На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

МОЯ СТРАНА

7 658 подписчиков

Свежие комментарии

  • Лев Добрый
    Трамп, кто бы не был, но ОН принимает решение, а кто мешает принять ответное решение (если миротворец решит) президен...Зюганов: Иезуит Т...
  • Лев Добрый
    Фамилия соответствует деяниям этого мерзавца - ОГРЫЗКО!😜👈👍🤪«Нам нужно 200 То...
  • Виктор Луговой
    Он то ли сам дурак, то ли нас за дураков держит. Какая нам, хрен, типа, разница, воюет Запад на Четырестачетырке конт...Британский спецна...

«Отжимать больше нечего». НАТО 30 лет расширялось на восток — и обломало зубы о Россию. Что дальше?

30 лет назад НАТО приняло документ, посвящённый экспансии блока на восток.

Так называемая концепция расширения альянса стала отправной точкой к развитию кризиса безопасности в Европе. Несмотря на договорённости с Москвой, блок планомерно продвигался к западным рубежам РФ и создал прямую угрозу её стратегической безопасности.

Впрочем, после начала специальной военной операции России на Украине НАТО столкнулось с негативными последствиями своей политики. RT обсудил с экспертами текущее положение дел в альянсе, а также возможные сценарии дальнейшего развития военного объединения.

20 сентября 1995 года совет НАТО принял так называемую концепцию расширения блока. Она положила начало экспансии трансатлантического альянса к границам России. При этом в документе не были обозначены сроки расширения, однако сам процесс подробно описывался.

Так, отмечалось, что будущие члены альянса должны привести вооружение в соответствие с натовским стандартом, а также обеспечить возможность размещения на своей территории ядерного оружия и — по желанию — войск НАТО. В блоке особо подчёркивали, что такой регламент доброволен и в целом не угрожает безопасности России.

Вместе с тем, несмотря на договорённости с Москвой, с момента распада Советского Союза блок расширялся шесть раз. Впервые это произошло в 1999 году, когда в альянс вступили Польша, Венгрия и Чехия. В дальнейшем членами НАТО стали ещё 12 государств, а последнее расширение произошло в 2024-м, когда к альянсу присоединилась Швеция.

Не оставили выбора

Россия неоднократно выступала против расширения блока на восток, подчёркивая, что такая политика подрывает региональную безопасность.

Тем не менее в январе 2022 года Вашингтон отказался предоставить Москве юридические гарантии безопасности. Речь шла об отказе от дальнейшего расширения НАТО и размещения ударных систем у границ РФ, а также о возврате инфраструктуры блока в Европе к состоянию 1997 года. Кроме того, в НАТО отказали России в праве вето на вступление Украины в альянс, что было критически важным для Москвы.

На этом фоне России ничего не оставалось, кроме как обеспечить стратегическую безопасность своими силами и 24 февраля 2022 года начать специальную военную операцию на территории Украины.

Однако вскоре конфликт превратился в прокси-войну Запада против России, на что неоднократно указывали в Москве. Желание нанести РФ стратегическое поражение руками украинцев привело к существенному росту расходов стран НАТО на военные нужды и снижению уровня жизни населения Европы.

Кроме того, после возвращения Трампа в Белый дом в альянсе обострились противоречия относительно финансирования. Ведь, согласно новому требованию, к 2035 году участники альянса обязаны будут тратить 5% ВВП на оборону.

Помимо прочего, Соединённые Штаты начали последовательно снижать свою роль в управлении и финансировании альянса, вынудив европейцев разработать собственный план перевооружения с бюджетом €800 млрд.

«Столкновение с реальностью»

RT обсудил с экспертами итоги 30-летней экспансионистской политики НАТО, а также будущее военного блока.

— В каком состоянии находится НАТО сейчас и почему между участниками накопилось столько разногласий?

Генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин:

— Расширение НАТО увеличило количество участников. Соответственно, конфликт интересов наблюдается на разных направлениях. В частности, по вопросу увеличения военных расходов, коррупции и размыванию финансовых потоков в пользу экономик стран-членов. При достаточно формальной сбалансированности блока всё больше очевидно, что дружба дружбой, а табачок-то врозь.

Политолог Денис Батурин:

— НАТО находится в достаточно сложном положении. Пока они не получали отпора, они расширялись. Апофеозом этой политики стал украинский кризис. И мы наблюдаем сейчас готовность стран НАТО милитаризоваться. Это не реальная необходимость, а политика глобалистских элит этих стран. При этом есть ряд государств, не желающих войны с Россией. Вот в этом и заключается одно из основных противоречий.

Профессор МГУ имени М.В. Ломоносова Андрей Манойло:

— Разногласия всегда появляются, если участников много и они разновесные. В НАТО, кстати, до сих пор не могут понять, зачем они существуют. Само расширение альянса было придумано во многом для того, чтобы затмить и отодвинуть на второй план реальные кризисные явления. Расширение создало определённую эйфорию, которая действует как анестезия на умы тех, кто задаётся вопросом о кризисе.

«Убыточный проект»

— Как приход Трампа повлиял на функционирование альянса? Почему США всё меньше заинтересованы в этой структуре?

Алексей Мухин:

— Трамп — известный скептик НАТО. Поэтому остальные члены альянса пытаются его пересидеть, перетерпеть эту «трамповскую угрозу». Они рассчитывают выстраивать отношения с новым президентом США, кем бы он ни был.

Денис Батурин:

— Трамп не считает, что прямое участие США в конфликте необходимо. Если Европа хочет воевать — пожалуйста. Если Европе нужно оружие — пожалуйста, покупайте его у США. Если Европа хочет провести милитаризацию — пусть тратит тогда свои деньги. США устали их содержать.

Андрей Манойло:

— Для Трампа, как для бизнесмена, самое главное — это деньги. И любой проект для него интересен исключительно в разрезе финансовой выгоды. НАТО — убыточный проект. Поэтому Трамп к нему так негативно относится. Если бы он на НАТО мог зарабатывать, то отношение было бы совершенно другим.

— Насколько выполним так называемый план перевооружения Европы и к чему может привести эта инициатива?

Алексей Мухин:

— Этот план подразумевает отъём средств у рядовых европейцев. Это будут и повышение налогов, и евробонды, и так далее. То есть будет задействовано огромное количество финансовых инструментов. Если честно, я не знаю, насколько хватит терпения у Европы, поскольку её грабят практически на ходу.

Денис Батурин:

— Для того чтобы милитаризация была драйвером экономики, необходима война. А если война не случится? В таком случае они рискуют столкнуться с ещё большими проблемами, когда потратят все эти деньги, а реального применения этой милитаризации не произойдёт.

Андрей Манойло:

— План, я думаю, выполним, но Европа на него потратит те ресурсы, которые она могла бы пустить на социальные программы или на развитие собственной экономики. В итоге в плюсе останутся только американские оружейные компании.

Сомнительные перспективы

— Как бы вы охарактеризовали итоги военной экспансии НАТО к нашим границам? Какое будущее ждёт альянс?

Алексей Мухин:

— Во-первых, НАТО неимоверно расширилось и поэтому рискует «порваться». Будущее альянса очень туманное.

Денис Батурин:

— К прямому противостоянию ни технологически, ни экономически НАТО оказалось не готово. Вот главный итог. Если Россия достигнет целей СВО, это приведёт к провалу их милитаристской политики и ещё большему недовольству граждан. А ведь впереди очередной избирательный цикл, и правительства таких стран, как Германия и Франция, первыми попадут под раздачу.

Андрей Манойло:

— НАТО — огромная структура без чётких целей и задач. Их экспансионизм впечатляет, но что им делать дальше, они не понимают: отжимать-то больше нечего.

Евгений Семибратов, замдиректора Института стратегических исследований и прогнозов РУДН, лектор общества «Знание»:

— Напомню, что военный экспансионизм привёл к началу СВО и дальнейшему углублению кризиса. Сейчас у НАТО есть два пути: первый — постепенно уйти с политической арены, передав свои функции Европейскому союзу. Второй — стать инструментом американской внешней политики и готовиться к прямому конфликту с Россией. Но мы видим, что в Вашингтоне всё-таки понимают возможные издержки обоих вариантов и сильно колеблются в принятии решений.

Ссылка на первоисточник
наверх