева увидели самое сохранное и единственное обитаемое здание. Сейчас там офисы рыболовецкой организации, лесхоза и комнаты гребной школы. «Башня» вероятнее всего являлась диспетчерской вышкой.

Сохранились циферблаты часов. Да и вообще, за 80 с лишним лет немецкому кирпичу ничего не сделалось.

Все железобетонные ангары (их 3 шт.) на месте. Все, что смогли демонтировать и унести, конечно, унесли. От зданий остался лишь остов и плиты перекрытия на кровле. Плиты, правда, местами с дырами.

В краснокирпичном здании частично пластиковые окна. На площадке перед этим зданием и перед ближайшим ангаром разложены рыболовные сети.
Обходите их аккуратно, рыбаки пристально следят. Среди сетей спокойно разгуливал рыжий кот, с которым вы возможно знакомы по моей публикации.
Лодки на приколе. Несезон, видимо.

На мелководье вода в заливе начинает замерзать, только не сплошняком, а вот такими гранулами.

Ангары с железобетонным каркасом просто гигантские, размеры их порядка 100 на 30, при высоте 15 метров. В них вмещались 24 истребителя Messerschmitt Bf.109. На Яндекс-картах этот ангар отмечен за №2.

Каркас здания до сих пор выглядит крепким и надежным.

А вот ограждающие конструкции поизносились. Однако это не останавливает «сталкеров», смело лазающих по крышам ангаров. Это представляло опасность еще много лет назад, а с тех пор состояние строений никак не становится лучше.

Самый дальний ангар №4 (все по тем же Яндекс-картам). Здесь уже не хватает одной фермы, а на крыше, между пролетами, растет сосна.

Судя по граффити может именно здесь располагается гребная школа? Хотя состояние помещений в этом крыле уж слишком запущенное.

Ангар с металлическим каркасом. Насколько я понял, единственный сохранившийся (из трех?)

Территорию буквально оккупируют заросли облепихи.

Это, видимо, одна вышка осталась от ангара с металлокаркасом. Эти ангары располагались ближе всех к ВПП. А напротив железобетонных ангаров была гидрогавань, с которой взлетали сначала немецкие «Хейнкели», а затем наши «Каталины» и БЕ-4, а позже и Бе-12.

Авиабаза «Нойтиф» была задействована при оккупации Норвегии в 1940-м, для поддержки наступающих частей в начале ВОВ, в 1941-м. Затем активного участия в боевых действиях не было вплоть до 1945-го. А в 45-м сюда была переброшена легендарная эскадра «Мёльдерс», чтобы спасти положение: Красная Армия наступала и вот-вот должна была замкнуть кольцо вокруг Кёнигсберга. Преимущество и на земле, и в небе было явно не на стороне фашистов. В конце апреля части 11-й гвардейской армии захватили авиабазу «Нойтиф».

Авиабаза, кстати, выдержала все бомбардировки. Серьезных разрушений не было.

Так авиабаза «Нойтиф» стала авиабазой «Коса».

Вместе с основными зданиями достались мастерские и прочие вспомогательные сооружения, а также казармы для проживания летчиков, вся полагающаяся элитным войскам инфраструктура, и даже казино.

Наши эскадрильи базировались здесь до 90-х, но на фоне происходивших преобразований в стране и в армии части были расформированы. Самолеты ушли на металлолом, сохранилось совсем немного. Один из экземпляров амфибии Бе-12 сейчас экспонат Музея Океана в Калининграде.

Странно, конечно, что здесь не организуют что-то типа музея под открытым небом.

С другой стороны, здесь можно спокойно погулять, посмотреть все внимательно в тишине. Балтийская коса очень сильно отличается от раскрученной Куршской.

Еще о Калининграде и области на моем канале:
Калининград со смотровой башни "Маяк"
Остров Канта и Кафедральный собор
Куршская коса. Королевский бор
Высота Эфа на Куршской косе, в честь кого названа и за какие заслуги?
Ваши лайки и комментарии - лучшая поддержка для меня! И не забудьте подписаться на канал, если вы этого еще не сделали. Впереди много интересного!
Свежие комментарии