Китай ближе к концу прошлого года на 13-м авиасалоне в Чжухае продемонстрировал некоторые элементы системы для предстоящего освоения Луны.
Как и было анонсировано, Поднебесная будет создавать сразу две сверхтяжёлые ракеты-носителя: Long March 5-DY и Long March 9.
Long March 5-DY
Линейку РН Long March пополнит так называемая «ракета-носитель нового поколения». Она будет высотой 90 метров со стартовой массой 2211 тонн. На первой ступени будут использованы двигатели YF-100K — усовершенствованные YF-100, применяемые на первых ступенях Long March 5, 6 и 7.
К Луне эта РН будет способна отправить до 27 тонн, в которые укладывается по массе новый пилотируемый корабль, о котором ниже. Собственно, всего пару месяцев была представлена схема первой высадки тайконавта на поверхность Луны, которая, по предварительным данным, может состояться в 2030 году и продлиться, согласно этим планам, около шести часов:
Long March 5-DY, согласно заявлению представителя Китайского исследовательского института ракетной техники, «унаследует конструкцию, надёжность и высокие стандарты безопасности РН Long March 2F», используемой для запуска пилотируемых кораблей «Шэньчжоу».
На низкую околоземную орбиту РН Long March 5-DY будет способна выводить 70 тонн, что втрое больше нынешней самой грузоподъёмной РН Long March 5. Несмотря на то, что первая высадка тайконавта на Луну намечена на 2030 год, дата начала лётных испытаний этой ракеты-носителя пока не анонсирована.
Зато есть дата первого полёта гиганта Long March 9
103 метра высотой, 10 метров в диаметре, способная выводить до 140 тонн на низкую околоземную орбиту и до 50 тонн к Луне, эта ракета-носитель станет серьёзнейшим конкурентом американской SLS. Особенно, если учесть тот факт, что прорабатывается вариант с многоразовыми частями.
Одной из главных нетривиальных задач для этой РН является запуск планируемой миссии по возвращению образца с Марса, для которой предполагается создать аппарат массой 44 тонны.
Первый пуск Long March 9 запланирован на 2028 год, а буквально в этом месяце были проведены тесты части критических систем второй ступени. Весной появилось как обычно крайне мало информации о прогрессе в разработке двигателей kerolox первой ступени, а также баков и колец самих ступеней из алюминиевого сплава (без уточнения состава) диаметром 10 метров.
Тут интересно следующее. Китайцы, пусть и мельком, но упомянули, что Long March 9 предполагается использовать для доставки различных аппаратов и модулей планируемой Российско-китайской международной лунной исследовательской станции (International Lunar Research Station, ILRS. Они, к слову, говорят Китайско-российская лунная станция).
В этой связи возникает мысль: а не потому ли «Роскосмос» решил отказаться от создания собственной сверхтяжёлой РН, что будет осуществлять пуски на китайских ракетах? Даже если это так, говорить об этом не будут до самого конца — представляете, какой это удар по имиджу страны, первой отправившей человека в космос, но так и не сумевшей самостоятельно отправить его на Луну? Ну а ближе, я бы сказал, к 2027-ому году начнут потихоньку переобуваться и говорить, что-нибудь вроде «мы лучше супер-крутые корабли будем создавать, а возить нас будут "таксисты"». И пусть только попробует кто-нибудь вспомнить, что таким же "таксистом" была сама ГК «Роскосмос», но тогда это называлось «монополия на доставку в космос». Тут, как говорится, скоро увидим.
Следует отметить отдельно, что Китай на данный момент не обозначил в качестве официальной цели высадку на Луну в 2030 году. Этого следует ожидать, скорее всего, в следующем плане, аналоге нашей Федеральной космической программы, на 2026-2030 годы. Хотя, до Нового Года будет опубликована «Белая книга по космосу», в которой будут освещены приоритеты на 2021-2025 годы.
Не только ракеты
Помимо РН, были представлены капсула прототипа нового пилотируемого космического корабля, прошедшая свои первые лётные испытания, парашюты, на которых она приземлялась после входа в атмосферу, и макет космического аппарата «Чанъэ-5», вернувшего образцы лунного реголиты впервые с 1976 года, приняв эстафету от советской АМС «Луна-24». К сожалению, не было показано даже какого-нибудь грубого первого прототипа спускаемого аппарата для Луны.
Что в итоге?
Китай демонстрирует своё активное стремление побороться за лидерские позиции в освоении космоса и справляется с этим на «отлично». Как и раньше, лично я считаю, что Поднебесную в этом плане надо воспринимать как конкурента. Если подтвердится предположение о том, что руководство «Роскосмоса» решило поставить отечественную лунную программу в зависимость от китайских ракет-носителей, ничего хорошего из этого не выйдет. Опять же, исключительно моё мнение. Предлагаю вам высказать своё.
Свежие комментарии