МС-21: достойная конкуренция Airbus и Boeing
Для еще разрабатываемого самолета МС-21 это первая демонстрация на зарубежном рынке. Этот лайнер на евразийском рынке в классе ближне- и среднемагистральных пассажирских самолетов может составить конкуренцию Airbus и Boeing, в то время как американская корпорация испытывает большие имиджевые проблемы.
Об МС-21-300
Разрабатываемый самолет вместимостью от 163 до 211 пассажиров сейчас находится на стадии сертификационных испытаний. Сертификация в РФ намечена на 2020 год, позже сертификат планируется валидировать для европейского рынка. На данный момент летные испытания проходят три самолета, в течение 2019 года к ним присоединится еще одна машина. Сейчас ведется строительство самолета, на который будет установлен российский двигатель ПД-14. Пакет твердых заказов на самолет МС-21 составляет 175 машин (крупнейший – "Аэрофлот", купивший 50 самолетов). Предполагается, что у самолета будут еще две версии: МС-21-200 (от 132 до 165 мест) и МС-21-400 (до 250 мест).
Продолжение
По словам специалистов ОАК (Объединенная авиастроительная корпорация), МС-21-300 находится в самой востребованной нише. "Мы очень много анализировали заказы, которые размещаются на самолеты конкурентов, они все показывают, что заказываются самолеты все большей вместимости. Спрос балансирует между A320 и A321. Именно в этом сегменте находится и МС-21-300", — говорил в ходе недавней презентации самолета на МАКС-2019 вице-президент по маркетингу и продажам ПАО "Корпорация "Иркут" Кирилл Будаев.
Эта машина — первый лайнер, сделанный полностью по западным стандартам с учетом мировых тенденций и реального спроса на рынке. Созданный без советского задела, он является вторым после Sukhoi Superjet 100 масштабным российским проектом в области гражданской авиации. Дальность его полета (6000 км) позволяет полностью покрыть потребность российских авиакомпаний в лайнерах для среднемагистральных перевозок. По прогнозу разработчиков, в течение следующих 20 лет потребуется порядка 30 000 таких самолетов в мире, и порядка 1000 самолетов — потенциальный спрос на самолет МС-21.
Если будут твердые договорные обязательства о поставках МС-21, а в дальнейшем и совместное производство, то, по мнению Попова, сложится удобная логистика — нет третьей транзитной страны, поставки идут напрямую через Черное море. И в этом тоже огромная выгода.
"Ели налаживается совместное производство, то часть технологий мы передаем, а для них это польза в развитии промышленности и дальнейшее освоение рынков сбыта. Ведь у них есть свои наработанные каналы, а у нас — свои. То есть мы удваиваем свои возможности напрямую", — отмечает эксперт. И тут еще одно направление открывается — они придут к нам за подготовкой кадров. "Кто лучше может подготовить специалистов, как не страна производитель? Начнутся взаимоотношения и развитие двух стран в экономическом плане, — говорит Попов. — И вот такая цепочка идет с продажи одного самолета! И дальше: его техническое обслуживание, модернизация и развитие".
SSJ-100: "предлагать, продвигать и учиться ошибках"
Sukhoi Superjet 100 прибыл на выставку уже не в качестве "новичка", а самолета, имеющего почти трехлетний опыт эксплуатации, — в этом его и "фишка". Впервые применен такой подход: показать не демонстрационный образец, а действующий, со всеми лицензиями. И в случае заинтересованности турецких авиаперевозчиков, SSJ-100 не потребуется дополнительная сертификация. Еще в 2012 году EASA (Европейское агентство по авиационной безопасности) выдало самолету европейский сертификат типа, который признается турецкими авиационными властями. И в этом тоже огромный плюс, считают в компании "Гражданские самолеты Сухого" (ГСС, разработчик самолета).
Стоит отметить, что SSJ-100 постоянный участник международных выставок, и его визит в Турцию второй: в прошлом году он демонстрировался на авиасалоне в Анталье.
Основная его проблема — это, по мнению эксперта, наше неумение, с одной стороны, продавать самолеты, а с другой — делать так, чтобы эксплуатанту было комфортно его использовать. "Имеется в виду обеспечение запчастями, техподдержкой — сопровождение жизненного цикла, — говорит Гусаров. — Научимся это делать, а эта задача не одного дня решения, то и SSJ-100 будет лучше продаваться, и МС-21 пойдет по проторенному пути, имея на начальном этапе сеть технического обслуживания".
"На моих глазах прошла вся история рождения SSJ-100 и МС-21. Я могу сказать, что, к счастью, команда, которая реализует проект МС-21, пока справляется на хорошую четверку с плюсом. Все ошибки, которые были сделаны на проекте SSJ-100, учтены, и пока создателям МС-21 удается не наступить, как говорится, на грабли повторно", — отмечает эксперт.
Накануне турецкой выставки глава госкорпорации "Ростех" Сергей Чемезов в интервью РБК заявил, что самолет может сменить название на российское, а также в SSJ-100 необходимо уходить от сильной зависимости от иностранных комплектующих.
И такие шаги уже рассматриваются. "Однако сначала самолет должен претерпеть серьезные улучшения на основе глубокого анализа замечаний, необходимо сделать разумные шаги по импортозамещению, машина должна стать лучшей в своем классе, и тогда эти изменения логично приведут к новому названию, может, и российскому, и последует процедура ребрендинга", — отметили в пресс-службе ГСС. Просто дать новое имя — не самоцель, его нужно создать, и у "Ростеха" есть в этом хороший опыт.
МС-21 — это отличные перспективы, а SSJ-100 — реальность. "По SSJ-100 мы просто будем продолжать открывать ему двери на мировые рынки. Почему даже хотят переназвать? Чтобы получить свое брендовое название и уйти от тех грехов, которые он за собой тащит. Ведь мы его сегодня будем модернизировать, а точнее — дорабатывать", — говорит летчик Попов.
В настоящий момент производитель самолетов Superjet 100 ведет ряд технологических разработок по улучшению воздушного судна. "Одна из них повлияет на повышение топливной эффективности самолета до 4%. Топливная эффективность самолета напрямую влияет на операционные расходы авиакомпании при его эксплуатации, что сегодня особенно актуально во время паники на рынке углеводородов", — сообщили ТАСС в пресс-службе ГСС.
Свежие комментарии