На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

МОЯ СТРАНА

7 246 подписчиков

Неизвестная армия Ирана

Вооруженные силы Ирана — сплошное белое пятно. И, отнюдь, не потому, что ими никто не интересуется (хотя надо признать, интерес не велик среди широкой публики), но и в силу закрытости самой страны.

Вооруженные силы Ирана — сплошное белое пятно. И, отнюдь, не потому, что ими никто не интересуется (хотя надо признать, интерес не велик среди широкой публики), но и в силу закрытости самой страны.

Тем не менее это сильная армия, в полном соответствии со своей великой историей. Если кто вдруг забыл, то армия персов завоевывала огромные пространства ещё тогда, когда не существовало практически ни одно из современных государств.

В этой статье я хочу попробовать собрать основную информацию о состоящих на вооружении иранской авиации самолётах.

Надо заметить, что ещё в первые годы своего создания, иранская авиация имела на вооружении машины разных стран, в числе коих был и Советский Союз (наши Р-5), а также США, Великобритания, Франция и Германия. Правда, постепенно, процент английских и американских машин начинал увеличиваться. Но, думаю, про авиацию времён Второй Мировой я сделаю отдельный материал.

Современная авиация Ирана, от прежнего интернационального характера далеко не ушла. К этому добавилось ещё один интересный фактор. Самостоятельно самолёты в Иране производили ещё до Второй Мировой, было построено по 10 самолётов Tiger Moth и Hawker Audax и 20 Hawker Hind. Все английской разработки.

Сегодня в Иране также строят самолёты, широко используя методы обратной разработки или реверс-инжиниринга. Проще говоря, разбирают образцы иностранной техники и осваивают её в собственном производстве. Почему-то считают, что этим занимаются только в Китае, но для Ирана, который находится долгое время в изоляции — это единственный способ выживания.

А посему, давайте начнём обзор именно с таких машин.

Иранский самолёт — фронтовой истребитель Azarakhsh (آذرخش — «молния») является обратной разработкой самолета Northrop F-5E Tiger II. Появился в 1997 году, но первый серийный самолет показан в году 2007-м. Их количество точно не известно, видимо, 5-6 машин.

Иранский истребитель Azarakhsh

Ещё один самолёт — истребитель-перехватчик Saeqeh (صاعقه — переводят, как «удар грома»), впервые показанный в 2007 году и, видимо, принятый на вооружение чуть позже. Сколько таких самолётов выпущено, точно едва ли кто-то скажет, встречается цифра 5-6 (но есть и 30). Планировалось изначально иметь 24 истребителя. Самолёт этот создан на базе более раннего «Азарахша».

Иранский истребитель Saeqeh.

Самый новый истребитель из этого семейства — Kowsar (کوثر — тоже переводят, как «молния»), впервые показан в 2018 году. Это очень продвинутая версия «Сакеха». Судя по фото, выпущено не менее 6 машин.

Иранский истребитель Kowsar.

То есть у всех этих самолётов «ноги растут» от американского Northrop F-5E Tiger II. Который, как легко догадаться, также состоит на вооружении иранских ВВС.

Самолёты F-5 имеются в количестве около 20 F-5B и около 55 F-5E/F, используются в качестве истребителей-бомбардировщиков. Всего в 60-70-е годы было поставлено в Иран 330 машин: 104 F-5A, 13 RF-5A, 24 F-5B, 171 F-5E и 28 F-5F. Значительная часть была утрачена в ирано-иракской войне, тогда не менее 86 самолётов записали в безвозвратные потери.

Более современных американских истребителей-перехватчиков Grumman F-14 Tomcat на вооружении иранской авиации 43. Всего было поставлено 77 самолётов, сейчас для них в Иране налажено производство запчастей.

Истребитель F-14 иранских ВВС.

