
Казалось бы, причём здесь знаменитый нью-йоркский отель?
Коротко. Буквально заметки на полях. Не вдаваясь в глубокую аналитику, а только обернувшись назад в недалекое прошлое "Великой Америки".
Наблюдая за тем, что творит Дональд наш Трамп (конечно, наш, его еще с прошлого президентского срока оппоненты обвиняли в тесных связях с Россией, тем более что и его нынешняя супруга родилась и выросла в стране соцлагеря) различные умудренные сединами и глобальными знаниями обо всем, что происходит на планете, уважаемые эксперты - политологи и экономисты - четко разделились на два лагеря.

В одном собрались трампофилы, искренне (или не очень) уверовавшие в то, что Дональд Фредович "придет и порядок наведет", со всеми договорится, и настанет мир во всем мире.
В противоположном окопались те, кто считает нынешнего президента США недалеким трамвайным хамом с абсолютно непрофессиональной командой миллиардеров и миллионеров, неспособных решать элементарные задачки. И которые, подобно слону в посудной лавке, разнесут с трудом балансирующий на грани мир в труху. Так что собирать потом будет нечего. Ибо не ведают, что творят.
И начавшаяся тарифная война "США против всех", кажется, подтверждает самые плохие прогнозы. Сначала все СМИ со вкусом смаковали ставшие в одночасье знаменитыми "скрижали Дональда", в первом столбце с интересными циферками которых нашли отражение "грабительские тарифы" иностранных государств по отношению к США, а во втором - исключительно гуманные ставки Вашингтона для своих партнеров. Дисбаланс налицо (пусть эксперты спорят: что там правда, а что - для красного словца).

Новый старый президент "Великой Америки будущего" и его команда решили навести порядок. Дональд Фредович сначала предупредил своих вороватых партнеров, а затем в назначенный срок рубанул шашкой с плеча, взвинтив тарифы для всех и вся.
Не пощадив даже далекие австралийские острова, на которых сроду кроме пингвинов никто не жил. И тем самым устроил практически идеальный шторм на фондовом рынке, в результате которого огромные транснациональные корпорации "похудели" за несколько дней на триллионы долларов.Пострадал даже особо приближенный к телу американский миллиардер южноафриканского происхождения Илон Маск, лишившийся львиной доли своего капитала.
Уолл-Стрит в панике. Биржи по всему миру лихорадит. Глобалисты рвут и мечут. Многочисленные эксперты в унисон трубят, что Трамп сильно облажался. И вот уже одна из самых популярных фотографий в СМИ с падающим графиком в исполнении президента США:

Я не претендую на особую экспертность в макроэкономике и большой политике. Не имею информаторов ни в Кремле, ни в Белом доме. Не отношусь ни к сторонникам мистера Трампа, ни к его противникам. Мне вообще не было бы до него никакого дела, не будь он президентом страны, от которой так или иначе зависит всё, происходящее на Земле. Так что, хотим мы этого или нет, с ним нам и разговаривать. Говорить и договариваться. Каким бы безрассудным не казался наш визави. Потому что когда говорят политики - это хорошо. Если политики не приходят к консенсусу, в работу включаются спецслужбы. Но если уж спецслужбы упираются в стену, тогда на их место приходят военные. Весь положенный набор: танки, пехота, артиллерия, флот, авиация и... ракетчики. Думаю, не осталось здравомыслящих поборников справедливости, уверенных, что в вооруженном конфликте двух ядерных держав может быть победитель.
Вот тогда уж точно: весь мир в труху. И ни у какого Табаки не выйдет отсидеться за плинтусом.

И раз уж инсайда у меня нет, говорить буду про банальный здравый смысл.
Дональд Трамп не случайно на каждом углу нескромно заявляет, что он мастер заключать сделки. Это действительно так. Именно благодаря своему мастерству он стал одним из богатейших людей Америки, поднявшись не со дна, конечно, как любят повествовать поборники американской мечты, но здорово приумножив капитал, созданный его отцом. Инвестором и строительным подрядчиком Фредом Трампом, потомком немецких эмигрантов.
До того как стать 45-м, а затем и 47-м президентом США Дональд Фредович являлся президентом строительного конгломерата The Trump Organization и основателем компании Trump Entertainment Resorts, специализирующейся на игорном и гостиничном бизнесе - бизнесах с миллиардными оборотами, а также был владельцем конкурса красоты «Мисс Вселенная». А еще, чтобы потешить собственное эго, неоднократно появлялся в роли камео (себя самого без указания в титрах, как, например, в известной комедии "Один дома - 2") в ряде кинофильмов и телесериалов. Кроме того, он на протяжении четырнадцати сезонов (2004—2015) являлся исполнительным продюсером и ведущим реалити-шоу «Кандидат» на телеканале NBC.
Именно оттуда его знаменитая фраза: Вы уволены!

