
Венесуэльские выборы президента и реакция на них в мире после победы Николаса Мадуро – наглядное свидетельство того, что новый глобальный миропорядок возникает при огромном сопротивлении привыкших быть «гегемоном».
Страны Запада отреагировали на венесуэльские выборы двояко. Кто-то сразу, как Великобритания, категорически отказался признавать результаты, большинство западных стран «сомневаются» в их достоверности, требуют пересчета голосов. Девять стран Латинской Америки (меньше половины государств региона) – уже заявили, что не признают итоги, по которым действующий президент Николас Мадуро побеждает с 51,2% голосов, и отозвали из Каракаса своих диппредставителей.
ИСТЕРИКА МИЛЕЯ
Но апофеоз истерики, которую устроили Запад и все еще контролируемые им страны - обращение президента Аргентины Хавьера Милея к венесуэльцам в соцсетях. «Аргентина не собирается признавать очередное мошенничество и надеется, что Вооруженные силы (Венесуэлы - Ред.) на этот раз будут защищать демократию и волю народа», - экзальтированно вещал Милей. Рано или поздно социализму придет конец, рапалялся он. Одним словом, из Буэнос-Айреса полусумасшедший либертарианец разошелся так, что даже насмешил.
Призывать к гражданскому неповиновению в другой стране – это уже нехорошо. Подталкивать чужие вооруженные силы к свержению власти – еще хуже. А хоронить раньше времени социализм – просто глупо.
Милей, хоть и зовется экономистом, показал свое полное невежество.
Про венесуэльскую армию надо знать, что со времен Уго Чавеса, преемником которого стал Мадуро, она лояльна гражданским властям. Некогда сам Чавес, будучи командиром-десантником, пытался провести в стране переворот - но неудачно. А потом против него восстала часть военных, поддержанных США — однако путч провалился, потому что нашлись преданные ему командиры. С тех пор Венесуэла, хоть ее и раздирают политические страсти, за грань неконтролируемого насилия не переходила.
По поводу социализма: Милей явно не в курсе, что во многих ведущих странах Запада последователи ненавистного ему учения уже давно у власти. Последний пример – триумфальная победа лейбористов, они же социал-демократы, в Великобритании. Во Франции только что альянс левых партий, включая сторонников социализма, стал первым на досрочных выборах в парламент. И надеется сделать премьером страны своего кандидата. А Олаф Шольц, канцлер ФРГ, разве не социал-демократ? И не Аргентине, неспособной выбраться из кризиса уже десятилетия, указывать другим, в том числе более благополучным государствам, по каким правилам жить.
В ГРУЗИИ ЧТО-ТО «ПОШЛО НЕ ТАК»
Разрыв по итогам голосования в 1,5-2% во многих странах считается нормой. Но только в тех, где побеждают идущие в фарватере Запада политики. А если Мадуро, союзник России, побеждает с небольшим перевесом, это повод обвинить его в подтасовке. И попытаться устроить в Венесуэле очередную цветную революцию. Уже проходили, после предыдущих выборов. Тогда Запад, не признав победу Мадуро, даже объявил «законным президентом» его соперника от оппозиции Гуайдо. И где теперь этот «законный»?
Вот в Армении у Запада в 2019 году получилось в результате «цветничка» продвинуть во власть Пашиняна. Сейчас он и оправдывает возложенные на него надежды по отрыву своей страны от России. А в Грузии что-то пошло не так. Когда Саакашвили вполне законным путем отстранили от власти и даже посадили в тюрьму, Запад полагал, что Тбилиси и после него будет непримиримым врагом Москвы. Однако новые власти отказались жертвовать интересами собственной родины ради геополитических выгод Вашингтона. Такой вот «размен» произошел в рамках глобального размежевания.
Еще можно вспомнить Аргентину в связи с отказом пришедшего к власти Милея вступать в БРИКС, что уже было согласовано с его предшественником. Тут, очевидно, их взяла. Но вскоре Турция, член НАТО, заявила, что собирается вступить в эту альтернативную Западу структуру.
ВЕЛИКАЯ ШАХМАТНАЯ ДОСКА
Нелинейность глобального обновления очевидна. Баланс мировых сил одномоментно не меняется. Главное – видеть тенденцию, вектор будущего развития. Разменов на «великой шахматной доске», если вспомнить Бжезинского, будет еще немало. Но геополитическое могущество США, о котором он уверенно говорил, оказалось не столь безусловным, как казалось еще двадцать лет назад.
А что касается выборов - это классика жанра для цветных революций. Если побеждает «не тот» кандидат, который хочет дружить с Москвой и Пекином, не собирается прогибаться перед Вашингтоном и Лондоном, тогда включаются хорошо отработанные механизмы компрометирования итогов, чтобы продвинуть во власть своего кандидата. И дестабилизировать страну. Так было в Сербии, в Грузии, на Украине, в Киргизии, целую гроздь «цветничков» породила «арабская весна».
Вот скоро выборы в Соединенных Штатах, и уже известно, что перевес у победителя будет минимальный. Интересно, возбудятся в мире так, как сейчас переживают за Венесуэлу? Или опять нас будут убеждать: что позволено Юпитеру, не позволено быку?
Автор: Евгений УМЕРЕНКОВ