
Даже прилететь сюда — отдельное приключение. Хоть россиян пускают в Никарагуа без виз, добираться до этого вулканического сердца Центральной Америки приходится ни один день, и минимум с двумя авиапересадками.
Хорошо хоть, официальная делегация, которую я сопровождал как журналист, летела спецбортом — «всего» 20 часов в воздухе от Москвы.Никарагуа - дружественная России страна. Чей нынешний президент Даниэль Ортега - видный деятель сандинистской революции конца семидесятых. После многолетнего перерыва его вновь избрали главой государства в 2007-м, с тех пор страна голосовала за него.
Впрочем, скажу сразу, ежели занесёт вас в никарагуанскую столицу, Манагуа, — гулять тут особо негде. Есть условный центр города, где высится огромный Старый Собор (так и называется), похожий на заброшенный замок из «Гарри Поттера». Он сильно пострадал во время землетрясения 1972 года и с тех пор не действует.
Рядом — дом парламента, единственное высотное здание на всю страну; так-то на строительство наложены серьёзные ограничения из-за всё той же сейсмологии. Затем — главный стадион, на подступах к которому — огромные портреты героев Сандинистской революции 1979 года. Через полкилометра от центра уже начинаются одноэтажные домики.

КРОКОДИЛ ХУАЧО ВЕРНУЛСЯ
В гостинице рискуешь проснуться утром от жуткого визга — смеси звука дрели и плача младенца.
Это крик тропической ящерицы, геккона. Животинка безобидная, хотя поначалу страшно.И кстати о местной фауне. Манагуа раскинулся на живописном озере, у которого - красивый новый парк и набережная имени Сальвадора Альенде.
Местные ленты новостей пестрят заголовками на тему «Хаунчо вернулся!». Кто ж это такой, может, поп-музыкант? Нет, так зовут крокодила, обитающего в озере как раз на побережье у парка.
21 марта этого гада, дабы не сожрал кого часом, поймали и вывезли за сто первый километр. Но уже 27 марта Хуанчо вернулся. Как?!
В другой стране опасную тварь бы просто убили, однако никарагуанцы — люди добрые. Подумывают вывезти Хаунчо ещё раз, только уже подальше. Хотя, наверно, история снова повторится.

ВУЛКАНЫ ЗАКРЫЛИ НА ЛЕТО
Ещё можно махнуть за город, «на вулканы» — дымящиеся горы с лавовыми озёрами — но нынешним летом проезд туда закрыт. Для безопасности: геоактивность в последнее время усилилась…
Никарагуа можно сравнить с нашей Камчаткой. То же Тихоокеанское огненное кольцо с вулканами и землетрясениями. 90% малонаселённой территории — дикая природа с хищными зверями. Даже разница во времени одинакова: Петропавловск-Камчатский — плюс девять часов от Москвы; Манагуа — столько же, но в минус.

Впрочем, здешний туризм, при всём потенциале ещё нужно поднимать и поднимать. Однако смысл сюда ехать — есть: за экономической перспективой. Ведь социалистическая республика внезапно стала главным союзником Москвы в непростом Центральноамериканском регионе. Торговля РФ с Никарагуа каждый год растёт на десятки процентов (хотя в абсолютных цифрах пока остаётся скромной: порядка $200 млн, в тысячу раз меньше, чем, например, с другим нашим коммунистическим другом — Китаем).

БУНКЕР СОМОСЫ
Едем по городу, обращая внимание на автозаправки. Литр бензина — под 130 рублей (на наши деньги), при том, что страна, как я уже говорил, бедная. Но цена на горючее везде одинакова, за чем надзирает правительство. Критики утверждают, будто госрегулирование цен может повлечь дефицит и скрытую инфляцию, однако народ доволен, президента-революционера Даниэля Ортегу уважают.
— Вот там — командный бункер Сомосы, — наш провожатый указывает куда-то на поросшие буйной растительностью холмы.

