На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

МОЯ СТРАНА

7 436 подписчиков

Sukhoi Superjet 100 и другие российские самолеты. Как построить 1 000 штук к 2030 году?

Фото uacrussia.ru

Прошло почти 13 лет с тех пор, как Sukhoi Superjet 100 поступил в парк армянской авиакомпании «Армавиа» в апреле 2011 года.

С тех пор с конвейера вышла пара сотен экземпляров, летают они в основном внутри России. До знаковой даты ― 2030 года, когда в стране должно появиться 1 000 новых отечественных самолетов, остается менее 6 лет.

Время тает.

На начало 2024 года компания Sukhoi построила порядка 240 самолетов Sukhoi Superjet 100. Из них в активной эксплуатации находятся немногим более 150.

В 2000 году авиастроительная корпорация «Сухой» по собственной инициативе начала работы по созданию нового пассажирского ближне- и среднемагистрального лайнера.

Фото uacrussia.ru

Первое свое имя он получил в 2001 году — Russian Regional Jet (RRJ) ― региональный ближнемагистральный самолёт.

В 2003 году Росавиакосмос провел конкурсный отбор проектов от разных производителей: Ту-414, RRJ-75 и М-60-70 завода имени В. М. Мясищева.

В результате экспертный совет присудил победу RRJ-75.

Одним из решающих факторов стало то, что на него уже выделили финансирование. Да и международные сертификаты можно было получить гораздо быстрее ― иностранные комплектующие практически гарантировали такую возможность, а самолет из них и был сделан.

В процессе работы над самолетом конструкторы увеличили пассажировместимость и дальность полета, заняв нишу Ту-334.

Попутно удалось потеснить в плане госфинансирования «Туполевских» ― Ту-204 и Ту-214.

Тогда же была принята компоновка «три плюс два» ― по пять кресел в ряду, такая же, как у Boeing 717.

Фото: салон «три плюс два» SSJ100
Фото: салон «три плюс два» Boeing 717

Производитель предусмотрел три варианта с дальностью полета от 3 050 до 4 600 км. Самый маленький вмещал 60 пассажиров, средний ― 78, а самый большой ― 98 пассажиров. Соответственно и названия были такими: RRJ60, RRJ75 и RRJ95.

В «Сухом» рассчитывали продать 800 самолетов Superjet 100

В 2000 году компания «Сухой» подсчитала, что могла бы продать около 800 новых самолетов, причем 35 процентов направлялись в Северную Америку, 25 процентов ― в Европу, 10 процентов ― в Латинскую Америку и 7 ― в Россию и Китай, плюс резерв.

Благодаря инженерным и маркетинговым консультациям специалистов Boeing компания «Сухой» получила от правительства России 46,6 млн долларов для начала работ над проектом.

Фото uacrussia.ru

Планировалось совершить первый полет в 2006 году и годом позже сдать лайнер заказчикам. Правда, «Сухому» еще предстояло выбрать «правильные» двигатели. Рассматривали четыре варианта:

Pratt & Whitney PW800

Rolls-Royce BR710

General Electric CF34-8

Snecma/НПО «Сатурн» SaM146

Выбрали Snecma/НПО «Сатурн» SaM146 ― продукт совместного предприятия французской компании Safran Aircraft Engines и российского НПО «Сатурн».

Для сборки самолета использовались в основном западные комплектующие

Фото uacrussia.ru

В отличие от прежних времен советской авиации, «Сухой» по полной программе сотрудничал с американскими и европейскими компаниями в поставках запчастей.

Thales предоставила авионику, Honeywell ― вспомогательную силовую установку самолета, Parker Hannifin ― гидравлические системы, а Messier-Bugatti-Dowty ― шасси. Интерьер самолета отдали на откуп B/E Aerospace.

После расчетов рентабельности и спроса было принято решение отказаться от маленьких моделей RRJ60 и RRJ75 и сосредоточиться на создании 98-местного RRJ95. Не исключалась и более крупная удлиненная версия.

Для авиасалона в Фарнборо в 2005 году «Сухой» переименовал самолет в Sukhoi Superjet 100 и в декабре получил заказ на 30 экземпляров от «Аэрофлота».

В 2006 году разработчики решили взять за образец кабину Airbus, и Boeing немедленно вышел из проекта.

Sukhoi Superjet 100 совершил свой первый полет 19 мая 2008 года и, как уже говорилось, 21 апреля 2011 года «улетел» в Армению, пополнив парк «Армавиа».

Версии SSJ100, которые так и не были построены

Sukhoi Superjet 130NG ― удлиненный вариант на 130–140 мест, разработанный для конкуренции с Airbus A220 и Embraer семейства E-Jet E2.

Sukhoi Superjet 75 ― небольшой 75-местный самолет с авионикой, аналогичной той, что установлена на конкурентном МС-21. Идея была в том, чтобы самолетом могли управлять пилоты S7 Airlines, которые были бы знакомы с МС-21.

Фото: МС-21 (uacrussia.ru)

«Западные авиастроители покинули наш рынок, для них это билет в один конец»

Из-за западных санкций в 2019 году компания «Сухой» начала готовить замену западных комплектующих на компоненты российского производства.

После крушения самолета SS100 в международном аэропорту Шереметьево, в результате которого погибли 48 человек, S7 Airlines потребовала заменить огнеопасный композитный пол, а затем и вовсе отменила свой заказ.

EASA ― Европейское агентство безопасности полетов ― отозвало сертификацию SSJ100 вместе с другими самолетами российского производства еще в 2022 году, однако самолет продолжает выполнять полеты под флагом целого ряда авиакомпаний, как в России, так и в других странах.

«Аэрофлот» и «Россия»

Крупнейший российский авиаперевозчик «Аэрофлот» ― основной эксплуатант SSJ100. Однако большинство рейсов выполняет одна из его дочек «Россия».

Фото uacrussia.ru

В настоящее время «Россия» эксплуатирует 78 самолетов Sukhoi Superjet 100, средний возраст которых составляет 6,3 года. У «России», таким образом, крупнейший в мире парк самолетов SSJ100. Есть все основания полагать, что он будет расти и дальше ― авиакомпания ожидает поставку 34 уже заказанных «Суперджетов».

Red Wings и Yamal Airlines

В парке авиакомпании Red Wings в общей сложности 20 самолетов SSJ100, еще 15 вскоре поступят в парк перевозчика. Red Wings также эксплуатирует технику КБ «Туполева», несколько лайнеров семейства Airbus A320 и три Boeing 777-200ER.

«Ямал» имеет 15 единиц Sukhoi Superjet, их средний возраст 6,8 лет. Еще под флагом Yamal Airlines летают французские A320, а также канадские Bombardie Challenger 850 и CRJ200LR.

«Азимут» и «Газпромавиа»

Базирующаяся в Ростове-на-Дону авиакомпания «Азимут» имеет в своем парке в общей сложности 20 самолетов SSJ100, в том числе 18 увеличенной дальности. Средний возраст парка «Суперджетов» ― чуть более пяти лет.

«Газпромавиа» летает по 19 маршрутам, при этом 10 единиц SSJ100LR составляют большинство ее парка. Еще перевозчик эксплуатирует три Boeing 737.

«Якутия» и некоммерческие операторы

Фото uacrussia.ru

Авиакомпания «Якутия» с базовыми аэропортами «Якутск» и «Внуково» летает как по внутрироссийским направлениям, так и в соседние страны. В парке перевозчика три самолета Sukhoi Superjet 100LR.

Восемь «Суперджетов» у иркутской «ИрАэро» и три у «Северстали» из Череповца.

Королевские военно-воздушные силы Таиланда с тремя самолетами, а также различные российские ведомства и пограничный патруль Казахстана ― вот, пожалуй, и все некоммерческие эксплуатанты SSJ100.

Еще 22 лайнера сейчас простаивают в Мексике. Официально они находятся «на хранении», но мексиканцы на них давно уже не летают. Выкупить их обратно в теории можно, но есть минимум две проблемы:

  1. Техническое состояние. По всей видимости, в этих самолетах «живого» практически уже ничего не осталось, и восстанавливать летную годность в условиях санкций придется долго и мучительно.
  2. Возвращение в Россию. Когда Sukhoi Superjet 100 передавали Мексике, не было запрета на пролеты над Европой и США, и дальность в 4 500 км позволяла перелететь через океан через Ирландию и Канаду. Теперь, даже если SSJ каким-то волшебным образом «заведутся», запаса топлива никак не хватит.

Планы меняются? Реально ли построить 1 000 отечественных самолетов к 2030 году

Фото: Ил-96 (uacrussia.ru)

Российский авиапредприятия получили задание построить более 1 000 отечественных самолетов к 2030 году. В условиях западных санкций и ограниченного доступа к Airbus и Boeing собственное производство гражданских лайнеров рассматривается как единственная возможность сохранить рынок пассажирских перевозок. Ну правда, не у китайцев же покупать

Фото uacrussia.ru

На сегодняшний день ни одна из российских авиакомпаний не эксплуатирует МС-21, просто потому, что его нет.

Самолетов Ил-96 летает по стране только 14.

Sukhoi Superjet 100, хоть и самый успешный, но тоже не беспроблемный. О нем написано выше.

Планы по «Туполеву» ― Ту-204 и Ту-214 ― существуют, но о сотнях новых «Тушек» речи не идет.

Фото: Ту-214 (acrussia.ru)

Вернемся к отечественному конкуренту Boeing 737 MAX в России ― МС-21. Его выход на рынок в очередной раз откладывается. Согласно заявлениям Объединенной авиастроительной корпорации, первые поставки должны начаться в 2025 году вместо ранее анонсированного 2024-го. Впрочем, существует риск, что «отсрочка» может затянуться и до 2026-го.

А планы построить 1 000 отечественных самолетов к 2030 году остаются...

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх