Один из генеральных менеджеров очень успешного в последнее время французского истребителя "Рафаль" Эрик Траппье ещё в 2014 году рассказал о так называемом "проклятье" или "эффекте Ф-35". Заключался он в простой банальной вещи.
Обслуживание американского пингвинчика и все необходимые для его жизнедеятельности девайсы, вроде мегадорогих шлемов, или постоянно обновляемого программного обеспечения, это всё отнюдь не за красивые глазки конечному потребителю выдавалось.
И за время службы набиралось столько денег, сколько стоил сам, с иголочки, самолётик. Говорил об этом не один Траппье.
В общем многие тогда, очухавшись от чар рекламных листовок разработчиков , неожиданно начали считать деньги, и, что называется, прослезились. Первая новость состояла в том, что им надо будет постоянно за это удовольствие платить, как за содержание очень требовательной и немного легкомысленной дамы, не лишенной при этом многочисленных недостатков и вредных привычек. А второе, что ни на что остальное в смысле покупок, не говоря о строительстве каких-то собственных авиационных программ, денег уже не будет. Да и испытательные полёты особого оптимизма не внушали. Летал Ф-35 неохотно, частенько падал, а такие базовые вещи для "пятого поколения", как "малозаметность" и "бесфорсажный сверхзвук" вообще не сочетались в этом агрегате, хотя и были заявлены производителем.
Почти каждый год "Молнию-2" обещали сделать дешевле, но почему-то не делали, а вот издержки увеличились. Не ругали сильно самолёт только израильтяне. Им единственным было позволено внести серьезнейшие изменения в конструкцию, чем они и воспользовались. Остальным никто ничего такого не дозволял, да они бы сами уже и не смогли. Даже южные корейцы, и те составили для Ф-35 огромный список претензий. Известный британский консервативный публицист Эндрю Кокберн пошёл ещё дальше. В своем большом программном материале в 2021 году в солидном журнале The Spectator сравнил Ф-35 с денежным пылесосом и обозвал "пингвинчика" оружием Москвы и непосредственно российского Гаранта.
"Почему за 20 американский "стелс" так и не был сертифицирован комиссией непосредственно Пентагона? Да потому что она сама и признала, что у него 871 нерешенная проблема, от мелочей, ждо серьезнейших узлов, способных повлиять на состояние лётчика. Самолёт засасывает в себя деньги похлеще "чёрной дыры". Один из экспертов комиссии Ден Грейзер, инспектор по правительственному разбору, назвал его совершенно неисправимым. Датчане посчитали, что только обсчлуживание собственного парка Ф-35 в 2030 году отнимет у них треть военного бюджета".
Но теперь уже ничего не попишешь. В общем как говорится в известном афоризме: "Мыши плакали, но продолжали есть кактус". Программа была гениально придумана таким образом, чтобы весь запад на Ф-35 подсадить и никаких собственных проектов не допускать. Собственно "Рафали" сейчас остались последними из популярных на рынке европейских или просто неамериканских истребителей из стран, имеющих отношение к НАТО. Заказов на новые модели Еврофайтер Тайфун практически нет, и никто их большими партиями не покупает. Но на днях выяснилось, что проклятье "Ф-35" срабатывает не только против Европы, но и против самих США. Как сообщает нам популярный журнал Форбс-США, проблемы с перерасходом на Ф-35 способны сильно осложнить жизнь программ истребителя 6-го поколения Next-Generation Air Dominance (NGAD), или вовсе сделать её нежизнеспособной.
Более 1,7 трлн долларов, потраченных на "Молнию-2" теперь пожалуй так и останутся примером самой рекордной расточительности. Но текущие траты на обслуживание "стелсов" ещё круче. Так что финансирование новой машины пока прекращено. Впору с огромным количеством недостатков предыдущей новой надо разобраться. Все возможные стоянки "Локхид Мартин" буквально заставлены десятками небоеспособных Ф-35. Приглашаем уважаемых читателей на наш телеграм-канал. Там лента с постоянными обновлениями, лучшие военные ролики и свежая нескучная аналитика. Ряд наших материалов в ТГ имеют аудиоверсию. Ждём вас.
Свежие комментарии