На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

МОЯ СТРАНА

7 227 подписчиков

Свежие комментарии

  • Анфиса Иванова
    Бизнес - это придуманная лукавая оговорка слова прямого назначения и смысла - ВОРОВСТВО в рамках лукавого , циничного...Россия нашла необ...
  • Валентин Щербаков
    В русофобской Германии что не начальник, что не руководитель, то все признаки гитлеризма и нацизма....Германия готова п...
  • Владимир Грачев
    Очень хорошая статья, кроме этого момента. "В XX веке мы действительно опоздали на поезд нормального развития и все и...Над Россией долго...

"Помощь без ограничений": Россия и Судан обсудили условия сотрудничества. Америке это не понравится

Россия готова поддерживать с Суданом любые виды сотрудничества "без ограничений", будь то добыча полезных ископаемых или военная база в Красном море, пишет Raseef22.

Однако для этого властям Судана придется принять некоторые судьбоносные решения.

Визит в Судан спецпредставителя президента РФ по Ближнему Востоку и странам Африки, заместителя главы МИД Михаила Богданова вызывает много вопросов о позиции России к обеим сторонам суданского конфликта, тем более что он возглавлял делегацию, в которую входили военные офицеры.

Несмотря на появление в СМИ сообщений о том, что ЧВК "Вагнер" оказывает помощь Силам быстрого реагирования Судана, правительство России не занимает враждебной позиции по отношению к армии и даже поддерживает официальные отношения с Суданом.

Чтобы понять цели этого визита, необходимо принять во внимание некоторые изменения, произошедшие как в России, так и в Судане, в том числе окончание эпохи "Вагнера", и тот факт, что российская и суданская армии добились многих полевых успехов в своих военных конфликтах. Россия ведет специальную военную операцию на Украине, а Судан — гражданскую войну. Поддержит ли Москва суданскую армию в ущерб Силам быстрого реагирования? Что она попросит взамен? Сможет ли армия Судана сделать окончательный выбор: повернуться в сторону Запада или в сторону России?

Визит Богданова

Посетив город Порт-Судан, российская делегация встретилась с заместителями главнокомандующего вооруженных сил Судана Ибрагимом Джабером (Ibrahim Jaber) и Шамсом ад-Дином аль-Кабаши (Shams al-Din al-Kabashi), заместителем председателя Переходного суверенного совета Судана Малеком Агаром (Malek Agar), главой Совета и командующим армией Абдель Фаттахом аль-Бурханом (Abdel Fattah al-Burhan).

В ходе визита Богданов объявил о новой позиции Москвы по отношению к обеим сторонам конфликта, которая заключается в том, что "Россия имеет дело с Переходным суверенным советом и правительством в Порт-Судане как с законным представителем суданского народа в международных отношениях". Официальные лица двух стран подчеркнули стремление развивать и укреплять отношения, чтобы служить общим интересам в области экономики, торговли и подготовки кадров.

Посол Судана в Москве Мухаммад аль-Газали ат-Тиджани Сирадж (Muhammad al-Ghazali Siraj) сделал эксклюзивное заявление для Raseef22: "В ходе визита делегация была проинформирована о событиях в Судане, разгроме сопротивления и заговорах, которым подвергается страна. Было подчеркнуто желание Судана вести переговоры и достичь мира, но для этого сначала необходимо реализовать договоренности, согласованные через платформу Джидды".

Что касается соглашений, подписанных между двумя странами, он заявил, что в ходе визита было отмечено стремление реализовать совместные проекты, согласованные еще в августе 2022 года, протоколы которых включали ряд областей, в том числе разведку золота, нефти, энергетику, науку, технологии и сельское хозяйство. Посол Судана в Москве также отметил, что некоторые проекты в области разведки золота все еще продолжаются, несмотря на конфликт.

Мухаммад аль-Газали ат-Тиджани Сирадж рассчитывает на существенный вклад России в дело восстановления Судана, особенно в модернизацию суданской армии, учитывая давние и хорошо налаженные военные отношения между двумя странами и тот факт, что большинство используемого оружия, оборудования и военной техники — российского производства.

Визит Богданова состоялся через несколько дней после того, как 2, 5 и 17 апреля три российских судна с дизельным топливом с низким содержанием серы прибыли на терминал Порт-Аль-Хайр в Порт-Судане. После этого 2 мая состоялась встреча члена Переходного суверенного совета генерал-лейтенанта Ибрагима Джабера с российским послом в Порт-Судане.

Источник в службе безопасности Судана сообщил Raseef22: "В ходе визита российская делегация обсудила вопросы дальнейшего развития военного сотрудничества, включающего совместную подготовку кадров, поставку военной техники и средств обеспечения безопасности, а также открытие военно-морской базы на берегу Красного моря, о чем была достигнута договоренность с бывшим президентом Омаром аль-Баширом" (Omar al-Bashir). Он поясняет, что "отношения между двумя странами основаны на взаимных интересах, особенно в области военных баз, добычи полезных ископаемых, золота и прочих сырьевых ресурсов".

Другой военный источник сообщил Sudan Tribune, что российская делегация предложила суданской стороне качественную военную помощь "без каких-либо ограничений", и это предложение "включает обширный военный опыт, для реализации которого может потребоваться российское присутствие на территории Судана".

После "Вагнера"

Напротив, по мнению бывшего посла и политолога Садыка Аль-Макли (Al-Sadiq Al-Maqli), сейчас нельзя говорить о том, что Россия окажет военную помощь ВС Судана. И причина тому очень проста: Запад ввел блокаду против России. Чем больше Москва сближается с Порт-Суданом в военном отношении, тем сильнее Запад затягивает петлю вокруг ее шеи.

Аль-Макли рассказал Raseef22, что ЧВК "Вагнер" и Силы быстрого реагирования сотрудничали по добыче и экспорту суданского золота в Россию, но после того, как бойцы военной компании начали переходить в российскую армию, этим вопросом стало заниматься правительство России. Москва в своих экономических и стратегических интересах больше полагается на расширение своего влияния в Африке, чем на Судан. ЧВК "Вагнер" занималась добычей алмазов и золота в обмен на охрану африканских режимов и противостояние французскому, китайскому и в некоторой степени американскому влиянию на континенте.

Важнейшим вопросом остается, увязывает ли Россия предлагаемое военное сотрудничество с согласием Судана предоставить ей право на создание военно-морской базы. Ответ на этот вопрос требует учета изменений обстановки на поле боя, поскольку ВС Судана смогли одержать крупные победы в Хартуме и без военной помощи со стороны России.

Ахмед Дахшан (Ahmed Dahshan), исследователь в области истории и международных отношений, проживающий в Москве, считает, что позиция России в отношении Судана до недавнего времени противоречила представлениям некоторых о том, что она вытекала из централизованного решения, контролируемого Кремлем.

"Действительно есть государственные институты и единое решение, но в случае со странами, которые не считаются союзниками и в то же время находятся далеко от России или в которых она ищет поддержку, в частности, Судан и африканский регион Сахеля, Москва прибегает к нетрадиционным методам, включая использование частных военных компаний во главе с ЧВК “Вагнер”", — утверждает он.

ЧВК "Вагнер" работала в этих местах в качестве, так сказать, "зондов", подготавливая почву для российской политики. Она ничего не стоила государству и делала то, что государство делать не может, потому что это незаконно и может повлечь за собой юридическую ответственность или санкции. Частные военные компании, в свою очередь, получают от этого финансовую прибыль.

По мнению эксперта, применение этого подхода в Судане началось в 2017 году, когда состоялся первый визит экс-президента Омара аль-Башира в Россию. По просьбе и при содействии Аль-Башира ЧВК "Вагнер" и российские компании начали сотрудничать с Силами быстрого реагирования Судана в сфере добычи золота, и на этой основе между двумя сторонами установились прочные отношения, на которые не повлияли народное восстание и смещение Аль-Башира с поста президента.

Дахшан продолжает свой анализ, говоря, что параллельно с этим Минобороны России наладило связи с ВС Судана. В то время соперничество между "Вагнером" и Минобороны было довольно сильным, но нежелание суданской армии, особенно после революции, предоставить России право на создание военно-морской базы, сделало связи "Вагнера" с Силами быстрого реагирования доминирующими в отношениях между двумя странами.

События в России также оказали влияние на войну в Судане: они начались с восстания лидера ЧВК "Вагнер" Евгения Пригожина в июне 2023 года и закончились его смертью в августе того же года.

"“Вагнеру” приходит конец, потому что он превращается в бюрократический государственный аппарат, теряет гибкость, мобильность и способность быстро принимать решения. Соответственно, внешние связи России теперь находятся в руках Министерства обороны и МИД, поэтому российская делегация, в которую вошли дипломаты и военные, посетила страну для прояснения отношений с суданской армией", — отметил Дахшан.

Позиция Сил быстрого реагирования

Посол Судана в Москве заявил, что визит Богданова возмутил союзников повстанцев, таких как ОАЭ, а также их региональных и международных сторонников и покровителей.

При этом советник командующего Силами быстрого реагирования Аль-Баша Табик (Al-Basha Tabiq) отмечает, что Россия не оказывает военную поддержку бесплатно, а использует слабость де-факто правительства и навязывает свои условия, такие как предоставление ей порта для строительства военно-морской базы, чтобы усилить свое присутствие и противостоять экспансии Соединенных Штатов.

Он преуменьшил влияние любого ожидаемого военного сотрудничества между ВС Судана и Россией, говоря: "Это никак не повлияет на ситуацию, которую мы видим на линии фронта, но мы опасаемся, что сирийская и ливийская модель будет реализована в Судане, и что крупные державы разделят страну в соответствии со своими интересами".

Со своей стороны, политолог Ахмед Дахшан выделяет несколько факторов, способствующих изменению позиции России в пользу ВС Судана. Война затянулась, и Силы быстрого реагирования не смогли завершить ее в кратчайшие сроки. Их способность добывать золото и продавать его в Россию уже не та, что раньше. Хамидти (Mohamed Hamdan Dagalo) пришлось прибегнуть к мародерству и грабежам, чтобы выплачивать жалование своей многочисленной армии. Вот почему Министерство обороны и МИД предпочитают сотрудничать с суданской армией.

Он продолжает: "Россия все больше движется навстречу армии и признает Переходный суверенный совет, но это не значит, что она полностью откажется от командующего Силами быстрого реагирования Хамидти". Дахшан ожидает, что Москва будет поддерживать отношения с Хамидти и регулярно призывать к консенсусу между двумя сторонами, чтобы сохранить равенство между ними, принимая при этом во внимание пересекающиеся интересы Сил быстрого реагирования и региональных держав, которые являются их союзниками.

"Россия перекинет мяч на сторону суданской армии и откроет путь к более тесным отношениям и большей поддержке, если та сделает ей привлекательное предложение. Отношения с Силами быстрого реагирования значительно ухудшились и уже не смогут быть такими, как раньше", — сказал он.

Соглашение о военно-морской базе

При этом Шихаб Ибрагим (Shihab Ibrahim), лидер демократических гражданских сил Судана "Такадум" (Taqadum) считает, что текущие разговоры о военном сотрудничестве с Россией — это часть борьбы за влияние в регионе Красного моря и усиление российского присутствия в Центральной и Западной Африке.

Воюющие стороны превратятся в "щупальца российско-украинского конфликта", усложняя картину суданской войны, затягивая ее и распространяя на соседние страны.

Дахшан отрицает наличие связи между визитом российской делегации и ситуацией на Украине. Он считает, что суданская армия и Украина имели лишь временные обоюдные интересы, и у двух сторон не было четкого видения для установления долгосрочных отношений.

Он утверждает, что помощь, которую Украина оказала Судану, — это способ заявить о себе Западу как о силе, способной противостоять России на международных аренах, таких как Африка. По его словам, это делается для того, чтобы заручиться большей поддержкой не только в войне против России, но и в защите интересов Запада.

Соглашение, позволяющее русским иметь военно-морскую базу в Красном море, было заключено еще во время визита Аль-Башира в Россию в 2017 году, а после его отстранения от власти соглашение было заморожено. В ноябре 2020 года правительство России и президент Путин ратифицировали соглашение с Суданом, дающее право на создание "логистического центра" в Красном море, и документ был опубликован на сайте правительства.

Соглашение предусматривает создание Россией логистического центра, в котором одновременно будут находиться не более четырех российских военных кораблей, где могут осуществляться ремонтные работы, поставки продуктов и топлива. Срок действия соглашения — 25 лет с возможностью автоматического продления на 10 лет. Россия также получила право использовать суданские аэропорты для транспортировки грузов, необходимых для создания "центра", и содержать на базе до 300 человек личного состава. В ответ Москва предоставила военную помощь для укрепления суданской системы ПВО.

Россия ставит соблюдение этого соглашения условием оказания военной поддержки суданской армии, но та боится разозлить Соединенные Штаты и Запад, если сделает это, и в то же время она нуждается в российской военной помощи для продолжения войны против Сил быстрого реагирования.

"Соглашение не предусматривает создания военной базы в классическом понимании, поскольку военно-морская мощь России ограничена и не сопоставима с возможностями Соединенных Штатов. Она не инвестировала в военно-морскую мощь даже во времена Советского Союза, потому что в этом не было необходимости", — говорит Дахшан.

Россия, по его словам, может достичь своих сфер влияния по суше и воздуху, в отличие от Вашингтона, которому нужен большой и мощный военно-морской флот. Соответственно, ему нужен "опорный пункт" для поддержки своего военно-морского флота, расширяющегося на юг, в Индийский океан.

Он считает, что суданская армия сомневалась в этом соглашении и в то же время не отменяла его, а размахивала им, чтобы проверить намерения Соединенных Штатов и Запада, поскольку в конечном итоге хотела бы установить с ними военные отношения.

Дахшан утверждает, что Переходный суверенный совет пока не готов предоставить русским это право, но, возможно, он предоставит им возможность входить в порты без юридических обязательств. Если армия устанет ждать поддержки от Запада и будет уверена, что получит значительную военную помощь от России, которая позволит ей выиграть войну, то она может согласится на реализацию этого соглашения, о чем сейчас и ведутся переговоры.

Автор статьи: Иман Кемаль ад-Дин (إيمان كمال الدين)

Оригинал статьи

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх