На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

МОЯ СТРАНА

7 455 подписчиков

Свежие комментарии

  • Россиянин
    Нашим не стоит сдавать позиции так легко. Пусть помучаются.Финляндия пошла н...
  • Людмила
    Шар земной, Вселенная, Крутится волчок, Солнышко нетленное Озарит восток… Заиграют золотом Храмов купола… Серп, скре...Рекордный прорыв ...
  • Галина Друзина
    Да, Шойгу надо бы потрясти.После завершения ...

"Отказаться от свобод". Залужный сделал первое заявление на посту посла в Британии. Чем он пугал Запад?

Из-за опасности новых войн Запад должен отказаться от ряда прав и свобод, заявил экс-главком ВСУ, а ныне посол Украины в Британии Валерий Залужный во время выступления в Королевском объединенном институте оборонных исследований.

Современные конфликты требуют усилий всего общества, подчеркнул он.

Опыт нашей борьбы будет полезен всем, кто ищет путь к миру. А путь этот может проходить через войну.

"Si vis pacem, para bellum" (Хочешь мира, готовься к войне – прим. ИноСМИ) — эти слова приписывают древнеримскому историку Корнелию Непоту. Но к сожалению, они идеально подходят даже для сегодняшнего демократического общества, общества XXI века. Если хочешь мира, готовься к войне. Да, это абсолютно верно. Это подтверждаю и я, кому пришлось оказаться в роли главнокомандующего вооруженными силами Украины, и весь украинский народ, который хорошо и мучительно это усвоил.

Когда я родился, с момента окончания самой жестокой и кровавой в истории человечества войны минуло двадцать восемь лет. Когда я родился, бомбы уже не падали на города и села, а танки не давили своими гусеницами землю и все, что на ней стоит. Не было пронзительных звуков сирен воздушной тревоги и автоматных очередей.

Но сегодня я молюсь сам и прошу помолиться всех вас и попросить Бога о том, чтобы наши внуки никогда не увидели то, что видели наши деды, что видели мы и, к несчастью, наши дети. Ради этого даже на минуту нельзя прекращать борьбу за право жить. Зло рядом, и оно пришло убивать.

Несмотря на то, что самое ценное богатство человечества на планете Земля — это возможность жить, почти вся его история связана с войнами. Вернее, с убийством людей. Эти войны, а точнее убийства, со временем стали беспрецедентными по масштабам событий и числу жертв, и приобрели статус мировых войн. Только в прошлом веке таких конфликтов было два — Первая и Вторая мировые войны, которые разделяет всего двадцать с небольшим лет и которые лишили жизни почти 60 миллионов человек. Готово ли человечество в плане страданий спокойно смириться со следующей войной — третьей мировой? В определенной мере это зависит от нас, профессиональных военных, которые знают о войне почти все. В конце концов, войны ведут профессиональные военные, и они знают их истинную цену. Цену поражений и побед.

Обращаясь к событиям 2022-2024 годов в длящемся десять лет вооруженном конфликте между Россией и Украиной, мы должны честно сказать человечеству о том, что происходит и к чему оно должно готовиться. Свободные демократические нации и их правительства должны пробудиться и задуматься о том, как защитить своих граждан и свои государства.

Мы готовы поделиться всеми своими знаниями, опытом и мыслями с теми, кто не оставил Украину в трудное время, кто стремится к миру и спокойствию для своих народов.

Так чему же этот конфликт научил нас, украинцев, особенно его полномасштабная составляющая, которая вихрем ворвалась в наши жизни 24 февраля 2022 года?

Прежде всего, войн надо избегать! Но если она пришла, к ней надо быть готовым. Готовностью к войне следует считать огромный набор мер, которые относятся не только к чисто военным аспектам, но и ко всем сферам деятельности государства.

Пожалуй, самая трудная и самая важная составляющая — это готовность общества, в основе которой лежит честное и прозрачное общение и взаимодействие между государством и народом. Ради собственного выживания общество должно согласиться на временный отказ от ряда свобод.

К сожалению, современные войны — это тотальные войны. Они требуют усилий не только от армии, но и от общества в целом. Политики могут и должны мобилизовывать общество. В этих целях всесторонне задействуются военные и прочие государственные ресурсы. К таким ресурсам относятся экономика, финансы, население и союзники. Конечно, подобные действия отражаются на политических процессах в государстве.

Таким образом, готовность к войне будет определяться не только готовностью армии отразить агрессию, но и готовностью общества противостоять врагу.

Во-вторых, войну ни в коем случае нельзя рассматривать как часть внутриполитического процесса. Война — это максимальная концентрация сил с целью выживания. И только для этого!

"Война — это продолжение политики другими средствами", — сказал прусский генерал Карл фон Клаузевиц. Поэтому кажется странным, когда в глобальном масштабе вооруженный конфликт на Украине, напротив, оказывает влияние на внутреннюю политику в других странах, чем в итоге пользуется враг в своих собственных целях. Я убежден, что война за свободу в одной стране должна стать политикой выживания демократии в других свободных странах.

Война — это наука. Наука со своими собственными законами и правилами, которые необходимо знать и изучать. Использование войны в собственных целях или попытки повлиять на ее ход в своих интересах — это преступление, ведущее к огромным потерям.

Демократической армии, армии свободного общества всегда трудно сражаться с армией феодала. Враг считает демократию нашей величайшей слабостью и упорно пытается этим воспользоваться. Фальшивки, ложь, обесценивание национальных интересов, неверие в руководство — это далеко не полный список инструментов, которые русские используют более десяти лет. Но демократические общества так и не нашли пока методы противодействия им.

Еще в V веке до нашей веры известный китайский мыслитель Сунь-цзы изложил основополагающие принципы войны, которые сохраняют свою актуальность по сей день и будут актуальны до тех пор, пока люди ведут войны. Однако это всего лишь базовые принципы, требующие наполнения оружием, формами и методами его применения, армиями с их структурой. Именно в такой последовательности меняется характер войны.

Тщательно проанализировав наш опыт, подкрепленный цифрами и фактами, я сознаю, что нам предстоит не только огромная работа. Самое главное — мы стоим на пороге трудного выбора. Для нас, украинцев, это не просто изыскание на тему Закона вызова и ответа, изложенного британским историком Арнольдом Джозефом Тойнби. Угрозу представляет не просто само существование России. Сегодня мы уже имеем полномасштабный и кровопролитный конфликт, который подвел нас к новому вызову — физическому выживанию.

Выживание нации определяется ее выбором. Как ответить на этот вызов? Как выжить в неоднозначном и противоречивом окружающем мире? Нам предстоит осознать, что ответ на вопрос, выживем ли мы сами и будет ли будущее у наших детей от зависит нас, украинцев.

Вне всяких сомнений, сегодня история дала украинскому народу новый шанс. Холодной ночью 24 февраля 2022 года, когда весь мир жил мирной жизнью и нежился в теплых постелях, украинцы напомнили сами себе, чья кровь течет в их жилах, и вступили в ожесточенную битву с вековечным врагом. Жизнями простых украинцев мы отвоевали себе шанс. Шанс не просто продолжить исконную борьбу, а победить. Это дорого нам обошлось — лучшие наши сыновья и дочери пожертвовали собой. Но оказалось, что это только начало.

Очень скоро мы поняли, что выдержать удар и дать врагу достойный отпор — это лишь начало еще более сложного этапа противостояния, который заключается в поиске своего особого пути к победе. Поиск этого особого пути привел нас к осознанию уже наметившихся контуров революционных преобразований — прежде всего в военной сфере. Как ни странно, хотя по-своему и вполне логично, не исключено, что именно эти перемены, задуманные на полях сражений российско-украинского конфликта, определят облик войн и военного искусства в XXI веке. А самое главное — они заложат основу всей будущей глобальной системы безопасности. До недавнего времени можно было с уверенностью рассуждать о том, что беспилотные системы — основная причина изменения стратегий, форм и методов их применения. Но уже сегодня в концепцию новой стратегии ведения войны наверняка необходимо ввести более широкое понятие — технологии как таковые.

Конфликт, с которым мы столкнулись в 2014 году, совершенно не похож на тот, что ворвался в нашу жизнь 24 февраля 2022 года. Он опирался на концепции 2014 года, но все же был иным и быстро истощил наши силы к маю 2022 года. Именно интенсивность боевых действий вынудила нас восстановить прежний уровень начала 2022 года, а необходимость выжить на поле боя привела нас к новому конфликту, с которым мы столкнулись летом 2023 года. На какое-то время стороны остановились в поисках новых вооружений, и было бы целесообразно искать новые формы применения новейших технологий. Разработка новых способов их применения логическим образом повлекла бы за собой изменения в структуре частей, подразделений и вооруженных сил как таковых.

Такое развитие представляется научным и разумным. Развитие технологий определяет формы их применения, и лишь новые формы применения влияют на структуру боевых армий. Эта тенденция неизбежна и будет продолжаться.

Технологии — комплекс не только передовых решений, но и мер по их разработке, научному обеспечению, обучению, развитию доктрин, которые позволят изменить ситуацию на поле боя в условиях существующего преимуществ противника в военном потенциале и ресурсах. Проще говоря, уже сегодня мы изобрели способ сражаться и побеждать более сильные армии XXI века. Очевидно, что именно технологии должны обеспечить стойкость украинского государства.

В то же время я всецело согласен с тем, что российско-украинский конфликт — это еще не война будущего, а война переходного периода. Но именно этот конфликт формулирует новые правила. Именно мы, украинцы, своей кровью и жаждой победы формируем принципы и алгоритмы новой войны. Войны, которая станет войной будущего.

Надо признать, что жажда выжить на поле боя — чуть ли не основная причина совершенствования оружия. Сочетание таких факторов, как скудность ресурсов, отсутствие должной поддержки и невозможность сосредоточиться на производстве традиционных средств борьбы, привело к значительным изменениям на поле боя в российско-украинском конфликте. По сути, началась новая эра форм и методов военных действий. Мы видим, как научно-технический прогресс привел в движение колесо истории и вывел на поле боя технологии, которые, по-видимому, станут решающими в этом противостоянии и, главное, заложат основу глобальной безопасности будущего. Кто быстрее освоит эти технологии — демократический мир или мир тирании — будет зависеть от нас.

В войне все решают ресурсы и время. Если рассматривать технологии как ресурс, то на сегодняшний день в силу различных причин ни Украина, ни Россия не смогут самостоятельно их освоить в ближайшем будущем. Это означает, что единственным выходом станет увеличение человеческих ресурсов, задействованных в боевых действиях. В то же время технологии будут ждать смельчаков, которым под силу их освоить. Кто ими овладеет, тому и решать вопросы глобальной безопасности.

Трудно сказать, как будет развиваться ситуация в дальнейшем. Но одно можно сказать наверняка: тиранам нужна постоянная война для внутреннего использования — как инструмент удержания власти. Остальным же необходимо возвести от них надежную защиту.

Сегодня, как никогда прежде, именно на Украине находят способы выживания и создают новые технологии. Но по понятным причинам масштабировать производство не могут. С другой стороны, у наших партнеров есть ресурсы, но нет практического поля для их испытания и применения на практике. Лишь вместе мы сможем эффективно воспользоваться этим ресурсом, ведь время уже работает против нас.

“Соблюдая вчерашние правила войны, невозможно прийти к успеху сегодня, а тем более завтра. Осознание этого может спасти немало жизней. Мы должны осваивать новые правила войны и считаться с их последствиями”. Эту цитату я позаимствовал у американского генерала в отставке Стэнли Маккристала.

Заканчивает он вот как: “В противном случае нас всех опередят”. Я бы выразился еще категоричнее: а иначе мы все погибнем.

Оригинал статьи

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх