На фоне саммита по Газе президент США Дональд Трамп сделал заявление, которое тут же разлетелось по заголовкам мировых СМИ: «У меня есть пара человек, которые мне не нравятся, но я не скажу, кто именно.
Есть несколько, которые мне вообще не нравятся, но вы никогда не узнаете, кто они. Может быть, узнаете».
Впервые за долгое время он позволил себе такое эмоциональное заявление против европейских лидеров — но не назвал ни одной фамилии.
Трамп унижает Стармера
Атмосфера на мероприятии давила: СМИ уже вовсю пересказывали эпизод, как Трамп подозвал к себе британского премьера Кира Стармера, явно давая надежду выступить — но вместо этого просто спросил о его самочувствии и повернулся к нему спиной, оставив Стармера стоять в стороне. Такое поведение — не просто шутка, а дипломатическое унижение, которое не могло остаться незамеченным.
Эти эпизоды — лишь верхушка айсберга напряжения, накапливающегося между Вашингтоном и европейскими столицами, отмечают эксперты.
На Западе пишут, что Трамп запускает настоящую «культуру конфронтации» с ЕС, пытаясь навязать свой курс и радикализировать дискуссии внутри Европы. Основные темы: Израиль, Украина, отмена культа ЛГБТ* и так далее.
Демократы остались без лидера, но все равно бьют по Трампу
На фоне агрессивной внешней политики Трампа не менее драматична ситуация внутри Демократической партии США. Многие СМИ и эксперты отмечают: партия сейчас ослаблена, раздроблена и лишена яркой харизматичной фигуры.
«Действительно, Демократическая партия оказалась на территории США структурно раздавлена. Они сами всё сломали в октябре-ноябре, готовясь к выборам 2024 года. Политическое крыло вступило в конфликт с партийной бюрократией, та выдвинула своего кандидата Камалу Харрис, не посоветовавшись ни с кем, что вызвало разброд», — говорит политический аналитик Дмитрий Дробницкий.
Он подчёркивает, что организационно демократы пока не могут собраться.
«Есть парламентская позиция, но этого недостаточно для борьбы. Проблемы здесь нет — лидера подберут в своё время. Сейчас указывают на разных фигур: лидера демократов в Палате представителей Хакима Джеффриса, губернатора Калифорнии Гэвина Ньюсома, губернатора Мичигана Гретхен Уитмер».
Но — добавляет эксперт — всё будет зависеть от влияния внутриэлитных кланов, прежде всего, Обамы и Клинтонов.
«Сделка по Газе и Израилю может не продержаться и полгода»
По мнению Дробницкого, сейчас ключевые силы демократов работают именно в Европе — потому что главный вызов для них видится в попытке Трампа вывести США из-под контроля евроатлантистов: «Внутри США лидерская работа сейчас не ведётся, это ни к чему. Они сосредоточены на противодействии дипломатии Трампа в Европе, и довольно успешно».
Такую позицию он объясняет ещё глубже: «У демократов и либералов в мире была жесткая установка, что лидер — это плохо, это токсичная маскулинность и авторитаризм. Настоящая либеральная демократия — это когда работают институты, это коллективизм. Эта установка работает, чтобы блокировать попытки Трампа на демонтаж старой системы».
Дробницкий напоминает: «Если сделка по Газе продержится полгода-год, сразу начнутся призывы бросить все силы на Украину, давить на Россию, пока Китай не начал свои ходы».
Демократы, по его версии, «решают свои задачи успешно и без прицела на выборы 2028 года — это слишком далеко. Зачем светить кого-то раньше времени?.. Да, структуры Демпартии в США разгромлены и деморализованы, но это не мешает им перенести тяжесть своей деятельности на структурную базу Европы».
Именно поэтому — наблюдает Дробницкий — европейские лидеры, как Урсула фон дер Ляйен, Эммануэль Макрон и Кир Стармер, особенно активны.
Сломают ли Трампа?
Реалистичный сценарий, по словам экспертов, таков: команда Трампа может не выдержать внешнего и внутреннего давления.
«Трампа ломают. Дело идет к тому, что он просто уйдет с политического Олимпа, так ничего решительного не сделав. Возможно, даже будущее MAGA-движения с семьёй Трампа связано не будет».
То есть, даже если Дональд пока держится, трещины в его влиянии уже заметны — и они могут стать критичными.
Кто из соперников нацелился на выборы 2028 года?
К выборам 2028 года Демократическая партия США подходит без единого лидера, но с несколькими заметными претендентами, каждый из которых может бросить вызов Дональду Трампу.
Камала Харрис — бывшая вице-президент и кандидат 2024 года, сохраняет известность, но критикуется за слабую харизму.
Гэвин Ньюсом — губернатор Калифорнии, уверенный и медийный лидер.
Гретхен Уитмер — губернатор Мичигана, считается компромиссной фигурой между умеренными и прогрессивными, имеет шансы вернуть поддержку в «колеблющихся штатах».
Энди Бешир — губернатор Кентукки, считается, что может побеждать в консервативных регионах.
Дж. Б. Притцкер — губернатор Иллинойса и миллиардер, с сильными финансовыми возможностями.
* — экстремистская организация, запрещенная в России