«И рыбку съесть, и сковородку не помыть» — вот это точно про наших северо-западных соседей.
С одной стороны Финляндия вступает в НАТО, готовит армию против России и занимается «прочими излишествами всякими нехорошими», а с другой — хочет пользоваться российскими дарами. О чем речь?
Каждая страна мира с чем-то ассоциируется. Ну там… Египет — песок и пирамиды. Исландия — вулканы. Мальдивы — пляжи. А Финляндия?
Финляндия — это озера и леса. И того и другого в стране — завались. Озер, например, почти 200 тысяч штук. Их общая площадь — 35 тыс км2. Что в 1,5 раза превышает площадь Крыма.
Озерами занято 10% Финляндии. И еще 60% — лесами. Лес в Финляндии хороший. Я именно стройматериал имею в виду.
Когда в 19 веке Санкт-Петербург активно застраивался, ему требовалось много древесины. Откуда ее брать? Конечно же из Финляндии. Тем более, Финляндия тогда была частью Российской Империи. Одна проблема — как этот лес доставлять?

Высококачественных дорог в те времена не было, да и не навозишься на телегах то… Отличный путь — водный. Тем более, что в Финляндии есть такая удобная штука, как озеро Сайма.

Вы спросите, чего в нем такого удобного? Дело в том, что под стрелочкой обозначена лишь небольшая часть озера. А вообще оно вот такое:

Да-да, все что обведено красным — это одна гигантская водная система, одно большое озеро, состоящее, по сути, из сотен маленьких, но соединенных между собой.

Просто вдумайтесь, длина береговой линии Саймы — 15 тысяч километров! Хватит всю Финляндию несколько раз обмотать, как клубок.
Это самое большое озеро Финляндии и 4-е по размеру в Европе (на первом месте наше Ладожское, но оно «всего» в 4 раза больше, хотя по карте так сразу и не скажешь).

Естественно, на берегах Саймы растет очень много леса. И этот лес был нужен Петербургу.
Поэтому «опять эти русские оккупанты» взяли и понастроили в Финляндии инфраструктуру. А именно — судоходный канал из Саймы в Финский залив Балтийского моря. В район города Выборга.

Общая длина канала получилась 57 километров. Ширина — от 34 метров. Глубина — от 5 метров.

Сами можете представить, как этот канал вдохнул жизнь в дремучие леса Финляндии. По берегам Саймы экономика ожила. Теперь можно было возить в Петербург множество товаров, и не только лес, но и рыбу, дичь, меха, всякие там ягоды и прочее.
Можно сказать, что Финляндия получила значительный толчок к развитию именно благодаря этому каналу и его близости к Петербургу.
Однако потом наступил 20 век, Финляндия вышла из состава Империи, а в СССР не вошла. Канал оказался разделенным между двумя странами. 34 км остались в России, а 23 км — в Финляндии.
При этом, сами понимаете, в первую очередь этот канал нужен был Финляндии, т. к. это самая удобная возможность для нее связать внутреннюю часть страны с Мировым океаном.
Поэтому Финляндия в 1962 году взяла российскую часть канала в аренду до 2013 года, то есть на 50 лет. Потом договор был перезаключен и теперь он действует до 2063 года.
Финляндия платит России за пользование каналом 1,22 млн евро в год + 0,18 евро за каждую провезенную валовую тонну.
Например, в 2021 году по каналу было перевезено 1,2 млн валовых тонн, то есть Финляндия заплатила:
- 1,22 млн евро фиксированных платежей
- + 0,216 млн евро за тонны (1,2 млн * 0,18 евро)
Итого, 1,5 млн евро. Это чуть больше 1 евро за 1 тонну груза (120 рублей), что просто копейки за такой удобный маршрут.
Казалось бы — живи, радуйся, пользуйся каналом, но нет. В 2023 году Финляндия «хлопнула дверью» и остановила судоходство. Мол:
— Агрессивный русский! Я не хотеть твой канал!
Но дальше что-то пошло не так… Финские транспортные компании взвыли от резкого подорожания логистики. Еще бы, раньше все было настроено под наличие канала. Загрузил товар в любой точки Сеймы и вывез сразу к морским портам на Балтике.
А теперь — грузи, перегружай, вези, опять перегружай… Неудобно. Неудобно стало и пассажирским компаниям, и туристическим. Да всем. Кроме, может быть, Урсулы фон дер Ляйн.
В нынешнем году финские власти заявили, что будут готовиться к возобновлению судоходства в канале. Ведь договор с Россией всё еще в силе? И не такая уж она агрессивная… Ну, по крайней мере, если дело касается денег — то можно и потерпеть. Узнаю беспринципных европейцев :)
Один вопрос: мы сами тоже так и будет разрешать стране НАТО пользоваться нашей инфраструктурой? Облегчать им жизнь?
Не, я понимаю… Москва постоянно заявляет, что финны нам не враги. Это так. Но НАТО — враг. Так что если финны хотят дружбы, торговли и судоходства, сначала нужно выйти из НАТО.
— По-моему так ©
Свежие комментарии