УАЗ-469, известный как "Козлик", долгое время был символом проходимости и выносливости в армии и гражданской эксплуатации.
Его простота и ремонтопригодность сделали его незаменимым на бездорожье и в экстремальных условиях. Однако, несмотря на все свои достоинства, этот автомобиль давно перестал отвечать требованиям современной армии.
Главной проблемой является его конструкция, разработанная ещё в 1970-х годах, которая не подвергалась значительным модернизациям. Отсутствие современных систем безопасности, низкий уровень комфорта и устаревшие силовые агрегаты ставят под сомнение его эффективность в современных боевых условиях.
С точки зрения безопасности, УАЗ-469 практически не защищает водителя и пассажиров даже в базовых аварийных ситуациях, не говоря уже о боевых. Отсутствие усиленного кузова, минимальная защита днища и неустойчивая конструкция делают его непригодным для перевозки солдат в условиях боевых действий.
Кроме того, его архаичная трансмиссия и слабый бензиновый двигатель затрудняют эксплуатацию на пересечённой местности в условиях большого веса, что в совокупности с низкой грузоподъемностью лишает его функциональности как тактического транспортного средства. Современные армии требуют высокой мобильности и защиты, что делает "Козлик" не только устаревшим, но и потенциально опасным выбором для выполнения армейских задач. Именно поэтому было решено создать для российской армии нечто новое, более технологичное и современное.
Внедорожник «Стрела» — это новый российский проект, разработанный Военно-промышленной компанией (ВПК) совместно с Конструкторским бюро молодежи (КБМ) и предназначенный для замены легендарного армейского УАЗ-469.
Он стал настоящим преемником «Козлика», который десятилетиями использовался как армейский, так и гражданский автомобиль. И хотя на первый взгляд может показаться, что «Стрела» – просто модернизированная версия УАЗика, за этим проектом стоят амбициозные технические решения и инновации, которые делают его гораздо более современным и мощным, чем его предшественник.
История создания и цели проекта
Проект «Стрела» был инициирован Минобороны России как часть программы по обновлению парка армейских внедорожников. Основная цель — создать универсальный автомобиль, способный сочетать внедорожные возможности и функциональность старого УАЗ-469, но при этом отвечать современным требованиям безопасности и комфорта.
«Стрела» была представлена на форуме «Армия-2021» в подмосковной Кубинке, и сразу же привлекла внимание как армейских структур, так и гражданских энтузиастов внедорожников.
Технические характеристики
В основе «Стрелы» лежит полноразмерная рамная конструкция, разработанная с нуля специально под этот проект. Она унифицирована с компонентами «ГАЗели Next», что обеспечивает хорошую ремонтопригодность и доступность запчастей.
Лонжероны рамы изготовлены из усиленного металла, способного выдерживать экстремальные нагрузки. Полная масса автомобиля составляет 3,5 тонны, а снаряженная — около 2,7 тонн, что позволяет эксплуатировать внедорожник по правам категории B.
Автомобиль оснащен турбированным дизелем Cummins ISF объемом 2,8 литра мощностью 149-157 л.с. Этот двигатель знаком многим владельцам коммерческих автомобилей, поскольку он уже устанавливается на «ГАЗель NN».
Мотор сочетается с шестиступенчатой механической коробкой передач и полным приводом с жестким подключением передней оси. Такая комбинация обеспечивает высокую тяговую способность и надёжность в самых суровых условиях.
«Стрела» способна преодолевать водные преграды глубиной до 1 метра и имеет запас хода до 675 км на одном 70-литровом топливном баке, что значительно превосходит старый УАЗ-469. Грузоподъемность пятиместной версии составляет около 900 кг, что позволяет использовать автомобиль не только в военных, но и в гражданских целях, например, для перевозки грузов в условиях бездорожья.
Чем «Стрела» лучше УАЗика?
В отличие от старого УАЗика, «Стрела» предлагает ряд современных решений, делающих её более комфортной и безопасной. Передняя подвеска внедорожника — независимая, пружинная, что обеспечивает плавность хода на пересечённой местности. Задний мост — рессорный, что добавляет прочности при перевозке тяжелых грузов.
Основное отличие — это уровень безопасности. В «Стреле» используется усиленная рама и более прочный кузов, что позволяет машине выдерживать серьезные удары и аварийные ситуации. Кроме того, «Стрела» оснащена современными системами контроля тяги и стабилизации, что делает её управляемой даже на скользких поверхностях.
Гражданская версия и перспективы производства
Разработчики «Стрелы» рассматривают возможность создания гражданской версии внедорожника, что сделало бы его доступным для широкого круга покупателей. В теории, на базе «Стрелы» могут появиться как пятиместные, так и семиместные варианты, что сделало бы её универсальным выбором для больших семей и любителей активного отдыха. Ожидается, что в ближайшие 5-10 лет «Стрела» может полностью вытеснить УАЗ-469 из армейского и гражданского автопарка.
Одним из ключевых вопросов остаётся цена. Если гражданская версия будет производиться с минимальными доработками и адаптациями под запросы частных лиц, её стоимость может составить около 1,5-2 миллионов рублей, что сделает её конкурентоспособной на фоне таких моделей, как «Нива» или подержанный Toyota Land Cruiser Prado в минимальной комплектации.
Когда рядовой россиянин сможет купить «Стрелу»?
Фактически, внедорожники уже готовы, и остаётся только приступить к полномасштабной сборке, но есть нюансы. Пока что «Стрела» существует в ограниченном количестве опытных образцов, и вот серийное производство зависит от решения Минобороны и Военно-промышленного комплекса.
В случае положительного исхода, первые автомобили могут появиться в гражданской продаже уже через 2-3 года. Ожидается, что в серийном производстве будут использованы двигатели и трансмиссии от отечественных производителей, таких как ГАЗ и УМЗ, а также некоторые решения от иностранных партнёров.
Внедорожник «Стрела» — это достойный наследник УАЗ-469, который может стать символом новой эры российских внедорожников. Он сочетает в себе прочность и проходимость старого УАЗа с современными технологиями и комфортом. Если проект получит «зелёный свет», это будет не просто замена «Козлика», но и новая страница в истории отечественного автопрома, где традиции и инновации сплетаются воедино.
Как считаете, достойная альтернатива? Обязательно пишите своё мнение ниже в комментариях, ставьте лайк и подписывайтесь.
Свежие комментарии