Трамп - шоумен, любую свою деятельность превращающий в шоу. Он - хулиган, презирающий правила. Кто-то скажет, что мошенник и плут. Но уж точно не дурак. Провести процедуру банкротства и остаться играть в высшей лиге - вот она, настоящая мечта капиталистической Америки. И Трамп это сделал! Едва ли такое способен провернуть человек, не умеющий просчитывать ходы наперед.
В бизнесе есть такой термин: ЛПР - лицо, принимающее решения. И это далеко не всегда тот, кого видно: руководитель департамента, президент компании или даже ключевой акционер (собственник). Неоспоримый талант мистера Трампа, благодаря которому он взлетел так высоко - это точно определять и находить ЛПР и с ним решать животрепещущие вопросы. Причем, чтобы заключить действительно выгодную сделку - будь то бизнес или политика - он умеет выявлять и налаживать контакт с ЛДПР, как бы тот не скрывался от чужих глаз. Т.е. с Лицом ДЕЙСТВИТЕЛЬНО Принимающим Решения.
Всё остальное - мишура, созданная для отвлечения внимания. Грандиозное шоу, призванное создать информационный вал, спрятать лес за деревьями, потешить собственное эго, купаясь в свете софитов и лучах славы - как хотите. Задрать ставки до небес, чтобы устроить грандиозный торг, пустить пыль в глаза, дабы продемонстрировать доминирующее положение в споре. Затем пойти на уступки, а в результате - получить главный приз.
В этом весь Дональд Трамп: хулиган, шоумен, мощный переговорщик. Но вовсе не глупец, каким его уже длительное время пытаются представить многие эксперты. И у нас, и на Западе, и на Востоке. И если, господа, вы действительно не понимаете происходящего, может, в консерватории надо что-то менять?

А теперь к вопросу, что же затеял Дональд Фредович, устроив нешуточное тарифное сражение? Скорее всего, первое в длительном противостоянии. Он не шутил, говоря, что собирается сделать Америку снова великой, самодостаточной страной с развитой промышленностью (сегодня экономика США во многом - того или иного рода услуги, замешанные на импорте). Это действительно его конечная цель, время на достижение которой стремительно тает.
Кстати, ставший знаменитым в ходе выборов призыв Дональда Трампа “Make America Great Again” ("Сделаем Америку снова великой") – нисколько не новаторство нынешнего 47-го президента, а только хорошо забытое старое. Под этим лозунгом в 1980-м году проходила президентская кампании Рональда Рейгана. Но Трамп-бизнесмен пошел дальше: он зарегистрировал слоган как торговую марку ещё в 2012 году, вызвав недовольство потомков Рейгана.
И эта преемственность неслучайна: Дональд Трамп вообще является большим поклонником 40-го президента США, вошедшего в историю не только своей экономической политикой, получившей красноречивое наименование "рейгономика", но и налаживанием отношений с главным геостратегическим противником - СССР, в результате которого Советский Союз приказал долго жить.



Ещё до своего избрания Дональд Трамп выпустил книгу “Time to get tough” («Время стать жёстким» - да, помимо других заслуг, он еще и писатель!!!!), где в качестве эпиграфа фигурирует цитата из Рейгана: «В следующий вторник вы отправитесь на избирательные участки, где и примете решение. Думаю, что, когда вы будете его принимать, вам следует спросить себя: стало ли вам лучше, чем четыре года назад»
Их вообще многое связывает: оба грезили кинематографом, но отказались от этого в пользу своей основной деятельности (Рейган стал политиком, Трамп занялся бизнесом, а затем взошел на политический Олимп); оба начинали политическую карьеру как члены Демократической партии, но быстро перешли в стан консерваторов; оба получили страну в весьма плачевном экономическом состоянии. Рейган буквально поднял Америку с колен, Трамп хочет превзойти своего учителя.
Тем более, что других вариантов у него нет. Ещё во времена СССР был популярен лозунг про "загнивающий Запад", теперь, похоже, он наконец-то прогнил до основания и может рассыпаться. Трамп либо соберет его воедино, либо станет тем, при ком США свалились в пропасть. А этого ему очень не хочется.



Рейгану не удалось реализовать все свои идеи во многом из-за противодействия Конгресса, тем не менее он смог сократить налоги, уменьшив за восемь лет своего пребывания в Белом доме сборы со всех слоёв населения на 30%. Удалось привлечь новых иностранных инвесторов, влив "свежую кровь" в экономику без увеличения темпов роста денежной массы, что дало возможность сократить инфляцию. Госрасходы снизились за счёт сокращения социальных выплат и поддержки уязвимых слоев населения, были созданы дополнительно около 20 миллионов новых рабочих мест, снизилась безработицу с 10,8% до 5,5% и увеличились доходы среднестатистического американца на 20%. Среднегодовой рост валового внутреннего продукта в 1984 году составил 6,8% – самый высокий показатель за полвека.
А 22 сентября 1985 году было заключено судьбоносное соглашение "Плаза" (Plaza Accord - по имени отеля, где проходили переговоры), ставшее результатом длительной работы вашингтонской администрации и Госдепа и напрочь забытое современными экспертами. А зря.
Тогда США заставили плясать партнеров под свою дудку. И Дональд Трамп это хорошо запомнил и намеревается повторить этот трюк.

Жесткая денежно-кредитная политика председателя ФРС США Пола Волкера и фискальная политика первого президентского срока Рейгана в 1981–1984 годах привели к повышению долгосрочных процентных ставок и притоку иностранного капитала в США, что стало причиной роста курса доллара и ударило по экономике стран-партнеров, которых такая ситуация устроить не могла. Франция требовала провести валютную интервенцию с целью снижения курса американской валюты, но Вашингтон (в частности, министр финансов Дональд Риган и его заместитель по денежно-кредитным вопросам Берил Спринкел) в общем-то плевать хотели на неудовольствие Парижа, считая сильный доллар показателем доверия к экономике США и поддерживая концепцию свободного рынка.
Однако со временем ситуация стала меняться. По мере того, как курс доллара продолжал расти, увеличивался и торговый дефицит. С 1980 по 1985 год курс доллара по отношению к японской иене, немецкой марке, французскому франку и британскому фунту, валютам четырех крупнейших экономик того времени, вырос примерно на 50%. А в марте 1985 года, незадолго до встречи Большой семерки, американская валюта по отношению к британскому фунту достигла рекордно высоких отметок, фактически убивая американскую промышленность.
Производители, поставщики услуг и фермеры были крайне недовольны сложившейся ситуацией, требуя защиты от иностранной конкуренции. Среди протестующих оказались крупные экспортеры зерна, автомобильная промышленность США, другие американские производители, такие как Caterpillar Inc., а также высокотехнологичные компании, включая IBM и Motorola. К 1985 году их массовые протесты заставили Конгресс начать рассматривать возможность срочного принятия протекционистских мер. Негативная перспектива введения торговых ограничений побудила Белый дом начать переговоры, которые привели к заключению соглашения Plaza, основным выгодоприобретателем которого стали, как и положено, американцы.
Соглашение было подписано между Францией, Западной Германией, Японией, Соединенным Королевством и Соединенными Штатами в целях девальвации доллара США по отношению к французскому франку, немецкой немецкой марке, японской иене и британскому фунту стерлингов путем вмешательства на валютных рынках. Девальвация была проведена с целью сокращения дефицита текущего платежного баланса США, который достиг 3,5% от ВВП, а также для того, чтобы помочь экономике США выйти из глубокой рецессии, начавшейся в начале 1980-х годов.
И сегодня мы видим повторение той же истории при схожих обстоятельствах. С той лишь разницей, что в этот раз Вашингтон прет напролом, напрочь забыв о дипломатии.

Ставки задраны, льгот больше нет - громко заявил Дональд Трамп, объявляя тарифную войну всему миру.
А спустя три дня снизил ставки для львиной доли партнеров, что дало повод различным специалистам трактовать его поведение по принципу "что ж ты, фраер, сдал назад?" Но это было бы слишком просто.
В этом весь Трамп - он сначала задирает ставки до небес, а затем дает послабление, точно показывая: вот так может быть, если жить дружно (т.е. так, как требует США). 47-й президент "Великой Америки" наложил жгут на кровеносную систему мировой торговли и, как положено по медицинским показаниям, периодически ослабляет его, чтобы сохранить жизнеспособность организма.
Можно сколько угодно смеяться над Дональдом Фредовичем и крутить пальцем у виска, наблюдая за кажущимися хаотичными его метаниями, но даже многоуважаемый Си после введения заградительных пошлин против китайской продукции отправился с незапланированными визитами во Вьетнам и другие страны-партнеры в Юго-Восточной Азии, собираясь выработать общую стратегию поведения.

Шумный и эгоцентричный Мастер Заключать Сделки давно уже вырос из "коротких штанишек" простого американского миллиардера и матерого нью-йоркского девелопера и хочет остаться в истории тем, кто совершит прорыв в новой экономической реальности, во многом ставшем следствием созданной его кумиром рейгономики.
Получится? Скоро увидим. Времени на то, чтобы добиться успеха у Трампа осталось немного. А пришедшие в себя после выборов противники смогли собраться, и волна протестов нарастает, как снежный ком.
Выстоит ли?
Повторю то, о чем говорил в начале статьи: мы вынуждены будем общаться с США вне зависимости от того, кто будет рулить в вашингтонском Белом доме. Глобус стал слишком маленьким, чтобы делать вид, что кого-то из нас не существует...

Спасибо, что дочитали до конца.
Свежие комментарии