— О, давай посетим!
— Нельзя, закрытая зона, военный объект. До сих пор!
Фамилия «Сомоса» много скажет родившимся в СССР читателям «КП». С 1936 года в Никарагуа установилась классическая военная диктатура: на «троне» сидел сначала отец, а потом, один за другим, два его сына. Правление была кровавым. В Манагуа до сих пор помнят день 22 января 1967 года, когда правительственные силы расстреляли 200 человек во время оппозиционного митинга.
Противником проамериканских диктаторов был Сандинистский фронт национального освобождения (назван в честь Аугусто Сандино — деятеля антиколониальной борьбы первой трети XX века). Основал его парень по имени Карлос Фонсека в 1959-м — через два года после своего участия в московском Фестивале молодёжи и студентов в качестве делегата от Никарагуа.
В итоге после 20-летней партизанской борьбы, сандинисты таки прогнали Сомосу и торжественным маршем вступили в Манагуа. Карлос Фонсека к тому времени уже умер — ему наследовал Даниэль Ортега.

ОРТЕГА ПРОТИВ ВАШИНГТОНА
О жизни этого политика (в ноябре Ортеге исполнится 79) можно снять сериал, причём на много сезонов, со взлётами и падениями. Например, со своей женой он познакомился там же, в партизанском отряде. А когда теперь уже сандинисты в 1989 году проиграли на выборах — Ортега честно ушёл с поста президента, не став цепляться за кресло.
Ренессанс левых идей в Латинской Америке начался в нулевые. В Боливии пришёл к власти Эво Моралес, в Венесуэле — Николас Мадуро, а в Никарагуа на выборах вновь победил Ортега. Правда, теперь в риторике сандинистов немалое место занимают и традиционные ценности. На никарагуанской монете в одну кордобу отчеканено: «Мы верим в Бога».

И, помня об успехах дружбы времён соцлагеря, Ортега крепит связи с другими игроками «мировой альтернативы» — прежде всего, Россией и Китаем. Или вот новость от февраля сего года: «В знак солидарности с жителями Сектора Газа мэрия Манагуа переименовала одну из улиц в честь Палестины».
Вашингтону, конечно, это не нравится. В 2016-м году сенат США принял специальный «Закон о Никарагуа» (англ. — NICA): больше никаких кредитов и инвестиций Республике, пока там не состоятся «свободные выборы». Как определяется уровень свободы? Если там победил проамериканский кандидат — значит, выборы свободные; а вот если антиамериканский — то несвободные.

БУДУЩАЯ ЭЛИТА
Едем по столице — и вдруг над низкими крышами проносится огромная вывеска: «MECHNIKOV» (по-испански). Это российско-никарагуанский институт биотехнологий. Здесь выпускают уникальные вакцины — например, от гриппа. Тем самым подрывая монополию Запада на высокотехнологичную медицину.
Ещё одно удивительное место в Манагуа — центр повышения квалификации офицеров МВД. Построен и функционирует на российские средства; подобно посольству, является территорией Российской Федерации.
— Здесь наши преподаватели тренируют будущую элиту — сотрудников никарагуанских силовых структур, — рассказывают нам в этом удивительном месте. — За восемь лет существования — центр подготовил две тысячи мужчин и женщин из 12 стран Латинской Америки. Обучаем их бороться с наркомафией и терроризмом.
И, наверное, излишне напоминать, что в Манагуа ещё весной 2014 года признали Крым российским. А сейчас — поддерживают СВО:
— Мы видим огромное количество санкций, которые ввели против России страны НАТО. Тем самым они проявили своё истинное лицо — как бандиты и гангстеры. Это редкостные гангстеры, которые хотят наложить лапу на ресурсы России, Венесуэлы, других независимых стран… — заявил неделю назад на встрече с нашей парламентской делегацией Даниэль Ортега.

Вот так и живёт центр Нового Света накануне грандиозных перемен. Очевидно, что американский орёл слабеет, и кто бы ни победил на выборах в США — они будут решать внутренние проблемы, сократив присутствие в третьих странах. Чем не шанс для России — развернуть военное сотрудничество с Латинской Америкой, так же, как мы уже смогли в Сирии и Африке? Всё в наших руках, была бы воля и энергия.

Автор: Эдвард ЧЕСНОКОВ
Свежие комментарии