На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

МОЯ СТРАНА

7 246 подписчиков

Свежие комментарии

  • Dash45
    А что, на рссийском ТВ есть что смотреть?Назло цензуре: В ...
  • Татьяна Кибишева
    И этих дураков возглавляет бизнесмен, бывший россиянин Дворкович, который вообще-то должен находиться в розыске в свя...БРИКС закрывает с...
  • Dash45
    в думе представители народа???? Володин мой представитель? В отличии от него я не дурак,  голосовать за этого предста...Бастрыкин мощно “...

"Виновных нет, а 20 лет разработки ушли на дно за минуты!" — Как бардак на флоте сгубил К-278 - гордость советского ВМФ?

В 1960-х годах в Советском Союзе появились амбициозные планы по созданию уникальной подводной лодки, предназначенной для погружения на тысячи метров. 

Работа над проектом стартовала в 1966 году и к 1974 году достигла завершающей стадии.

В честь дня рождения В. И. Ленина, 22 апреля 1978 года, на Северодвинских верфях был заложен киль грандиозного атомного подводного судна К-278.

 Следующие пять лет были посвящены его строительству.

  • Для производства корпуса был выбран титан — материал, отличающийся высокой прочностью при сравнительно небольшом весе.
  • Это решение позволило существенно снизить общую массу подлодки, несмотря на её внушительные размеры: длина составила 110 метров, а подводное водоизмещение достигло 8500 тонн.
  • В случае использования более традиционных материалов, эти показатели были бы значительно выше.

Спуск рекордсмена на воду

В 1983 году, 3 мая, на воду была торжественно спущена новая подводная лодка, после чего последовал период тестирования. К концу того же года, подлодка с обозначением К-278 вошла в строй Военно-морских сил Советского Союза.

С началом 1984 года атомная подлодка начала активно участвовать в выполнении военных миссий. Она дислоцировалась на базе Западная Лица, расположенной в Мурманской области, где К-278 готовилась к выполнению поистине исторического задания.

  • И вот, 4 августа 1985 года, под управлением командира Юрия Зеленского, подлодка достигла глубины Норвежского моря в 1027 метров.
  • Хотя батискафы могли спускаться и на большую глубину, для подлодок такое погружение стало до сих пор непревзойденным мировым достижением.
В 1960-х годах в Советском Союзе появились амбициозные планы по созданию уникальной подводной лодки, предназначенной для погружения на тысячи метров.-3

Подлодка К-278, которую 31 января 1989 года окрестили «Комсомольцем», в ходе одного из своих погружений достигла глубины 800 метров и продемонстрировала уникальную возможность проведения боевых операций в таких условиях, выпустив металлические болванки вместо настоящих ядерных торпед. Этот маневр подтвердил, что под водой, на глубине в тысячу метров, подлодка становится практически невидимой для гидроакустических систем и других субмарин, которые не смогут её обнаружить или уничтожить.

Последний поход

В своё последнее плавание атомоход отправился 28 февраля.

  1. Изначально ничто не указывало на предстоящие неприятности, из-за чего большинство членов команды остались на суше.
  2. Управление новым экипажем взял на себя квалифицированный командир Евгений Ванин, очень опытный подводник.
  3. Подводная лодка «Комсомолец» отправилась в путь, который занял более месяца, а в начале апреля она направилась обратно к своим берегам через Норвежское море.

Авария

Ситуация резко изменилась 7 апреля, когда в 11 утра в седьмом отсеке внезапно возник пожар, причины которого так и не были установлены, хотя предполагается, что могло произойти короткое замыкание. Трагедия унесла жизни сразу двух членов экипажа: вахтенного матроса, погибшего мгновенно, и мичмана, который, успев сообщить о заполненном дымом седьмом отсеке, также скончался.

  • Происшествие случилось в момент, когда подводная лодка находилась на расстоянии 980 километров от родных берегов и на глубине 350 метров, экипаж объявил тревогу.
  • Лодка начала самостоятельно подниматься на поверхность. В это время экипаж боролся с огнем, однако их недостаточные знания о том, как действовать в экстренной ситуации, а также незнание о местонахождении инструкции с нужными указаниями серьезно затрудняли процесс.

Добавляло проблем и то, что устройство для измерения уровня кислорода не функционировало уже год, вероятно, из-за чего кислорода было слишком много, способствуя ускоренному распространению огня. Командир Ванин принял решение о включении системы тушения пожара, но из-за неизвестных причин назначенный офицер не смог осуществить этот приказ. Огонь уже охватил и шестой отсек, и несмотря на то, что его люки были плотно закрыты, пламя продолжило распространяться через трубы и кабели.

  • Возникла критическая ситуация на глубине 50 метров, когда аварийная система защиты атомного реактора сработала, прервав его работу.
  • Это предотвратило потенциальную катастрофу, аналогичную Чернобылю, под водой. Среди оборудования на борту «Комсомольца» находился аварийный дизель-генератор, который, согласно инструкции, должен был быть активирован в течение десяти минут. Однако экипаж потерял более двух часов, не сумев его включить вовремя.
В 1960-х годах в Советском Союзе появились амбициозные планы по созданию уникальной подводной лодки, предназначенной для погружения на тысячи метров.-5

Экипаж решил использовать сжатый воздух для продувки специальных цистерн, что позволило подлодке всплыть. Однако, из-за того, что клапаны воздухопроводов были повреждены огнем, воздух ворвался в шестой и седьмой отсеки, в результате чего пожар возобновился с новой силой.

  • Лодка была поглощена огнем, который быстро охватил почти все ее отсеки, исключая лишь первый.
  • Вследствие воздействия огня, который привел к повышению температуры до тысячи градусов, начал плавиться корпус подлодки.

Сложности возникли и при попытке сообщить о критической ситуации командованию: из-за неисправности гидравлической системы, отвечающей за выдвижение антенн, установить связь удалось не сразу, а спустя двадцать минут, когда было отправлено сообщение о происходящем.

  1. К этому времени, усугубляя ситуацию, произошло повреждение маслопровода, что привело к образованию взрывоопасной смеси в пятом отсеке, где и вспыхнул новый очаг пожара.
  2. Огонь, продолжая спокойно распространяться, нанес серьезные ожоги нескольким членам экипажа.
  3. Повреждение электрокабелей превратило "Комсомолец" в обездвиженный, охваченный пламенем металлолом, беспомощно дрейфующий в арктических водах.

Проблемы спасения

Из-за опасений, что противник уловит сигналы бедствия, советским военным кораблям было воспрещено использовать сигнал SOS. Вследствие аварии на подводной лодке, для оценки ситуации и координации спасательных работ, был направлен самолет Ил-38, который пролетал над зоной происшествия, описывая круги.

  • С воздуха люди наблюдали бурление воды возле шестого и седьмого отсеков подлодки, где температура достигала критически высоких значений, а над водной гладью вздымалась тонкая струя белого дыма.
  • Ил-38 выполнял роль направляющего для советских судов, находящихся в непосредственной близости от места происшествия, чтобы они могли быстрее добраться до места катастрофы.
  • Тем временем, спасательная плавбаза «Алексей Хлобыстов» также направлялась к месту происшествия, однако до цели ей предстояло преодолеть еще несколько часов пути.
В 1960-х годах в Советском Союзе появились амбициозные планы по созданию уникальной подводной лодки, предназначенной для погружения на тысячи метров.-6

В результате разрушения, вызванного огнем, через трещины в обшивке начала проникать морская вода в шестой и седьмой отсеки, где уже все сгорело. Это привело к тому, что задняя часть "Комсомольца" стала медленно опускаться в воду.

  • Командир Ванин решил, что пришло время для эвакуации, и дал экипажу команду подготовиться. На судне находились специальные спасательные плоты, которые могли автоматически надуться.
  • Для их активации достаточно было выполнить несколько простых действий: повернуть определенную рукоятку, чтобы контейнеры с плотами выпали в воду, а затем, потянув за специальный шнур, заставить плоты раскрыться и наполниться воздухом.
Слюсаренко

Инструкция предусматривала лишь несколько минут на все процедуры. Однако, столкнувшись с непредвиденной ситуацией, экипаж начал необдуманно перетаскивать спасательные плоты на палубу через неподходящий для таких действий в экстремальных условиях люк, обычно используемый в безопасной обстановке на военно-морских базах. Это привело к потере драгоценного времени. С трудом осуществив спуск одного плота в воду, команда поняла, что времени на подготовку второго уже не осталось.

  • К 17.08 «Комсомолец» принял почти вертикальное положение и начал опускаться кормой вниз, быстро уходя под воду.
  • Те члены экипажа, что успели, спрыгнули в ледяную воду, температура которой составляла всего два градуса.

В холодных водах без спасательных костюмов, жилетов или нагрудников оказалась большая часть экипажа. Тем временем, на глубине полутора километров, в затопляемой подводной лодке все еще находились люди.

  1. В таких чрезвычайных условиях было предусмотрено наличие специальной спасательной капсулы. Именно туда укрылись пять моряков, среди которых был и командир лодки, Ванин. Считанные минуты были на спасение.
  2. Информацию о происходившем внутри капсулы предоставил мичман Виктор Слюсаренко.
  3. Он рассказал, что команда столкнулась с проблемой отделения капсулы от тонущей подлодки и начала изучать инструкцию лишь тогда, когда их положение стало критически опасным.

Неожиданное возгорание аккумуляторов привело к отделению камеры от основного корпуса и её быстрому всплытию на поверхность. Однако, во время подъема, который длился всего несколько мгновений, трое моряков, включая Ванина, стали жертвами смертельного воздействия резких изменений давления.

В 1960-х годах в Советском Союзе появились амбициозные планы по созданию уникальной подводной лодки, предназначенной для погружения на тысячи метров.-8

После того, как камера прорвалась через воду, люк неожиданно открылся.

  • Оказавшись в холодных волнениях моря, Слюсаренко начал плыть в неизвестном направлении, пока не заметил приближение судна спасения «Алексей Хлобыстов».
  • Спасательная операция позволила эвакуировать на борт плавбазы тридцать выживших и извлечь из воды шестнадцать тел. Несмотря на спасение, трое моряков умерли в течение первых часов после спасения.
  • Из всего экипажа подводной лодки «Комсомолец», насчитывавшего 69 человек, выжить удалось только 27.
  • Большинство лишились жизни из-за ожогов и переохлаждения, поскольку оказались в ледяной воде без защитных костюмов.

Расследование

Спустя сутки после катастрофы с подводной лодкой, ВП СССР инициировала расследование, основываясь на обвинении в халатности, приведшей к серьезным последствиям. Перед завершением детального изучения случившегося, было принято решение удостоить всех членов экипажа подлодки «Комсомолец», как спасшихся, так и погибших, государственными наградами - орденами Красного Знамени.

  • Процесс расследования продвигался с трудом, при этом флотское командование стремилось переложить ответственность за произошедшее на разработчиков лодки, в ответ на что последние активно защищались.
  • Лишь спустя девять лет после начала уголовного расследования были обнародованы его результаты, раскрывшие шокирующие детали о хаосе в деятельности флота.
Разрушение прочного корпуса

Виновные

Отсутствие адекватной подготовки было замечено у многих членов экипажа. В результате проведенного расследования, были выдвинуты предложения о дисциплинарных взысканиях в отношении лиц, занимавшихся боевой подготовкой в Северном флоте. Расследование также выявило, что после трагедии с К-278, в 1990 году, стандарты боевой подготовки подводников, утвержденные новым «Курсом боевой подготовки подводников», были даже понижены, что указывает на системную проблему в тренировочном процессе.

  • Исследования и проверки, проведенные морскими институтами, подтвердили выводы комиссии, однако, когда в 2002 году офицеры следственной группы ушли на пенсию, эти выводы были заметно скрыты.
  • Не было вынесено значительных наказаний, а улучшений в военной подготовке так и не последовало, что увеличило риск будущих трагедий.

Подъём

Попытки извлечь остатки «Комсомольца» из морских глубин предпринимались неоднократно. В частности, в 1991 году было принято решение начать с подъема спасательной капсулы, которую нашел подводный аппарат «Мир».

  • Применив кран с плавучей опорой, удалось отделить капсулу от дна и поднять ее на 200 метров, прежде чем канат неожиданно порвался.
  • Опасность, исходящая от торпед с ядерными боеголовками на борту затонувшей подводной лодки «Комсомолец», значительно превосходит угрозу, которую представляет ее заглушенный реактор.
  • Наблюдения за повышением радиационного фона в районе обломков субмарины начались еще в 90-х годах.

В ходе исследования, проведенного норвежскими специалистами в 2019 году с использованием подводного дрона, было обнаружено, что радиационный фон в воде вокруг обломков превышает обычные показатели на 100 тысяч раз, а в пробе из вентиляционной системы реакторного отсека уровень радиации оказался почти в миллион раз выше допустимого.

  1. Однако российский адмирал Вячеслав Попов выразил сомнения в достоверности данных, представленных норвежскими учеными.
  2. Эксперты в области атомной энергетики выражают мнение, что лишь к концу 2020-х годов технологический прогресс достигнет уровня, необходимого для извлечения К-278 из глубин Норвежского моря.
  3. В настоящее время обломки подводной лодки остаются на морском дне, служа последним приютом для тех, кто не щадя себя, спасал жизни своих сослуживцев.

Виновных нет? Что думаете? 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх