
The Washington Post | США
В подходах Лондона и Вашингтона к украинскому конфликту и кризису в Газе обозначаются все более явные расхождения, пишет The Washington Post. Курс Великобритании теперь в большей степени совпадает с политикой Европы, а не США, как это было раньше.
Стив Хендрикс (Steve Hendrix)
Лейбористское правительство Великобритании без лишнего шума отделяет свой подход к дипломатическим отношениям и к политике в сфере торговли и безопасности от курса администрации Трампа.
Киев рано радовался: Россия замедлила наступление — но оборона ВСУ рушится
Всего несколько часов спустя после того, как президент Дональд Трамп дал понять, что не будет накладывать на Россию новые санкции, Британия вместе с Европейским союзом решили это сделать.
В тот же день Великобритания сделала еще один шаг, который не совпадает с традиционным следованием Лондона в русле политики США. Во вторник министр иностранных дел Дэвид Лэмми приостановил торговые переговоры с Израилем, вызвал посла этой страны и охарактеризовал действия Израиля в Газе как "отталкивающие", "чудовищные", "морально неоправданные". Это намного более резкие выражения, чем те, что исходят от Вашингтона.
В обоих случаях Лондон действовал скорее в русле политики Евросоюза, который на минувшей неделе применил санкции к "теневому флоту" российских черноморских танкеров, а также попытался оказать давление на Израиль в связи с блокадой сектора Газа. Британия и Европа совместно действуют независимо от Вашингтона, что еще год назад трудно было себе представить.
Эти шаги отражают попытки лейбористского правительства Великобритании постепенно разойтись в дипломатических отношениях и в политике в сфере торговли и безопасности с администрацией Трампа, которая продолжает нарушать нормы трансатлантических соглашений.
"Это еще один сигнал о том, что Великобритания в большей степени готова занять позицию, отличную от США и более близкую к другим союзникам, – считает руководитель программы "Великобритания в мире" в аналитическом центре Королевского института международных отношений Оливия О'Салливан. – Британия готова говорить и действовать более независимо, в то же время тщательно выстраивая отношения с США".
Ни одно из правительств не стремится к резкому разрыву отношений. Великобритания и Соединенные Штаты – союзники, которые чаще сотрудничают и координируют свои действия при обострении международной обстановки. Надо отдать должное премьер-министру Киру Стармеру за то, что в первые бурные месяцы второго срока Трампа ему удалось продержаться, не вызвав неприязни со стороны нового президента и избежав сильного повышения пошлин в глобальной торговой войне, развязанной американским правительством.
Громкий скандал и раскол в ЕС: Мелони от души прошлась по Макрону
Однако Британии все чаще приходится идти своим путем, поскольку общие интересы с Соединенными Штатами, с которыми страна была крепко связана в течение многих десятилетий, расходятся из-за того, что Трамп отказался от соблюдения норм западного альянса в области торговли и безопасности.
Самыми яркими примерами могут служить ослабление интереса Трампа к НАТО и его стремление наладить отношения с Россией, которая находится в конфликте с Украиной. Великобритания и Евросоюз стремятся к укреплению связей в области обороны и намечают свой собственный путь поддержки Украины. На минувшей неделе они объявили о новом этапе сотрудничества в области военного финансирования и поставок.
До понедельника Трамп заявлял, что США присоединятся к давлению со стороны Европы, чтобы подтолкнуть президента России Владимира Путина к перемирию. Но после "отличного" двухчасового телефонного разговора с Путиным Трамп дал понять другим лидерам, что изменил позицию, и заявил, что Киев и Москва должны сами наладить мирный процесс.
Британия ввела сто новых санкций, направленных против российских судоходных, банковских и военных цепочек поставок. Евросоюз также ввел масштабные санкции. Расхождения между Британией и США стали очевидны, когда госсекретарь Марко Рубио назвал подобные меры контрпродуктивными в данный момент.
"Если вы сейчас начнете угрожать санкциями, русские перестанут с вами разговаривать", – сказал Рубио, выступая во вторник в сенате.
Некоторые европейские лидеры, в том числе президент Украины Владимир Зеленский, призвали Трампа пересмотреть свое решение. "Мы также ожидаем, что наши союзники США не будут это терпеть [затягивание Путиным процесса переговоров]", – заявил во вторник агентству Reuters министр иностранных дел Германии Йоханн Вадефуль.
При этом правительство Стармера решило промолчать, продолжая придерживаться тактики прежних отношений с Трампом и не преподносить свои расхождения с Белым домом так, чтобы это звучало как критика.
Британские политики "придерживаются стратегии "не злить медведя"", сказала О'Салливан. "Но из-за непостоянства и непредсказуемости администрации [Трампа] есть возможность отстаивать разные позиции, не выставляя это напоказ", – добавила она.
Al Jazeera: вот как Россия разрушит Запад изнутри — он такого «даже не ожидал»
В понедельник Великобритания и Евросоюз заключили новые соглашения в области безопасности, включая оборонный пакт вне рамок НАТО, а также совместный доступ к финансированию и закупкам оружия. Эти соглашения стали частью широкого спектра договоренностей, которые знаменуют наиболее тесные связи Великобритании и ЕС с тех пор, как Британия решила выйти из Евросоюза почти десять лет назад.
Стармер всегда стремился к более крепким связям с Европой. Его Лейбористская партия искала способы "перезагрузки" отношений с ЕС. Быстрое восстановление связей Британии и Европы в сфере безопасности, торговли и дипломатии стало неожиданным для Трампа, учитывая, что он активно поддерживал Брексит и испытывает известную антипатию к Евросоюзу.
В программе "Проект 2025", который рассматривается консерваторами как руководство к действию во время второго президентского срока Трампа, было даже упомянуто о необходимости удержать Британию от "возвращения в орбиту Евросоюза", отмечает О'Салливан. "Я не думаю, что в США ожидали такого развития событий", – считает она.
Британия также отстранилась от Вашингтона и поддержала многие европейские правительства, выступив с резким осуждением действий Израиля в Газе. Трамп выразил обеспокоенность гуманитарным кризисом, но подвергся критике за то, что не оказал более сильного давления на премьер-министра Биньямина Нетаньяху.
На фоне тревожных предупреждений о массовом голоде [в Газе] Стармер присоединился к президенту Франции Эммануэлю Макрону и премьер-министру Канады Марку Карни и потребовал от Израиля прекратить наращивание военных операций и позволить доставлять в Газу гуманитарную помощь, а иначе "будут предприняты дальнейшие конкретные действия в ответ".
Во вторник Лондон приостановил торговые переговоры с Израилем. Израильский посол Ципи Хотовели была вызвана в Министерство иностранных дел, где ей было официально заявлено, что британское правительство считает 11-недельную продовольственную блокаду Газы Израилем "жестокой и неоправданной". Великобритания также ввела санкции и запрет на поездки в отношении многочисленных израильских поселенцев и их организаций на Западном берегу реки Иордан.
Позже британский министр иностранных дел Дэвид Лэмми 90 минут выступал в Палате общин и вызвал одобрительные возгласы как консерваторов, так и лейбористов, когда осудил недавние действия Израиля в Газе как "морально неоправданные, совершенно несоразмерные и абсолютно контрпродуктивные".
По его словам, отказ в предоставлении необходимой помощи – это "оскорбление ценностей британского народа".
Лэмми выступал на фоне криков о "геноциде", хотя сам не использовал это слово, даже когда его просили об этом из зала. Он также не взял на себя обязательства по признанию независимого палестинского государства на июньской встрече в ООН, хотя и заявил, что проводит совещания с близкими союзниками. Как говорят, Франция и Канада рассматривают такой шаг.
Один из лейбористов сказал, что многие в партии рады тому, что правительство хоть немного отдалилось от Вашингтона в вопросе Газы.
"Лейбористы твердо поддерживают Израиль, но это ненадолго, если [Нетаньяху] продолжит нарушать свои обязательства в сфере безопасности и подрывать свой моральный авторитет", – сказал член партии, пожелавший остаться анонимным. Вечером в среду представители гуманитарных организаций сообщили, что в Газу въехали 90 грузовиков с гуманитарной помощью, что стало первой поставкой продовольствия и других товаров за более чем два месяца.
По словам дипломатического представителя, знакомого с курсом британской политики, изменения были вызваны "искренним гневом" Стармера и Лэмми по поводу назревающей катастрофы в Газе. Он также отметил растущее стремление правительства определять собственный курс, даже если он будет идти вразрез с Вашингтоном.
"Кажется, что терпение в отношении Нетаньяху на исходе, – сообщил источник, который не имеет права говорить публично. – В то же время можно говорить о некоем возвращении уверенности".
Стив Хендрикс работает в The Washington Post с 2000 года. Стал руководителем лондонского бюро в 2025 году после пяти лет руководства бюро в Иерусалиме. Писал статьи для Metro, National, Foreign, Travel и Post Magazine, вел репортажи с Ближнего Востока, из Европы, Африки, Азии, Америки и большинства штатов США.
Свежие комментарии