Геополитический центр мира уверенно смещается на Восток, с этим уже никто не спорит, кроме лидеров глобального Запада, которые пытаются удержать свою гегемонию. А как так получилось, что вчерашняя «отсталая Азия» сегодня утирает нос Америке?
Об этом накануне визита президента России в КНДР и Вьетнам KP.RU рассказал руководитель Центра Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании Института востоковедения РАН, профессор, доктор исторических наук Дмитрий Мосяков.
- Что, кроме статистики, подтверждает, что мировой экономический, а значит, и политический центр уже находится в Юго-Восточной Азии?
- В первую очередь, политика Соединенных Штатов, то, какие огромные усилия они прикладывают для укрепления своих позиций именно в восточном направлении. Хотя для Америки, если вспомнить географию, оно, скорее, западное.
Это и создание военных баз на тихоокеанских островах, регулярный проход их военных кораблей в Южно-Китайском море, бесконечные маневры. Это и тайваньская проблема. И то, как они обустраиваются на Филиппинах после прихода к власти два года назад президента Маркоса-младшего… Они поддерживают свергнутое военными Мьянмы правительство Аун Сан Су Чжи, пытаются подорвать китайское единство, в том числе через всякие интриги вокруг Синьцзян-Уйгурского района.
Политическая активность США в регионе столь чрезвычайна, что даже контрастирует с тем, как американцы ведут себя в Европе и тем, что они делают в отношении Украины. Там свою помощь Соединенные Штаты дают порой с огромным скрипом, при этом нет общего понимания, чего они собираются добиться. А здесь совершенно четкая политика.
Американцы делают в Юго-Восточную Азию огромные и разнообразные политические инвестиции - для укрепления дружественных им режимов, связей с ними, создания военных блоков типа Южная Корея – Япония - США. Другой фактически блок - это участники четырехстороннего диалога по безопасности QUAD (Австралия, Индия, США и Япония). Правда, его никак не могут наполнить военным содержанием, потому что этому сопротивляется премьер Индии Нарендра Моди. А еще добавьте военный альянс AUKUS, куда входят США, Австралия и Великобритания…
Где находятся основные авианосные американские группы? Конечно, в этом регионе. Сейчас на Филиппинах появляются девять военных баз, четыре ориентированы на Тайвань, пять - на Южно-Китайское море.
БЕЛЫЕ ТАПОЧКИ ДЛЯ БЕЛОГО ДОМА – MADE IN CHINA
- Запад ведь уже лет 25 назад понял, что центр тяжести уходит в Азию. И даже сам способствовал этому, перенося туда свои производства...
- Глобализация им виделась как универсальная система существования мира по американским законам и правилам, под их контролем.
- Но сохранить руководящую роль оно не смогли. Когда и что пошло не так?
- Когда американцы пропустили экономический рост Китая. Спохватились только, вдруг обнаружив, что главными бенефициарами оказались Китай и Вьетнам. Там наиболее предсказуемые, устойчивые режимы, организованная экономика, образованное население. И многие элементы социалистической системы, связанные с состоянием общества - оно намного более стабильное. Это все привлекает бизнес.
Да, мировая политика, конечно - это миллион прогнозов, расчетов, шахматных комбинаций, но в основе это игра, лотерея в значительной степени. И в этой лотерее Запад проиграл. Он не учел масштабы, скорость китайского движения. Западники увлеченно вкладывали огромные деньги в Китай, получая огромные доходы. Когда они переносили туда производство, скажем, тапочек, которые у себя производили за $50 долларов, а продавали за $55, себестоимость этих тапочек падала до $15. Вспомните Карла Маркса: при прибыли в триста процентов капитал уже вообще ничего не волнует.
Они просто ошиблись, слишком заигрались в эти игры с миллиардными суммами. А когда обнаружили, что там уже есть и своя промышленность, и свои научные школы, кадры, вот тогда они испугались: что это, откуда? А в чудесное для них время – девяностые годы, начало двухтысячных - деньги текли в Америку.
РАЗВИВАЮТСЯ ПОД САНКЦИЯМИ
- Что может означать предстоящий визит президента Владимира Путина в КНДР не только для нас, но и для всего мира?
- Наши отношения с Северной Кореей идут по восходящей. Это страна талантливых, образованных, организованных людей. Да, немножко другое общество. Но оно эффективно именно с точки зрения защиты национальной независимости. Потому что угрозы в адрес Северной Кореи со стороны Южной, и со стороны США были просто колоссальные, Вашингтон и Сеул регулярно проводили военные маневры, когда их войска высаживались в трех километрах от демилитаризованной зоны. Из-за такого постоянного давления Пхеньян на протяжении десятилетий был вынужден тратить от 70 до 80 процентов ВВП на укрепление обороноспособности.
Плюс Северная Корея живет под такими железобетонными санкциями, что там вообще все под международным запретом - внешняя торговля, финансовые услуги, медицина. Даже продовольствие туда по особым схемам надо отправлять. КНДР попытались «закупорить». Но они живут, развиваются. В первую очередь, совершенствуют свою оборонную отрасль. В связи со всеми сегодняшними обстоятельствами это может быть и для нас очень интересно и важно.
ВАЖНЫЕ ПЕРЕМЕНЫ ВО ВЬЕТНАМЕ
- А чем важен визит во Вьетнам?
- Важен в первую очередь экономически. Проблем у нас с Вьетнамом три. Первая – там довольно большой слой интеллектуальных кругов, связанных с американцами. Они мне напоминают даже наших интеллигентов восьмидесятых , которые свято верили, что Америка будет учитывать интересы России. Во Вьетнаме чаще всего это люди, которые связаны с эмигрантами – южными вьетнамцами, и те, которые до сих пор считают, как мне сказал один вьетнамский товарищ, что «они еще не закончили эту войну». Их дети как бы продолжают войну, которая была между севером и югом еще в 60-70-е годы в эпоху американской агрессии.
Во Вьетнаме действует огромное количество американских НПО, НКО, масса людей там с этим делом связана.
Второй момент более практический. Очень сложно провести платежи, потому что американцы угрожают вторичными санкциями, а Вьетнам имеет огромное положительное сальдо в торговле с США. И он все время вынужден оглядываться на то, чтобы не было вторичных санкций.
Вьетнамский бизнес завязан на экспорт в Америку огромного числа товаров – чипы, одежда, обувь, ткани… Объем нашей торговли был в 2021 году $7,1 млрд, а сейчас 3,6-3,8 млрд. Очень много вопросов, которые надо решить.
И третий момент - во Вьетнаме сейчас произошли важные перемены. Президентом стал бывший министр госбезопасности, генерал То Лам, его команда, настроена на развитие наших традиционно дружеских отношений. Очень важно поддержать эту тенденцию. Будут обсуждаться, уверен, большие крупные совместные проекты, которые нужны, чтобы дать новый старт в отношениях Москвы и Ханоя.
Автор: Евгений УМЕРЕНКОВ
Свежие комментарии