В марте 1985 г. к власти в СССР пришел Михаил Горбачев и вскоре стартовала перестройка. Началось сближение с западом, которое больше походило на игру в поддавки со стороны советского руководства. Уступка следовала за уступкой.
В результате страны запада, а особенно США, наглели все сильнее. Ну а после посадки Матиуса Руста на Красной площади в День пограничника 1987 г. и того, что за этим последовало, они окончательно уверовали в свою безнаказанность, полагая, что Советский Союз отныне всегда будет "шелковым". И были за это наказаны.
Обнаглевшие гастролеры
В феврале 1988 г. в Черном море появились два корабля США: крейсер "Йорктаун" и эсминец "Кэрон". На выходе из пролива Босфор их, как положено "вежливым" хозяевам, встретили советские суда: сторожевик "Беззаветный", "СКР-6", ПСК "Ямал" и СКР "Измаил". Им было поручено сопровождать американцев и следить, чтобы те вели себя вежливо и культурно. Вначале все шло без эксцессов. "Йорктаун" и "Кэрон" миновали воды Болгарии и Румынии, после чего повернули на восток.
12 февраля, в 10 часов утра заморские корабли подошли к советским территориальным водам, при этом курс менять не собирались. Это заметили на советских судах. Янки были предупреждены о недопустимости нарушения границы. Те ответили, что ничего не нарушают и действуют в согласии с Конвенцией ООН по морскому праву, которую СССР подписал в 1982 г.
Они лукавили. Конвенция допускала проход военных кораблей через территориальные воды других государств ради экономии топлива и с соблюдением ряда условий. В частности, запрещалось вести разведывательные действия, поднимать в воздух авиацию, проводить учения. Кроме того, требовалось запросить разрешение на проход и получить добро. Американцы же не сделали запрос. Кроме того, у них работали радиолокационные станции, то есть они вели разведку.
Янки были уверены в своей безнаказанности по той причине, что в марте 1986 г. те же два судна прошли наши территориальные воды с нарушением данных правил и никто им не помешал. Только гастролеры не знали, что в апреле 1986 г. министр обороны СССР Соколов потребовал от Горбачева и Рыжкова принять Директиву, в которой предусматривались жесткие ответные меры, вплоть до тарана, на подобные провокации США. И эти двое, припертые к стенке, не смогли отказать маршалу, что позже стоило Соколову карьеры. Но зато его жесткая Директива продолжала действовать в 1988 г.
Молниеносный удар
"Беззаветный" и "СКР-6" начали сближаться с американцами. Тихоходный "Ямал" отстал. Сторожевик догнал "Йорктаун" и некоторое время шел с ним параллельным курсом. На крейсере царило веселье, американские моряки собрались на палубе, фотографировали наше судно, показывали неприличные жесты.
В 11.02 рулевой "Беззаветного" резко переложил руль вправо и произвел навал на корму крейсера. Приспущенный трехтонный якорь лапой разодрал весь левый борт "Йорктауна". В те же самые минуты "СКР-6" ударил в левый борт эсминца, срубил ему леера, содрал обшивку и раздавил шлюпку. После ударов наши корабли отбросило в сторону, но они прибавили скорость и снова догнали наглецов.
Надо сказать, что суда сильно рисковали, так как в несколько раз уступали оппонентам по величине. Водоизмещение "Иорктауна" – 9 600 тонн, "Кэрона" – 8 040; "Беззаветного" – 3 200, а "СКР-6" – 1 140 тонн. Но последовал повторный удар. "Беззаветный" взлетел на высокой волне, а его форштевень прошелся по палубе "Йорктауна". Он снес площадку для вертолетов и начал ползти в сторону юта, разрушив офицерский катер и пусковую установку ПКР "Гарпун". На "Йорктауне" вспыхнуло пламя.
Тут уже не выдержали нервы у звездно-полосатых. "Кэрон" посмешил на помощь своему флагману и пошел на сближение со сторожевиком. Оба огромных американских корабля опасно сблизились с "Беззаветным" с разных сторон и уже были готовы расплющить его в "тисках". Только командующий соединением капвторанг Михеев приказал привести в боевую готовность два реактивных бомбомета РБУ-6000 "Смерч-2". Один демонстративно навели на крейсер, а второй на эсминец. Напряжение росло и до пуска бомб оставались считанные мгновения.
Бравые янки испугались и прекратили сближение, но на крейсере начали готовить к взлету вертолеты. Михеев без промедления передал на "Йорктаун", что вертолеты будут уничтожены, как нарушители воздушного пространства СССР. Начальник штаба ЧФ вице-адмирал Селиванов выслал два МиГ-24 на помощь нашим парням. И вовремя. Те с ревом пронеслись над крейсером и янки трусливо закатили вертолеты в ангар. Затем они резко развернулись и ушли на юг, в сторону Босфора. По пути к проливу американцы срезали все факты увечий: ракетные установки, ограждения и скинули за борт, чтобы турки не увидели позорные повреждения на некогда могучем корабле.
Казнить нельзя, помиловать
"Йорктаун" получил хорошую трепку и три месяца простоял в ремонтном доке. "Беззаветный" также сильно пострадал, но его ремонт продлился всего месяц. Судьба капитанов решалась на самом высшем уровне. Многие руководители армии и флота, желая угодить Горбачеву, предлагали наказать Михеева, командира "Беззаветного" – капвторанга Богдашина и Анатолия Петрова – командира "СКР-6".
Всех спас Председатель КГБ Чебриков, заявивший, что моряки все делали правильно. Горбачев был вынужден согласиться. Богдашина даже наградили орденом Красной Звезды. В 2000 г. он стал контр-адмиралом РФ. А вот участь "Беззаветного" печальна: в 1997 г. его передали Украине согласно договору о разделе кораблей.
Свежие комментарии