Да что происходит в этих Соединенных Штатах? Полное впечатление, что там предохранители в головах пачками горят.
На протяжении недели все дружно обмусоливали известие о том, что российский нижегородский завод «Сокол» передал ВКС партию капитально отремонтированных и модернизированных МиГ-31БМ.
Звучали довольно спорные заявления относительно устарелости, старости перехватчика, о том, что для него нет целей (это вот было особенно смешно, потому что для МиГ-31 корм все, что летает) и так далее.
А в то время у самих?
А сами американцы тащат обратно из места, именуемого «Костяные дворы» (оно же база хранения Дэвис-Монтан, что в Тусоне, штат Аризона) бомбардировщики B-1B Lancer, которые были туда помещены «на долгосрочное хранение».
Вообще все знают, что означает этот термин. И куда могут отправиться самолеты с этого «хранения». Но так под жарким солнцем Аризоны они спокойненько стоят в пустыне на песочке и даже почти не ржавеют. Пустыня все-таки…
Так вот, известный американский авиационный фотограф Кайден Смит недавно сфотографировал B-1B с собственным именем «Rage», с серийным номером 86-0115, летящий над авиабазой Дэвис-Монтан. Ну и в довершение к этому интереснейшему моменту Смит выяснил, что там, в «Костяных дворах» на сегодняшний день осталось только два самолета В-1В, пригодных к оперативному восстановлению.
Получается, что несмотря на то, что В-1В вроде бы уже окончательно и бесповоротно списан не то что со счетов – с аэродромов, ан, нет, жив, курилка, и отправленные на свалку самолеты по совершенно необъяснимым причинам оттуда извлекаются и восстановливаются в летном состоянии.
Вообще в феврале 2021 года ВВС США объявили о выводе из эксплуатации 17 B-1В, оставив в эксплуатации 45 самолетов. Четыре из них будут храниться в состоянии, позволяющем при необходимости вернуться в строй, что, собственно, и произошло.
Из 13 оставшихся еще четыре были розданы по разным учреждениям типа Национального института авиационных исследований (NIAR) для различных исследований. Осталось девять, судьба которых тоже не совсем понятна.
Особенно если учесть, что до 2036 года, когда служба В-1В в ВВС США прекратится, еще весьма далеко.
А что, крепкий самолет получился! Три года на свалке «Костяных дворов» - это вам не шутка! И после такого «отпуска» «Лансер» полетел, как ни в чем не бывало. Это вообще говорит о многом, в первую очередь о том, что в те годы и в США умели строить «долгоиграющие» самолеты.
Не удержусь от колкости, но с каким бы удовольствием посмотрел бы на попытку завести F-22 после пары лет такого «хранения». Думаю, положительные эмоции зашкаливали бы.
В общем, эксперимент показал, что В-1В восстановить после свалки можно. И здесь стоит ответить на вопрос «А зачем?».
Начнем с того, что данный самолет был одним из четырех B-1B, помещенных в так называемое хранилище типа 2000 (восстанавливаемое). То есть, практически это резерв. По сути, самолеты даже обслуживаются таким образом, чтобы облегчить и ускорить их возвращение в строй в случае возникновения необходимости из-за любых потенциальных будущих боевых потерь или несчастных случаев.
Тип 2000 на голову выше типа 1000 («ненарушенное хранение»), который запрещает вывозить любую часть самолета, отделив ее. При хранении по типу 1000 самолеты тоже можно реанимировать, но на это реально уйдут месяцы. Ну и результат не будет столь боеготов, как самолет из типа 2000. Но – вероятность существует.
Есть понимание того, что В-1В «Rage» был выдернут с хранения и восстановлен для того, чтобы заменить другой самолет того же типа, который разбился на авиабазе Элсуорт, штат Южная Дакота, в январе этого года.
Вот тут поневоле задумаешься над тем, в каком реально состоянии пребывают американские ВВС, особенно в плане стратегической авиации.
А надо тянуть. В-21 не завтра появится, тем более, в количествах сопоставимых.
Потому, несмотря на сокращение парка В-1В, его на покой не отпускают и делают все возможное, чтобы эти самолеты продолжали оставаться в строю. Это, конечно, похвально, но интересно было бы узнать ощущения летчиков, которые садятся за штурвалы самолетов, несколько лет простоявших на базе хранения.
Более того, набор задач B-1B также сместился к нанесению ударов на дальние расстояния. До этого самолет рассматривался как средство непосредственной авиационной ударной поддержки операций в том числе и по борьбе с повстанцами во время глобальной войны с террором. Теперь акценты смещаются в сторону «настоящей» войны с длительными полетами (естественно, над Тихим океаном). Это будет выглядеть как чрезвычайно длительные вылеты, которые могут длиться почти 40 часов. То есть, В-1В должен будет взвалить на свои крылья задачи, которые ВВС рассчитывает провести со своим новым B-21.
Но, по сути, В-1В весьма и весьма пригоден именно для такой войны: скорость, дальность и грузоподъемность – три важные компоненты успеха. Плюс никто не станет сбрасывать со счетов возможность оперировать гиперзвуковыми ракетами, если таковые все-таки появятся на вооружении ВВС США.
Но и сегодня способность B-1B загрузиться большим количеством малозаметных крылатых ракет и нести их на большие расстояния уже чрезвычайно актуальна для потенциальной войны в Тихом океане против Китая. Ну а способность использовать противокорабельные ракеты большой дальности (LRASM) делает B-1B актуальным бойцом с флотскими соединениями противника. Причем, с больших расстояний.
Имея это в виду, флот B-1В, включая тот самый Rage, по-прежнему будет использоваться с пользой, пока в конечном итоге ему не грозит окончательное списание, а оно ему не сильно грозит. Повторюсь, армады В-21 – это там, в будущем, а указание Конгресса про 45 бомбардировщиков никто так и не отменить.
Однако американцам есть о чем задуматься: два из четырех резервных самолетов уже восстановлены обратно в относительно небольшой флот.
Впрочем, если покопаться на мусорке, там можно добыть еще. «Костяные дворы» - там много чего есть, на любой вкус и достаток.
Свежие комментарии