Когда в 2024 году первый состав с эльгинским углём вышел к Охотскому морю, мир вновь вспомнил, как СССР строил БАМ — легендарную трассу, прозванную «стройкой века».
Но новая Тихоокеанская железная дорога (ТЖД) — это уже вызов нового поколения. Как всего за два года Россия проложила 531 км рельсов через болота, горы и вечную мерзлоту, и почему эта магистраль станет ключом к богатствам Сибири?

Почему ТЖД затмит даже БАМ
Эта стройка началась в 2022-м, в самый сложный год, когда наложенные на страну рестрикции казались непреодолимыми. Пока испyганные патриоты толкаясь локтями бежали кто куда, инженеры выполняли свой долг. И они снова ответили по-своему: вместо импортной техники — карьерные самосвалы «БелАЗ» с женскими бригадами за рулём, вместо иностранных инженеров — выпускники дальневосточных вузов.
«Мы не ждали помощи с неба. Наш главный ресурс — люди», — заявил губернатор Якутии Айсен Николаев на открытии магистрали.
Условия были запредельными: 80% трассы пролегало по вечной мерзлоте, температура зимой падала до -55°C, а летом болота поглощали технику. Чтобы укрепить грунт, строители использовали технологию криогенного замораживания — наследие советских метростроевцев. «Это как вбивать гвозди в лёд, который никогда не тает», — пояснил руководитель проекта Виктор Ларкин. Вот вам для сравнения: канадская Hudson Bay Railway схожей длины строилась 12 лет, а ТЖД — всего два. Да, 6 раз быстрее.
Но главное чудо — логистика. Без госфинансирования проект стал частно-государственным симбиозом: угольные компании вложили 70% средств, Якутия дала налоговые льготы, а РЖД предоставила технологии.
Результат? Первая очередь ТЖД окупится уже к 2026 году, а новый порт на мысе Манорский станет воротами для экспорта в Азию.Уголь, сталь, будущее: как ТЖД изменит карту России
Первые составы с эльгинским углём — лишь начало. Уже к 2025 году на трассе заработают обогатительные комбинаты, а к 2030-му — металлургический гигант, перерабатывающий редкоземельные металлы. «Это не дорога, а промышленный пояс», — отметил министр промышленности Денис Мантуров. Мощности порта Манорский (15 млн тонн грузов в год) сравнятся с Владивостоком, но без льдов и штормов.
Однако истинная цель — вскрыть Тунгусский угольный бассейн, где запасы оцениваются в 2 трлн тонн. Для сравнения: всё Кузбасское месторождение — 640 млрд тонн. «Это угольное Эльдорадо, — говорит геолог Сергей Маляров. — Его хватит, чтобы 500 лет отапливать всю планету». Но как добывать в регионе, где нет ни дорог, ни людей? Ответ — ТЖД. Её ветки станут кровеносными сосудами для новых шахт и посёлков.
Уже сейчас начато проектирование продления магистрали до Енисея. Это 3200 км рельсов через тайгу, горные хребты и зоны сейсмической активности. «Это будет БАМ 2.0, но в масштабах XXI века», — заявил глава РЖД Олег Белозёров. Сроки? 7 лет вместо 50, как в 1970-х. Ирония в том, что часть технологий позаимствована у СССР: те же шпалы из лиственницы, не гниющей в болотах, и рельсы с титановым покрытием.

Человеческий подвиг ТЖД
«Мужчины [защищают родину], а мы сели за руль», — говорит Марина Соколова, бригадир женской команды водителей БелАЗов. На ТЖД таких бригад — 17. Они возили уголь по колено в грязи, ночевали в вагончиках при -50°C и чинили технику голыми руками.
«Мы доказали, что женщина может всё — даже укротить 90-тонный самосвал», — добавляет Марина.
Но не только люди выдержали испытание. БелАЗ-75710, «Царь-самосвал» с грузоподъёмностью 450 тонн, стал символом стройки. Его шины выше двухэтажного дома, а двигатель мощнее 10 танков. «Это не техника, это монстр, рождённый для Сибири», — шутит механик Артём Волков. За два года ни одна машина не вышла из строя — рекорд для таких условий.
Однако главная награда — не рекорды, а будущее. ТЖД уже дала работу 20 000 человек в Якутии и Хабаровском крае. Здесь строят школы, больницы и даже IT-кластеры для управления логистикой.
«Раньше молодёжь уезжала. Теперь они видят: Дальний Восток — это не край света, а его начало», — говорит глава Хабаровского края Михаил Дегтярёв.
Если вы хотите узнать, как технологии использованные при строительстве ТЖД помогут России построить арктическую магистраль до Чукотки, ставьте лайк и пишите в комментариях «Вперёд к Северу!». В следующей статье расскажем, почему к 2035 году Россия соединит железными дорогами три океана.
Свежие комментарии