На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

МОЯ СТРАНА

7 233 подписчика

Свежие комментарии

  • Александр
    Пенсионерам Силуанов под полный одобрямс очнувшихся от дремы отстегивает по целой неразменной тыще в год. А прохвосты...Бастрыкин обозвал...
  • Alex Zim
    и этот "коллектив" обижается на справедливые слова Бастрыкина!Депутатская троиц...
  • Maxim
    Если не дура, так займись публикацией голосований депов и кто на работу ходит и не спит, кто припухшие - отзыв через ...Бастрыкин обозвал...

"Почему вы читаете нам нотации?" Выговор от Блинкена разозлил Зеленского. Борьба с коррупцией отвлекает Украину от "победы над Россией"

Зеленский недоволен пристальным вниманием Блинкена к коррупции на Украине, пишет WP.

Запад настаивает на том, что борьбу со взяточничеством надо усилить.

В Киеве же убеждены: все и так в порядке, а если приложить больше усилий, это помешает "победе" над Россией.

Дэвид Штерн (David L. Stern)Майкл Бирнбаум (Michael Birnbaum)

Киев. Украинские чиновники утверждают, что борются с коррупцией столь же яростно, как их войска — с “российскими захватчиками” на востоке. Но правительства западных стран, включая США, заявляют, что этого мало, и этот источник напряженности между Киевом и его ближайшими сторонниками постоянно ставит под угрозу дополнительную экономическую и военную помощь.

Почти каждый месяц вереница громких арестов и отставок на Украине пополняется очередным делом. В конце мая Национальное антикоррупционное бюро обвинило бывшего замглавы администрации президента Андрея Смирнова в “незаконном обогащении”, объявив, что тот приобрел недвижимость, транспортные средства и иное имущество на сумму, более чем в десять раз превышающую заявленную зарплату и сбережения.

В апреле президент Владимир Зеленский уволил главу департамента кибербезопасности СБУ Илью Витюка. Несколькими днями ранее местные СМИ сообщили, что жена Витюка купила квартиру более чем за 500 000 долларов в элитном районе Киева.

Украинские чиновники подают эти дела как верный признак согласованных и успешных усилий по борьбе со взяточничеством. Однако все обвиняемые утверждают о своей невиновности, и их дела еще не переданы в суд.

“То, что количество дел удвоилось, отнюдь не означает, что коррупции стало вдвое больше, — считает руководитель специального подразделения по борьбе с коррупцией при генеральной прокуратуре Украины Александр Клименко. — Наоборот, это означает, что мы работаем вдвое эффективнее, чем прежде”.

Западные столицы, однако, в этом не уверены. На карту в украинской борьбе с коррупцией поставлены миллиарды: не только налоговые поступления в казну Киева, но и военная, и экономическая помощь всего Запада.

Хотя прямых обвинений в растрате или присвоении американских денег или оружия не поступало, республиканцы Конгресса мотивировали многомесячную задержку помощи на 61 миллиард долларов, которая позволила российским войскам прорваться вперед на поле боя, как раз озабоченностью коррупцией.

При этом одно из обвинений, будто Зеленский купил на иностранные деньги две шикарные яхты, оказалось ложным, а распространяли его российские источники дезинформации. Однако в посольство США в Киеве были направлены десятки независимых сотрудников Управления генерального инспектора Госдепартамента с широкими надзорными полномочиями и возможностью присутствовать на дипломатических встречах.

Коррупция процветала на Украине десятилетиями. Олигархи контролировали не только ключевые отрасли промышленности, но и парламентские мандаты. Госслужащие, вплоть до судей, покупались и продавались. Однако многие украинские должностные лица уверяют, что страна добилась за последние годы колоссальных успехов, которые не получили должного признания.

Ведомство Клименко — один из многих антикоррупционных органов, созданных после Майдана 2014 года, когда сотни тысяч украинцев вышли на улицы еще и потому, что им надоела безудержная коррупция при президенте Викторе Януковиче.

Другие новые ведомства включают: Национальное антикоррупционное бюро, которое расследует дела о коррупции; Высший антикоррупционный суд; Национальное агентство по предотвращению коррупции, которое вырабатывает антикоррупционную политику; а также специальный отдел по борьбе с коррупцией в Министерстве обороны. Разоблачением коррупции также занимаются и многочисленные общественные группы, и средства массовой информации.

Но официальные лица США, вплоть до госсекретаря Энтони Блинкена, говорят, что этого по-прежнему недостаточно. “Украина предприняла важные шаги, — заявил Блинкен в Киеве в прошлом месяце. — Но предстоит еще сделать немало”.

В своей речи он сказал, что Украине нужны: “сильная и предсказуемая нормативно-правовая среда; открытая и честная конкуренция; прозрачность; верховенство закона; а также эффективные меры по борьбе с коррупцией”.

“Победа на поле боя предотвратит присоединение Украины к России, — добавил Блинкен. — А победа в войне с коррупцией не позволит Украине стать похожей на нее”.

Высокопоставленные чиновники в Киеве, в том числе министр иностранных дел Дмитрий Кулеба, возмутились полученным выговором. “Есть некое представление об уровне коррупции и есть факты об уровне коррупции”, — возразил Кулеба на пресс-конференции с Блинкеном.

Встреча Зеленского и Блинкена выдалась напряженной: украинский лидер выразил США признательность за военную помощь, однако оказался разочарован повышенным вниманием Блинкена к коррупции, сообщили осведомленные источники на условиях анонимности в силу деликатности темы.

Многие в лагере Зеленского в частном порядке признают, что коррупция остается проблемой, однако полагают, что борьба с нею отвлекает от главной цели: победы над Россией.

Высокопоставленные украинские чиновники жалуются, что американцы и европейцы нередко используют стереотип о коррумпированности Украины как предлог задерживать жизненно необходимую помощь или даже противодействовать ей. По их словам, это не только избитое клише, но и свидетельство лицемерия со стороны столиц, у которых есть свои проблемы со взяточничеством.

“Это в высшей степени несправедливо, — заявила в прошлом году вице-премьер-министр Ольга Стефанишина, которая курирует заявку Украину на членство в ЕС. — Всегда хочется ответить: “Почему вы читаете нам нотации? Мы же видим, что вашего собственного премьера признали виновным в коррупции”.

Стефанишина подчеркнула, что не имела в виду никакой конкретной страны, однако последние два года выдались богатыми на примеры. С обвинениями в коррупции столкнулись лидеры Португалии и Испании, а также чиновники Европейского парламента.

После того как западные чиновники призвали Киев ужесточить правила лоббирования, Стефанишина напомнила том, как в прошлом году вскрылось, что Герт Ян Купман, высокопоставленный чиновник, отвечающий за расширение ЕС, с 2009 года владеет роскошным отелем на Бали (Индонезия), однако раскрывать его по действующим правилам ЕС не обязан.

Менеджер антикоррупционной сети Международной организации экономического сотрудничества и развития Ольга Савран заявила, что самые громкие критики распространяют “политизированную дезинформацию”, а в действительности дела Украины отнюдь не безнадежны.

“Стакан наполовину полон, а наполовину пуст — но удалось достичь большого прогресса”, — сказала Савран. При этом нечистоплотность остается серьезной проблемой в “структуре власти”, которая по-прежнему основана “на олигархическом контроле и коррупции в высших эшелонах”, откуда та впоследствии распространяется на другие уровни.

Украинцы отмечают, что стремятся соблюдать верховенство закона и соответствовать стандартам, необходимым для вступления в Европейский союз, тогда как Россия, где процветает коррупция, скатывается все глубже в тоталитарную диктатуру.

Однако пропускать жалобы Запада мимо ушей украинцы себе позволить не могут, даже если считают их несправедливыми.

При этом даже самые громкие дела о коррупции оставили неоднозначное впечатление. Председатель Верховного суда Князев посетил Вашингтон всего за несколько недель до ареста по обвинению во взяточничестве в мае 2023 года и до этого момента считался образцом порядочности.

Он произвел благоприятное впечатление на многих высокопоставленных чиновников США, включая сенатора Джеймса Риша (Айдахо), верховного республиканца в комитете по международным отношениям.

“Я сказал им с глазу на глаз: если хотите от нас избавиться, достаточно, чтобы гидра коррупции снова подняла свою уродливую голову. После этого считайте, что нас вы потеряли — и, кстати, не только нас, — сказал Риш. — Так что это они понимают”.

Чиновники говорят, что самые громкие требования искоренить коррупцию исходят не от Запада, а от самих украинцев. Общественное возмущение фальсификациями на выборах и коррупцией в правительстве спровоцировало целых две революции, а в 2019 году аналогичный гнев проторил дорогу к власти Зеленскому, который обещал искоренить коррупцию.

Такая риторика может по душе украинским избирателям (да и западным чиновникам), но чревата нереалистичными ожиданиями, говорят эксперты.

Краеугольный камень этих усилий — судебная реформа, говорит глава Центра антикоррупционных действий Дарья Каленюк. Ее ведомство — один из главных органов страны в этой области.

“Если коррумпированы судьи, общество бесправно и может легко шатнуться в сторону автократии”, — сказала Каленюк.

Многие считают, что предотвратить победу России на поле боя гораздо важнее.

“Даже на фоне конфликта наши журналисты расследуют дела о коррупции, — сказал бывший глава Transparency International на Украине, а ныне депутат от оппозиции Ярослав Юрчишин. — А в России или Белоруссии такое есть?”

Стефанишина отметила “мощную тенденцию” (которой немало способствует российская пропаганда) считать Украину своего рода “несостоявшимся государством”.

“Что бы мы ни делали, это не будет считаться настоящим успехом”, — посетовала Стефанишина. Но, учитывая поступающие в Киев миллиарды помощи, она понимает, что Украине нужно быть “святее папы римского”.

Оригинал статьи

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх