Беспилотники всех видов и назначений, прекрасно проявившие себя в ходе всех последних конфликтов и снискавшие славу самого эффективного "оружия бедных", становятся новой реальностью современной войны, с которой уже невозможно не считаться.
Война роботов, которая до последнего десятилетия оставалась преимущественно уделом фантастов, становится реальностью - причём как для бедных, так и для богатых стран.
Разница заключается лишь в том, что в первом случае дешёвый беспилотный аппарат подменяет боевой самолёт, очень дорогую и умную ракету или висящий на орбите разведывательный спутник. Во втором случае его назначение - это уже замена самого человека, чья квалификация и жизнь котируются несоизмеримо дороже всевозможных ракет, самолётов и спутников.
Тем временем объективная реальность генерирует всё новые нарративы, заставляя страны сочетать различные формы использования беспилотной техники вне привязки к бедности или богатству тех или иных государств.
Одноразовые силы
Некоторое время назад сразу две довольно разные страны, Турция и Иран, дали понять, что заняты разработкой концепции военно-морских сил, способных проецировать мощь далеко от своих берегов. Как ранее уже сообщал "Ридус", приверженность подобной концепции выразил и Китай, однако его пример больше относится именно к "богатой" группе.
Что же касается Турции и Ирана, то они находятся на пути смешения "бедной" и "богатой" концепций, делая ставку на флот базовых кораблей, несущих на борту беспилотные летательные аппараты различных типов и назначения.
В отличие от претендующего на глобальную роль Китая, эти региональные державы делают ставку на то, что смогут создать "одноразовые" военно-воздушные силы морского базирования без колоссальных затрат на огромные авианосцы и истребители вместе с обученными управлять ими пилотами.
В основе такого решения лежат идеи формирование флота авианесущих кораблей, не являющихся авианосцами в классическом понимании, на которых вместо боевых самолётов разместятся ударные и разведывательные БПЛА.
"Думаю, оба флота будут использовать эти авианосцы одинаково - для атак на вражеские войска и объекты на берегу, а также на вражеские корабли в прибрежных районах", - говорит военно-морской эксперт аналитического центра Hudson Institute Брайан Кларк.
От богатства к бедности
По мнению экспертов, являющиеся носителями БПЛА корабли открывают новые возможности, однако от этого они не перестают оставаться "оружием бедных", поскольку значительно уступают по боевым качествам авианосцам и десантным кораблям, которыми владеют лучшие флоты мира.
Действительно, амфибийный корабль с большой полётной палубой, способный запускать вертолёты и самолёты с короткой посадкой и взлётом, первоначально рассматривался Турцией. Это был запрос на полноценный боевой корабль "для богатых". Однако, как выяснилось позже, всё пошло не по плану.
У кого-то жемчуг мелкий...
США запретили Турции приобретать истребители F-35B, а именно - версию Joint Strike Fighter с вертикальным взлётом, которую турки планировали запускать с палубы своего флагмана TCG Anadolu.
Не попав в "калашный ряд", Турция не стала расстраиваться, а на последних этапах строительства Anadolu внесла некоторые изменения в конструкцию корабля, в конечном итоге превратив его в первый в своём роде носитель беспилотников.
Несмотря на явное понижение в классе, ни у кого не повернётся язык назвать Anadolu недоавианосцем. В конечном счёте об авианесущем корабле можно судить по летательным аппаратам, размещённым у него на борту, и тут аналогии со "сползанием в бедность" выглядят не слишком применимыми.
Для создания авиагруппы Anadolu Турция разработала ударный морской беспилотник Bayraktar TB3 с дальностью действия почти 2000 километров. По утверждению турецкой стороны, с корабля-носителя сможет работать и поистине уникальный реактивный беспилотный истребитель Kizilelma.
Аппетит приходит во время еды, поэтому сегодня у Анкары есть планы на второй, более крупный корабль наподобие Anadolu.
Как заявил в своей речи 24 августа этого года президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, всё это является частью программы по созданию военно-морских сил, которые "будут защищать наши права и интересы в зарубежных районах".
...а у кого-то щи пустые
Соседний Иран тоже увлечён концепцией кораблей - носителей беспилотников. Однако, в отличие от Anadolu, они представляют собой старые торговые суда, переделанные под запуск беспилотников.
Недатированные снимки, скорее всего, сделанные в этом году, указывают на активно идущую перестройку гражданского судна в носитель беспилотников для Корпуса стражей исламской революции Ирана.
Получивший имя Shahid Bagheri корабль представляет собой модифицированный контейнеровоз с наклонной палубой-трамплином, добавленной для запуска беспилотников. Он способен перевозить вертолёты и небольшие быстрые ударные катера.
В мае другой несущий на борту беспилотники иранский контейнеровоз под названием Shahid Mahdavi завершил 39-дневный поход в Индийском океане. Причём в феврале КСИР провёл испытания баллистических ракет с палубы Shahid Mahdavi, чтобы продемонстрировать миру дальность своей морской огневой мощи.
Удел бедных
Хотя корабли вроде Shahid Bagheri и Shahid Mahdavi не идут ни в какое сравнение с военными судами США и НАТО, они всё-таки имеют определённое стратегическое влияние.
Руководитель Центра исследований морской политики и стратегии при Израильском национальном центре профессор Шауль Хорев сравнил иранские "самоделки" с израильскими кораблями.
"В отличие от нас, они используют дешёвые решения. Берут торговое судно, оснащают полётной палубой и превращают в вертолётоносец или авианосец для бедняков. И он удовлетворяет всем их потребностям. В конечном итоге такие корабли можно будет размещать в стратегических точках, что позволит им делать то, чего не могут наши корветы Sa’ar 6", - заявил Хорев в интервью Haaretz.
Эксперты сходятся в общем мнении: хотя возможности этих кораблей далеки от классических авианосцев, они позволяют Турции и Ирану демонстрировать свою военно-морскую мощь.
По мнению старшего научного сотрудника Института Хадсона Кларка, эти корабли "поднимут" оба флота, расширив их боевые возможности далеко за пределы собственных регионов.
Впрочем, как полагает Кларк, даже в этом случае иранский и турецкий военно-морские флоты будут иметь разные возможности.
"На самом деле беспилотники не сделают иранский флот силой открытого моря, потому что иранские ВМС по-прежнему не будет иметь систем широкомасштабного наблюдения и наведения, необходимых для использования БПЛА против кораблей противника. У турецкого флота такие возможности есть, и он уже является силой открытого моря", - резюмирует Кларк.
Согласно мнению эксперта, этим "недоавианосцам" по-прежнему будет недоставать живучести военного корабля, но это не помешает им оказаться достаточно хорошим средством в противостоянии с региональными конкурентами.
Свежие комментарии