Наших МиГ-29 имеется 36, из которых часть имеет иракское происхождение — 4 самолёта перегнали в 1991 году из Ирака во время известных событий. В нашей стране было закуплено 34 одноместных и двухместных истребителя.

Французское самолётостроение в иранских ВВС представлено 10 (или 14) истребителями Dassault Mirage F1. Все они попали в Иран из Ирака в 1991 году.

Mirage F.1 ВВС Ирана

Китайское же самолётостроение представлено 24 истребителями F-7M (歼-7). Которые, впрочем, на самом деле копия наших МиГ-21. Закупались они во время ирано-иракской войны (по разным данным от 36 до 60 самолётов, включая учебные) и состоят на вооружении авиации Корпуса Стражей Исламской Революции. Поскольку едва ли могут использоваться в каком-то ином качестве, кроме как для воздушного прикрытия объектов в тылу.

Штурмовая авиация представлена нашими 10 Су-25, которые вроде бы куплены в России. Правда, в 1991 году из Ирака перегнали 7 Су-25К и 3 учебных Су-25УБК. Но потом 7 боевых самолётов вернули Ираку в 2014 году.

В качестве лёгких штурмовиков также могут использоваться учебно-тренировочные самолёты: иранские Tazarve (25 штук), бразильские Embraer EMB 312 (15 штук), пакистанские MFI-17 (25 штук).

Учебно-боевой самолет Tazarve.

Бомбардировочная авиация состоит из 30 наших фронтовых бомбардировщиков Су-24МК, а числе которых 24 перегнанные из Ирака в 1991 году. У нас было закуплено, как я понял 10 (или 12) самолётов.

Су-24 и МиГ-29 ВВС Ирана.

Также в качестве истребителей-бомбардировщиков используются упомянутые выше F-5 и ещё 64 американских же McDonnell Douglas F-4D/4E Phantom II. Из «Фантома» бомбардировщик не ахти какой, но в каком-либо другом качестве его даже в Иране не могут придумать, как использовать. Всего Ираном было куплено 32 F-4D Phantom, 177 F-4E и 16 RF-4E. 6 разведчиков RF-4E до сих пор состоят на вооружении.

Как вы успели заметить, парк иранской авиации существенно пополнился иракскими самолётами, которых в 1991 году перелетело по разным данным от нескольких десятков самолетов до 138. Публикуется и вот такой список иракских машин: 24 Су-24, 24 «Мираж», 20 Су-22, 7 Су-25, 4 Су-20, 4 МиГ-29, 4 МиГ-25, 7 МиГ-23МЛ, 1 Миг-23УБ, 4 Миг-23ВН.

Однако, иранцы сразу забраковали все МиГ-23, как чрезмерно сложные в эксплуатации и пилотировании. Иракские МиГ-21, слишком сильно отличались от китайских F-7М по вооружению и в строй тоже не стали. Неизвестно, что стало с иракскими МиГ-25П, которые до Ирана тоже долетели.

Упомяну ещё кратко военно-транспортную авиацию. Которая представлена 12 нашими Ил-76 из бывших иракских, 11 украинскими Ан-74, 19 американскими Lockheed C-130 Hercules, 12 китайскими Xian Y-7 и 9 Harbin Y-12, 10 голландскими Fokker F27, 3 французскими Dassault Falcon 50 и 5 иранскими HESA IrAn-140 (копия Ан-140).

В завершении про самый новый самолёт иранской разработки. 2-го февраля 2013 года был презентован перспективный истребитель Qaher-313 (قاهر-۳۱۳) иранского производства. Но про него пока информации крайне мало (последняя на 2017 год), машина проходит испытания и, вроде как, не очень успешно.

Истребитель Qaher-313 иранской разработки.

На этом, пожалуй, закончу. Что касается прочего иранского вооружения, которое умеет летать — вертолёты и беспилотники, то они требует отдельных материалов. Которые постараюсь сделать позже. Так что не забудьте подписаться на мой канал.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх