
В июне 2024 года нижегородский авиазавод «Сокол» передал военным первую в этом году партию модернизированных истребителей-перехватчиков МиГ-31, модернизированных до уровня МиГ-31БМ.
В западной прессе сразу стали выходить статейки на тему так ли хорош самолет. Несмотря намеки на возраст и что «двигатель может сломаться», эксперты, путаясь в технических характеристиках, все же признавали опасность этой машины.

Немного истории
МиГ-31 задумывался как перехватчик крылатых ракет США, которые в 70-х годах начали появляться массово и с этим надо было что-то делать. Ту-128, перехватчик, состоявший на вооружении, худо-бедно мог справляться с этими задачами, но нужен был более совершенный перехватчик.

Нужен был быстрый самолет с мощной РЛС и хорошим вооружением, ведь Ту-128 работал в связке с наземными ПВО, и действуя в районах, где с радарами было плохо (или их не было вообще), самолет «слеп».

Чтобы не изобретать велосипед, за базу взяли прекрасный самолет МиГ-25, и, несмотря на внешнюю схожесть, МиГ-31 — это совершенно новая машина. Экипаж 2 человека, новые двигатели Д-30Ф, многие отличия в конструкции и РЛС СБИ-16 «Заслон» с фазированной антенной решеткой – такого мир еще не видел.
Двигатели развивали 6 800 кгс тяги и 15 500 на форсаже, разгоняя самолет до 3000 км/ч (2,7 Маха). Основа двигателя – гражданский двигатель Д-30 от Ту-134. Высотный потолок самолета – до 30 км.
РЛС «Заслон» был способен обнаруживать цели типа «бомбардировщик» на дистанции 200 км в переднюю полусферу. По целям выпускались ракеты с полуактивным ГСН с радиолокационным наведением, цели выбирались бортовым вычислителем «Аргон-К». Также самолет был оборудован теплопеленгатором, который, совместно с РЛС, передавал целеуказания ракетам с ИК ГСН.

Помимо этого, МиГ-31 обзавелся автоматизированной системами передачи данных РК-РДЛН и АПД-518, что позволяло передавать информацию по обнаруженным целям другим самолетам и наземным ПВО.
Вооружение
Уникальные возможности радара потребовали от конструкторов и соответствующего вооружения. Ими стали новые ракеты Р-33, способные поражать цели на дальности до 120 км. Таких ракет МиГ-31 мог нести 4 штуки.
Но и это еще не все, МиГ-31 вооружили шестиствольной пушкой ГШ-6-23, калибра 23 мм и 260 снарядов к ней.
Экипаж
Поскольку навигационная система и вооружение требовали много внимания, а ведь еще надо пилотировать самолет (надо сказать, непростой в управлении самолет), у МиГ-31 появился второй член экипажа – штурман-оператор, который и управлял всеми системами самолета.
МиГ-31 был принят на вооружение в 1981 году. Первая модернизация случилась в конце 80-х, самолет был оборудован комплектом оборудования для дозаправки в воздухе, кроме того, пришлось модернизировать систему вооружения, РЛС и другие электронные комплексы – тому поспособствовало предательство инженера Адольфа Толкачева, передавшему ЦРУ секретные документы по МиГ-25 и МиГ-31.

МиГ-31БМ
Это модернизация 1998 года, первый полет – 1999 год. По боевой эффективности МиГ-31БМ существенно отличается от МиГ-31, по утверждению специалистов – в 2,5 раза.
Модернизированная РЛС «Заслон-М», позволяющая обнаруживать воздушные цели на дистанции до 320 км, поражать цели на расстоянии 280 км. Могут быть обнаружены до 24 целей одновременно, по 8 из них выпущены ракеты Р-33С.
Боевая нагрузка увеличилась с 3000 кг (у МиГ-31) до 9000 кг. Заметно увеличилось разнообразие ракетно-бомбового вооружения:
- 1. Противорадиолокационные ракеты Х-31П, Х-25МП и Х-25МПУ, до 6 штук;
- 2. Противокорабельные ракеты УР Х-31 А, до 6 штук;
- 3. Ракеты «воздух-поверхность» Х-29Т, Х-59 и Х-59М. МиГ-31К – ракета «Кинжал»;
- 4. Ракеты «воздух-воздух» большой дальности: Р-33, Р-33С, Р-37; средней дальности: Р-40, Р-40РД, Р-77; малой дальности: Р-60, Р-73, Р-74М;
- 5. 6 корректируемых авиабомб КАБ-1500 или 8 КАБ-500.
Модернизации подверглись все радиоэлектронные системы самолета, теперь в кабинах пилота и штурмана появились многофункциональные жидкокристаллические дисплеи, у пилота имеется перископ и зеркала заднего вида за наблюдением задней полусферы.
2 двигателя Д30Ф-6М развивают скорость до 3000 км/ч (2,83М) на высоте и 1500 км/ч у земли.
Заключение
Таким образом, МиГ-31БМ – это грозный и эффективный истребитель-перехватчик, который еще послужит не один десяток лет, гоняя в воздухе все без исключения самолеты противника. Также самолет может работать как бомбардировщик, как самолет-разведчик. То есть, это реально многофункциональный самолет.
Свежие комментарии