На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

МОЯ СТРАНА

7 658 подписчиков

Свежие комментарии

  • Лев Добрый
    Ну сколько можно терпеть эту бандеровскую дурь, они наших убивают, а ИХ убивать нельзя!😱👈😜😱🤪Враг снова целена...
  • Лев Добрый
    Надо отвечать бандеровцам таким же образом! Хорошие, наши украинцы, давно у нас в России, а предателей жалеть не надо...Враг снова целена...
  • Лев Добрый
    Делец Трамп сначала создаёт очаги войны, а потом, как бы решает их, при этом просит Нобелевскую премию мира!😱👈😜😱🤪Трамп рассказал, ...

В Ереване осознали вашингтонский капкан?

Объявлено о предстоящем визите в Москву премьер-министра Армении Никола Пашиняна. Формальный повод – участие во Всемирной атомной неделе, которая пройдёт в столице с 26 по 30 сентября.

О фактической стороне вопроса проговорился спикер Национального собрания республики Ален Симонян, считающий, что если бы не было договорённости о встрече с Пашиняном российского президента Владимира Путина, тот бы никуда не собрался. Логично, но возникает вопрос: сразу после вашингтонской встречи Дональда Трампа с Пашиняном и азербайджанским президентом Алиевым, прошедшей 8 августа, это уже третий запланированный контакт на высшем уровне после долгого перерыва.

Так, 11 августа Пашинян позвонил Путину, 31 августа прошла их встреча в Китае, на полях саммита ШОС, того самого, где «обломились» надежды Еревана и Баку на принятие в её ряды (заблокировали соответственно Пакистан и Индия). Почему армянский премьер так засуетился, если мировые СМИ наперебой утверждают, что парафированное в США мирное соглашение, да ещё и накануне Аляски, – свидетельство полного успеха Трампа и его закавказских гостей? Или это не так?

Принимая Пашиняна с Алиевым, Трамп решал три задачи. Выдавливание России из Закавказья с введением в Зангезурский коридор американской ЧВК, выход на границу с Ираном для того, чтобы ему угрожать, и переформатирование регионального транзита. Конкретно: размен маршрута «Север – Юг», ведущего из России через Азербайджан в Иран и далее в Индию, на «Средний коридор», соединяющий Турцию с Азербайджаном через Сюникскую область Армении и далее через Каспий – в Центральную Азию. Всё это вместе взятое, в понимании хозяина Белого дома – подтверждение его заявки на вожделенную Нобелевскую премию мира.

Иначе говоря, новый, горизонтальный транзит вместо вертикального продвигался в ущерб интересам России, Ирана и Индии, в пику китайскому «Поясу и пути», опять-таки в обход Ирана, а также за счёт Армении, ибо коридор через Сюник, который в Азербайджане называют Зангезуром, чреват отторжением области в пользу Баку.

И именно Алиев, причём, в хамской манере напрямую угрожал этим всего два года назад. Напомним:

Зангезур, являющийся древней азербайджанской землёй, теперь будет играть роль соединения тюркского мира. …Создание Зангезурского коридора полностью отвечает нашим национальным, историческим и будущим интересам. Мы исполним задачу по осуществлению Зангезурского коридора, хочет того Армения или нет. Если захочет Армения, это можно решить просто, если не захочет – мы решим это силой. Я говорил до войны и во время войны, что они должны убраться с нашей земли по доброй воле, иначе мы их вышвырнем. Так и произошло. То же самое будет и с Зангезурским коридором.

На что тогда рассчитывал Пашинян? Видимо, на американские гарантии, а также на лояльность Ирана, который, посчитали в Ереване, проглотит «сюрприз» с американским присутствием на своей границе, чтобы не давать повода для новой агрессии Вашингтона и Тель-Авива. Армянский премьер подстраховался проектом «Перекресток мира». Совместить оба маршрута – вертикальный и горизонтальный и, под те самые гарантии США по «коридору имени Трампа», взять всё это под свою юрисдикцию, снимая транзитную ренту. Другая подстраховка Пашиняна – совместная с Алиевым инициатива упразднения Минской группы ОБСЕ по Карабаху, что означало преференции Вашингтону за счёт двух других её сопредседателей – России и Франции.

Однако, гладко было на бумаге, но угодили в овраг. Во-первых, не смолчал Иран. Такая вот полемика возникла:

Томас Баррак - посол США в Турции, спецпред по Закавказью:

Больше статей на сайте:

…Принадлежащий Армении Зангезурский коридор, соединяющий территорию Азербайджана с Нахичеванью, будет передан США в управление на сто лет.

Али Акбар Велаяти - советник рахбара Хаменеи, экс-глава МИД Ирана:

Иран предотвратит создание американского коридора в Кавказском регионе. Такой коридор превратится в площадку для наёмников президента США Трампа…

В таком же ключе в Тегеране высказался ряд генералов КСИР.

Во-вторых, вашингтонскую «идиллию» Пашиняну разрушил Алиев, который, парафировав мирное соглашение, затянул заезженную пластинку про изменение конституции Армении. Суть вопроса: в её нынешней редакции содержится ссылка на документы, связанные с Карабахом; Баку считает это вмешательством во внутренние дела и ставит условием мирного договора отмену этого положения. Но для этого нужно проводить референдум по новой конституции, который Пашинян запланировал только на 2027 год. В 2026 году у него выборы, и он не хочет рисковать совмещением, чтобы не проиграть всё и сразу. Однако мнящего себя «победителем» Алиева эти соображения не интересуют, он требует, как считает, «своё», не обращая внимания на Ереван.

Вместо транзитного хаба в направлении всех четырёх сторон горизонта перед Пашиняном замаячила перспектива регионального военного конфликта на своей территории; ультиматум Алиева – тому подтверждение. Не поможет и Реджеп Эрдоган: Турция несколько лет ведёт с Арменией переговоры по восстановлению дипломатических отношений, выкатывая Еревану неприемлемое условие: мирный договор с Баку, который невозможен без новой конституции – круг замкнулся. И это – на контрасте с совместным заявлением Москвы, Еревана и Баку от ноября 2020 года по итогам второй Карабахской войны, которое отводило контроль транзита российской стороне, исключая появление в регионе «чужих» игроков. Такой «облом» Еревана - результат заигрываний с Западом, а ещё цена заморозки членства в ОДКБ. Вашингтону и Лондону нужен «Срединный коридор», и Армения, которую Трамп совсем не случайно перепутал с Албанией, а чтобы «указать место», рассматривается им, а также Анкарой и Баку как досадное препятствие, путающееся под ногами.

Потому-то, возвратившись из США и обдумав, что к чему, Пашинян и позвонил в Москву. Надо думать, попросил помощи, услышав в ответ подтверждение российских обязательств в рамках упомянутых договорённостей 2020-2022 годов.

Что это означает?

Рано пока говорить о частичном восстановлении наших позиций в Закавказье, но вопрос о выводе 102-й российской военной базы из Гюмри определённо с повестки снят, что подтвердил и спикер Симонян. Алиев в китайском Тяньцзине добивался встречи с российским лидером. Но в отличие от Пашиняна, в этом не преуспел. Угрозы территориальной целостности Армении, полученные от вашингтонского меморандума, отклоняются российско-армянским сближением. Что касается Сюника, то Алиев рановато разинул на него рот. Там пока имеется ограниченное российское присутствие, которое, однако, можно нарастить. Соглашение Пашиняна с Трампом и Алиевым – да, парафировано, но его продвижение заторможено азербайджанскими требованиями, а совместное заявление 2020 года, возлагающее контроль транзита на Россию, действует, и Путин это подтвердил.

И вот здесь мы подходим к главному: насколько соответствует сближение с Ереваном российским национальным интересам? С одной стороны, очень сильно соответствует, обнаруживая, помимо всех геополитических преференций, возвратный эффект бумеранга в важнейшем для Москвы регионе. Сегодня ситуация намного лучше, чем вчера: появились виды на то, чтобы отыграться. С другой стороны, мы очень хорошо знаем натуру Пашиняна, а также систему окружающих его связей, среди которых далеко не последней фигурой является небезызвестный Сорос. Вот лишь краткий перечень событий, которые происходят, несмотря на поворот официального Еревана в российскую сторону. Это и переговоры главы МИД Арарата Мирзояна с постпредами стран НАТО. И визит в армянскую столицу шефа бюро госдепа по делам Европы и Евразии Брендана Хенрехена. И турне по Австрии и Германии секретаря Совбеза Армена Григоряна. И отказ Еревана от участия в составе ОДКБ в учениях «Запад-2025». И резонансное заявление президента Ваагна Хачатуряна, что Армения России – уже не «младший брат»; честно говоря, непонятно, что это - попытка сохранить лицо, оправдание за новый поворот или намёк на его тактический, временный характер? Мы уже привыкли ожидать чего угодно.

Не исключено, что от антироссийской игры Пашинян переключился на двойную, чтобы, сыграв на противоречиях Москвы и Баку, получить российские гарантии от азербайджанского вторжения в Сюник. Поэтому безоглядных и односторонних шагов быть более не должно. Гарантии безопасности стоят встречных гарантий. Каких? В экспертном сообществе называют, например, такие. Полноценный возврат Армении в ОДКБ, через запятую с отказом Еревана от сближения с НАТО и ЕС. Совместное создание хаба в коридоре «Север – Юг», причём, логично поставить вопрос о том, чтобы он располагался, взамен Азербайджана, именно в Сюнике, где заодно следует разместить экономическую зону с участием Армении, России и Ирана. Там целый список сфер потенциального экономического и гуманитарного взаимодействия. Для Баку участие в проектах должно быть обусловлено однозначным отказом от претензий на Сюник. Добавим, что оптимальным, на наш взгляд, выглядит возврат к идее Тегерана при президенте Ибрагиме Раиси о Зангезурском коридоре в обход Сюника, через территорию Ирана, что ставит тюркские коммуникации, которыми бредят Алиев и Эрдоган, в зависимость от персов. Это – региональная система сдержек и противовесов в действии. Ещё целесообразно разблокировать российскую «мягкую силу», что особенно актуально в преддверие выборов-2026 и референдума-2027 по конституции. Военные эксперты предлагают и вариант расширения 102-й базы до уровня регионального миротворческого центра, с подготовкой на ней армянских кадров.

Сухой остаток такой. Защита Армении должна осуществляться с учётом опыта прежнего взаимодействия с руководством республики и с расчётом исключить повторение известного негатива с помощью соответствующей системы взаимных обязательств. Никак иначе.

Автор: Павленко Владимир

Ссылка на первоисточник
наверх