На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

МОЯ СТРАНА

7 071 подписчик

Свежие комментарии

  • vagas Karlito
    Дать все что они просят!)Старые советские ...
  • Владимир Моргунов
    Мультики мультиками, но почему после их просмотра, а еще заметнее, после прилета наших "мультяшек", резко возрос спро...Война и мир: про ...
  • Владимир Моргунов
    НЕПОНЯТНО-КОМУ ??????????? ИЛИ ДРУЖКИ ОСТАНОВИЛИСЬ В СВОЕМ РАЗВИТИИ. ИЛИ МЫ ПОБЕДИЛИ ВО ВСЕМ МИРЕ. ИЛИ ПО-ГОРБАЧЕВСКИ...Су-75: зачем Росс...

Морским державам предрекли зависимость от российского кораблестроения

Морским державам предрекли зависимость от российского кораблестроения

Россия входит в тройку сильнейших держав мира в области кораблестроения. Об этом «ПолитРоссии» заявил военный эксперт Василий Дандыкин.

Долгий путь отечественного кораблестроения

Мировым державам предрекли зависимость от российского кораблестроения

Ровно 324 года назад, 20 октября 1696 года, Боярская дума, являвшаяся на тот момент высшим совещательным органом российского государства, по настоянию Петра I приняла решение о создании регулярного военно-морского флота России. Это решение было продиктовано настоятельной потребностью страны в преодолении территориальной, политической и культурной изоляции, ставшей на рубеже XVII-XVIII веков главным препятствием для экономического и социального развития государства. Именно по этой причине в России развернулось военное кораблестроение. Вскоре суда начали строить в Воронеже и Петербурге, на Ладоге и в Архангельске. Были созданы Азовский и Балтийский флоты, позже – Тихоокеанский, Северный, Черноморский, а также Каспийская флотилия.

В разные годы кораблестроительные ресурсы нашей страны позволяли ей совершать множество побед, как географических, так и военных, все сильнее укрепляя Россию в ранге одной из сильнейших морских держав мира. И сегодня, спустя более чем 300 лет, наша страна по-прежнему остается в числе лидеров. Естественно, чтобы поддерживать это положение, России был просто необходим приток новых кораблей, боевых плавучих средств и вспомогательных судов. О том, какую роль сегодня занимает Россия в мировом военном кораблестроении, корреспонденту нашего издания рассказал военный эксперт, член организации «Офицеры России», капитан первого ранга запаса Василий Дандыкин.

«Если говорить о военном кораблестроении, то Россия на данный момент однозначно входит в пятерку ведущих стран. Естественно, есть свои лидеры в этой отрасли – в последние дни далеко вперед шагнул Китай, который сегодня по количеству бортов и по водоизмещению опережает даже Соединенные Штаты Америки, долгое время являвшиеся лидером отрасли. Надо учитывать и Францию, которая имеет развитые подводный и надводный флотилии, и, конечно, Великобританию, которая ностальгирует по своему титулу "владычицы морей". Но если составлять рейтинг, то, я думаю, что мы сегодня находимся на твердом третьем месте, уступая только США и КНР», – объясняет эксперт.

По его словам, такая позиция свидетельствует о небывалом росте и развитии кораблестроительной отрасли страны, ведь еще совсем недавно ситуация с военно-морскими силами РФ была просто удручающей. Так, в период с 1990 по 2010 год Россия, по сути, потеряла целое поколение кораблей – ей удалось завершить лишь несколько проектов, начатых еще при СССР.

В частности, речь идет о таких кораблях, как подводные лодки проекта 677 «Санкт Петербург», атомные подводные лодки проекта 955 «Юрий Долгорукий» и АПЛ проекта 855 «Северодвинск», но на этом новинки заканчивались. И фактически настоящее возрождение кораблестроения началось лишь во втором десятилетии текущего века, которое ознаменовалось рядом сразу нескольких достижений нашей страны.

«За последние десять лет у нас наблюдается очевидный подъем в строительстве военных кораблей. Прежде всего это касается атомного подводного флота. Я говорю о ракетных крейсерах стратегического значения, крайний из них – это АПЛ проекта "Борей-А" "Князь Владимир", которая ушла на Северный флот. Это очевидный прорыв, поскольку речь идет об атомоходах 4 поколения, которых сегодня нет даже у Соединенных Штатов. И в ближайшие годы такие подлодки будут сходить с наших верфей постоянно, может быть, даже раз в год. Во всяком случае уже на подходе "Князь Олег", который пойдет на Тихоокеанский флот. Американцы же такой атомоход будут закладывать лишь в следующем году. И это о многом говорит», – рассказывает Василий Дандыкин.

Мировым державам предрекли зависимость от российского кораблестроения

Необходимо выделить и многоцелевые подводные лодки «Ясень-М»: вторая АПЛ этого проекта, К-561 «Казань», уже сейчас оснащается крылатыми ракетами «Калибр», а к концу года получит и гиперзвуковые ракеты «Циркон». И в грядущем десятилетии линейка этих кораблей будет регулярно поступать как на Тихоокеанский флот в Вилючинск, так и в гарнизоны Северного флота.

«Конечно, нельзя забывать и о надводных кораблях. Это, например, фрегат "Адмирал Горшков" проекта 223050, который первым в мире стрелял гиперзвуковой ракетой "Циркон" – мы показали ее возможности всему миру именно благодаря этому кораблю. И сегодня у нас в стадии строительства находятся 8 таких фрегатов. Напомню и о корветах ближне- и дальнеморской зоны, которые сегодня строятся на Балтике и Тихоокеанском флоте. Отдельная линейка кораблей – морские тральщики. Они обладают пластмассовым корпусом, и технологией его производства обладает сегодня только Россия», – продолжает эксперт.

Мировым державам предрекли зависимость от российского кораблестроения

Одними военными кораблями развитие отечественного судостроения не ограничивается. Есть и вспомогательный флот – это и танкеры, и разведывательные корабли, и ледокол «Илья Муромец», и патрульный корабль арктического плана «Иван Папанин». Одним словом, производственная линейка очень и очень большая. И по строительству новых кораблей российский флот занимает уверенное третье место после США и Китая.

По некоторым же позициям, таким как ледокольный флот, наша страна и вовсе является безоговорочным лидером. Помимо 4 действующих атомных ледоколов, у России имеется более 30 дизель-электрических ледоколов. Для сравнения: у Дании всего 4 таких корабля, у США – 3 ледокола, у Норвегии – 1. Несколько выгоднее выглядят позиции Канады, но и у нее всего лишь 2 тяжелых ледокола и более десятка ледоколов небольшого класса.

Курс на доминирование

Если говорить об отечественном кораблестроении, нельзя не отметить, что и эта отрасль совсем недавно стала жертвой санкционный политики Запада. Как правило, Минобороны требует, чтобы корабль, его ключевое оборудование и спецтехника были произведены в России. Однако всегда бывают исключения – например, в тех случаях, когда зарубежное оборудование имеет значительные технические преимущества, или когда ему нет аналогов в России. 

Таковыми долгое время являлись газовые турбины, которые в советское время производились лишь в одном месте – украинском Николаеве. Долгое время Россия успешно закупала их, однако все изменилось в 2014 году. В итоге нашей стране пришлось решать задачу импортозамещения, и в первую очередь требовалось создание компетенций по разработке и изготовлению газовых корабельных турбин. И пусть решить эту задачу удалось достаточно быстро, она все равно не могла не сказаться на темпах производства.

«Это большой прорыв, если говорить серьезно. Не забывайте, что многие технологии были утеряны нашей страной. Это было связано с разрывом отношений с Киевом – наши корабли лишились украинских газотурбинных установок. Но сейчас это дело выходит на импортозамещение. Я думаю, что, несмотря на все катаклизмы, на коронавирус, на мировой экономический кризис, усилия по возвращению величия нашего Военно-морского флота после провальных 90-х годов, дали свой ощутимый эффект. Наш флот возрождается и в Арктике, и в Балтике, и на Каспии, и на Черном море. И сейчас все усилия направлены на Тихоокеанский флот», – считает Василий Дандыкин.

Мировым державам предрекли зависимость от российского кораблестроения

По его словам, сейчас у российского флота есть все основные корабли, кроме авианосцев (исключение составляет лишь авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов»). Отчасти этот пробел могли восполнить два французских вертолетоносца «Мистраль», заказанных Россией у Парижа еще в 2010 году. Однако спустя 5 лет сделку пришлось расторгнуть, в том числе и из-за санкций. Однако, как считает Василий Дандыкин, ничего катастрофического в этом нет – совсем скоро Россия сможет производить такие корабли самостоятельно.

«У нас есть большой десантный корабль "Иван Грен", на котором сейчас проходят всевозможные испытания. На его базе мы создаем еще несколько кораблей с куда более расширенным функционалом. Уже заложены корабли проекта 23900, который и стал нашим ответом на срыв сделки по "Мистралям". В этом десятилетии они будут окончательно спущены на воду. А потом, кто знает, быть может мы начнем производить их серийно или даже на экспорт», – считает Дандыкин.

По его словам, нужно понимать, что экспортный вариант в кораблестроении серьезно отличается от других отраслей. Как правило, мы поставляем другим государствам средства ПВО, самолеты, стрелковое оружие и так далее. Корабли же традиционно являются штучным продуктом, и в первую очередь они необходимы нашему флоту, который по-прежнему находится на пути к полному восстановлению. Тем не менее даже в таких условиях кораблестроительный экспорт в нашей стране работает.

Мировым державам предрекли зависимость от российского кораблестроения

Например, в 2016 году Россия передала Египту ракетный катер проекта 12421 Р-32. В ВМС Египта катер получил название «Ahmed Fadel». Корабль построен в РФ в 2000 году и предназначался для поставки на экспорт, имеет на вооружении ракетный комплекс «Москит-Э». А в феврале 2015 года Россия заключила с Китаем договор о строительстве четырех десантных кораблей на воздушной подушке проекта 12232 «Зубр». Сумма данного контракта составляла 315 миллионов долларов. В 2016 году также было заключено межправительственное соглашение о строительстве для ВМС Индии четырех фрегатов проекта 11356. Ранее эта страна получила шесть таких фрегатов, построенных в России двумя сериями и переданных ВМС Индии в 2003-2004 и 2012-2013 годах соответственно. И это далеко не весь перечень поставляемых нашей страной кораблей.

«Я бы в первую очередь напомнил о кораблях, поставляемых Вьетнаму и другим странам, являющимся нашими традиционными партнерами еще с советских времен. Сейчас есть определенные проблемы с дизельными подводными лодками, поскольку мы, признаться честно, несколько поотстали с аэробными воздухонезависимыми установками. Но я думаю, что уже в ближайшее время этот момент будет устранен. Также у нас есть сотрудничество с Индией по строительству фрегатов "Тальвар" проекта 11356. Как минимум мы спустим на воду 4 корпуса, а то и больше. То есть здесь тоже наблюдается если не прорывной, то как минимум положительный момент. Не хочется делать громких прогнозов, но сейчас все идет к тому, что уже к концу десятилетия зависеть от нашего кораблестроения будет не одна морская страна мира», – резюмирует Василий Дандыкин.

Ранее «ПолитРоссия» приводила мнение аналитиков американского издания Defense News, рассказавших, как глупость США позволила России доминировать в Арктике.

Автор: Константин Липавский

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх